Педагогический проект «Четвероногие защитники Родины»
проект (старшая группа)

Осипова Кристина Львовна

Методический паспорт проекта

 

  1. Тема педагогического проекта: «Четвероногие защитники Родины».
  2. Руководитель проекта:

Воспитатель: Осипова К.Л.

  1. Исполнитель проекта: МОУ «СОШ № 27» Структурное дошкольное подразделение: Детский сад № 67 «Ивушка г. Подольск
  2. Юридический адрес исполнителя: 142134, Московская область, городской округ Подольск, Подольская, 6а.
  3. Адресация проекта: проект предназначен воспитателям старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chetveronogie_zashchitniki_rodiny.docx67.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 27»

Структурное дошкольное подразделение: Детский сад № 67 «Ивушка г. Подольск

Педагогический проект

«Четвероногие защитники Родины»

Подготовила: воспитатель

МОУ «СОШ № 27»

Осипова К.Л.

Подольск 2023 г.

Методический паспорт проекта

  1. Тема педагогического проекта: «Четвероногие защитники Родины».
  2. Руководитель проекта:

Воспитатель: Осипова К.Л.

  1. Исполнитель проекта: МОУ «СОШ № 27» Структурное дошкольное подразделение: Детский сад № 67 «Ивушка г. Подольск
  2. Юридический адрес исполнителя: 142134, Московская область, городской округ Подольск, Подольская, 6а.
  3. Адресация проекта: проект предназначен воспитателям старших и подготовительных групп.
  4. Цель проекта: формирование нравственно- патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (любви к своей Родине, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ).
  5. Задачи проекта:
  1. Формировать представление у детей о событиях Великой Отечественной Войны.
  2. Расширить знание детей о подвиге животных в годы Великой Отечественной Войны;
  3. Формировать        нравственно-патриотические        качества        дошкольников:        храбрость, честность, мужество.
  4. Формировать познавательный интерес к истории своей страны
  5. Обогощать словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
  6. Привлечь родителей к совместной работе над проектом.
  1. Благополучатели проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников.
  2. Типовые особенности проекта:

По тематике: познавательный, информационно-творческий. По продолжительности: 2 недели.

По составу участников: групповой.

  1. Исполнители основных мероприятий: воспитатель Осипова К.Л.

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

Великая Отечественная Война – страшное, трудное время для всей нашей страны. Подрастающее поколение не должно забывать о бессмертных подвигах наших предков на поле боя, в тылу, на оккупированных врагами территориях. В то суровое время вместе с людьми на страже Родины встали и братья наши меньшие (собаки, лошади, верблюды, кошки, олени, голуби и тд). Специально обученные животные делали все то, чему их научили люди и с отвагой погибали за Родину.

Данный проект направлен на формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с подвигом животных в годы Великой Отечественной Войны.

Обоснование проблемной ситуации:

- Недостаточное знание детей о роли животных в годы Великой Отечественной Войны.

Этапы реализации проекта:

  1.  Подготовительный этап.
  1. Выявление первоначальных знаний детей о роли животных в годы Великой Отечественной Войны;
  2. Подбор литературы о Великой Отечественной Войне, фотографий, плакатов, атрибутов, музыки.
  1.  Основной этап реализации проекта.
  1. Цикл бесед по темам:
  1. Легендарные собаки.
  2. Подвиги кошек во Время Великой Отечественной Войны
  3. Лошади -участники Великой Отечественной Войны»
  4. Арктические танки-северные олени.
  5. Ослы, верблюды и козлы – храбрые воины.
  6. Крылатые разведчики.
  7. Подвиги Айболитов во Время Великой Отечественной Войны.
  1. Игровая деятельность:
  • сюжетно-ролевая игра «Айболит»;
  • игра с использованием макета «Четвероногие защитники Родины».
  1. Познавательное развитие:
  • чтение художественных произведений о животных героях: В.В. Кокосов «Животные на войне», В.Великанов «Разбойник и Мишка», «Рассказы о животных во время Великой Отечественной Войны» А. Митяева и т.д.
  • совместная  деятельность  воспитателей,  детей  и  родителей  над  проектом

«Четвероногие защитники Родины»;

  1. Художественная деятельность.
  • аппликация, коллективная работа «Голубь птица мира»;
  • рисование на тему «Четвероногие защитники Родины»;
  • конструирование «Четвероногие защитники Родины»;
  1.  Заключительный этап.
  1. Выставка творческих работ семей воспитанников.
  2. Оформление макета «Четвероногие защитники Родины».

Ожидаемые результаты:

  1. Планируемый результат со стороны детей:
  • Дети расширили свои знания о роли животных во Время Великой Отечественной Войны.
  1. Планируемый результат со стороны родителей:
  • Плодотворное сотрудничество педагогов с родителями в результате совместной работы над проектом;
  • Установление положительных эмоциональных связей между детьми и родителями в результате совместной работы над проектом.
  1. Планируемый результат со стороны педагогов:
  • Активная исследовательская деятельность.
  • Установление доверительных отношений с родителями воспитанников.

Содержание проекта:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор иллюстраций, демонстрационного материала.
  • Разработка конспектов ООД.

Цикл бесед «Четвероногие Защитники Родины».

Цель: патриотическое воспитание детей через приобщение к героическому прошлому своей страны.

Программные задачи:

  • Расширить знание детей о Великой Отечественной войне;
  • Расширить знание детей о роли животных во время Великой Отечественной Войны
  • Рассказать о подвигах четвероногих солдат в годы Войны;
  • Формировать познавательный интерес к истории своей страны;
  • Развивать словарный запас у детей;
  • Формировать уважительное отношение к животным, желание заботиться о братьях наших меньших.

Оборудование и материалы: фотографии с изображением животных на войне (собак, кошек, голубей, оленей, лошадей, верблюдов, ишаков).

Предварительная работа: предварительная беседа о Великой Отечественной Войне, показ иллюстраций.

  1. Конспект беседы «Легендарные собаки»

Ход:

Педагог: Ранним июньским утром 1941 года началась Великая Отечественная Война. Ребята, какого числа началась война? Кто напал на нашу страну?

Ответы детей:

Педагог: 22 июня 1941 – начало Великой Отечественной Войны. На защиту Родины встали все те, кто мог держать оружие в руках. Дети, старики, женщины трудились во имя Победы в тылу. Но, на защиту Родины встали не только люди, но животные (собаки, лошади, голуби, верблюды, ишаки, кошки, олени).

Сегодня, я вам расскажу о подвиге собак на войне.

В годы войны на военную службу в красной армии было призвано около 68 тысяч собак. Послушайте стихотворение и вы узнаете кем были собаки во время войны.

У нас уважают собаку не даром. Собака на фронте была санитаром, Связистом, сапером.

Порою собаки на танки фашистов бросались в атаки. Да, на войне, получалось и так.

Что «тигры», «пантеры» боялись собак. (Е.Ефимовский).

Кем же были собаки на войне? Ответы детей:

Подвиги собак:

Огромное количество батальонов боевых собак несли службу на благо Родины: миноискателей, истребителей бронетехники, ездовых и санитарных, связистов, собак разведчиков, диверсионных и сторожевых.

Уже в самом начале войны собаки совершили свой первый подвиг. В конце июля 1941 года пограничный отряд охраны с 150 пограничными собаками принял свой последний бой у села Легедзино. Силы были неравны, против сотен пограничников воевал целый немецкий полк. Когда в живых оставалось несколько бойцов было принято решение выпустить 150 обученных овчарок. Отважные собаки набросились на немцев. Враг в панике отступал до тех пор, пока к ним на подмогу не подошли танки. Собакам удалось остановить наступление немцев на 2 дня. В бою погибли 500 пограничников со своими четвероногими друзьями. В плен никто не сдался, а всех уцелевших собак немцы уничтожали.

Собаки- саперы:

Во время Великой Отечественной Войны специалисты кинологи подготовили более 6000 тысяч собак-саперов. Они участвовали в разминировании крупнейших городов (Белгород, Киев, Одесса, Витебск, Вена, Берлин, Будапешт), мостов, дорог, значимых культурных объектов, полей. Четвероногие красноармейцы находили взрывчатые вещества под землей на глубине до двух метров, указывая на мины любого типа.

Джульбарс.

Самая известная собака-миноискатель по кличке Джульбарс (Жулик). За годы войны отважный пес нашел 7468 мин и более 150 тысяч снарядов. Джульбарса воспитала опытный инструктор Дина Волкац. В марте 1945 года Джульбарс награжден медалью «За боевые заслуги».

Колли Дик.

За время войны Дик нашел свыше 12 тысяч мин. В фундаменте Павловского дворца он нашел 2500 кг бомбу с часовым механизмом за час до ее взрыва. Дик дожил до глубокой старости и был похоронен со всеми воинскими почестями.

Физкультминутка:

А, теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли! В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели- вновь задело!

Собаки истребители-бронетехники.

Немецкие танкисты прозвали этих собак «Дьявольским орудием Красной армии».

Участь этих собак не завидна. Обвешанные взрывчаткой собаки кидались под вражескую бронетехнику. Одна из собак подрывников Дина пустила под откос вражеский поезд и осталась жива. Дина выскочила на рельсы, стянула с себя повязку со взрывчаткой и отпрыгнула в сторону. Дину тренировала и воспитывала Дина Волкац.

Ездовые собаки

Во время войны широко использовались ездовые подразделения собак. На телегах и санях собаки доставляли боеприпасы, амуницию и продукты питания, медикаменты, эвакуировали пострадавших в госпиталь. На некоторых участках фронта ездовые собаки были основным видом транспорта.

Собаки санитары.

Собак-санитаров раненые бойцы прозвали «мохнатыми ангелами». Эти собаки обладали чутким слухом и прекрасным обонянием. На поле боя он находили солдат, которые находились без сознания, облизывали лицо и приводили их в чувства.

Затем раненый солдат переваливался на волокуши (носилки) и собаки тащили его до полевого госпиталя. Для легкораненых бойцов на спину собак крепилась санитарная сумка с медикаментами. Предполагалась, что раненый перевяжет себя сам и доберётся до полевого госпиталя.

Пес Мухтар вытащил с поля боя своего раненого проводника и в общей сложности спас жизни около 400 солдат. Пес Бобик вместе со своим проводником Дмитрием Тороховым вытащил 1580 бойцов.

Собаки-разведчики.

Разведчики ценили помощь собак и часто брали их на задания. Обученные псы находили огневые точки и своими движениями оповещали бойцов разведки. Собаки- разведчики убирали и вражеских часовых. Пес Туман набрасывался на немецких солдат сзади, сбивал с ног и на носил укус в затылок.

Разведчик Джек вместе со своим проводником ефрейтором Новеллой Кисагуловым 12 раз отправлялся во вражеский тыл и помог захватить около 20 важных для командования офицеров.

Собаки-связисты.

В условиях ожесточенных боев не всегда удавалось обеспечить бесперебойную проводную или радиосвязь с подразделениями и тогда на помощь приходили собаки- связисты. Собаки не боялись пуль, разрывов снарядов, топких болот и глухих лесов. Дрессированные псы шли к пункту назначения и несли важные донесения. Собаки- связисты устанавливали и проводную связь. За годы войны они размотали около 8 тысяч кабеля.

Пес Рекс – три раза переплывал Днепр, передавая важные донесения.

Пес Бульба – за годы войны он смог размотать несколько сотен километров кабеля для связи и доставить более 1500 важных донесений.

Альма – при выполнении задания была тяжело ранена немецким снайпером, но это не помешало ей передать в штаб пакет с ценными документами.

Сторожевые собаки.

Сторожевые овчарки зорко осматривали местность и при любом приближении постороннего предупреждали своим лаем проводников. Среди сторожевых псов прославился пес Агай – он десятки раз отпугивал немецких диверсантов и предупреждал об опасности советских солдат. 24 июня 1945 года на Параде Победы рядом с бойцами шли и их четвероногие друзья. Знаменитый пес Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в параде Победы. Тогда было принято решение нести пса на руках по Красной

Площади. Нес отважного четвероного бойца командир 37-го отдельного батальона разминирования Александр Мазовер.

Педагог проводит рефлексивно-оценочный этап.

  1. Конспект беседы

«Подвиги кошек во Время Великой Отечественной Войны»

Ход:

Педагог: Мы ребята уже знаем о подвигах собак во время Великой Отечественной Войны. Давайте вспомним, какую роль сыграли собаки во время войны? Чем они помогали людям?

Ответы детей: Собаки были санитарами. Собаки – связисты. Собаки искали мины и подрывали танки. На собачьих упряжках перевозили грузы и людей.

Педагог хвалит детей за правильные ответы.

Педагог: Ребята, не только собаки помогали людям в тяжелое военное время. А чтобы узнать, что это за зверь отгадайте загадку.

Педагог загадывает загадку:

Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – КОТ.

Сегодня, я вам расскажу о кошках, которые внесли свой вклад в Великую Победу.

Педагог сопровождает свой рассказ показом фотографий времен Великой Отечественной Войны.

  1. пример:

Во время войны круг кошачьих обязанностей расширился. Кошки были необходимы в госпиталях. Свой лаской они поднимали настроение раненым солдатам, согревали их своим теплом, тем самым помогали выздоравливать.

  1. пример:

Кошки своим чутьем спасали жизни раненным и медработникам. За много километров кошки улавливали рев моторов бомбардировщиков, которые приближались к госпиталям, медсанбатам. Медработники знали, если кошки хватают своих котят и прячутся в подвалы значит надо скорее эвакуироваться в безопасное место.

  1. пример:

Кошки служили и в зенитных батареях. Один такой кот помогал бойцам в блокадном Ленинграде. Задолго до всяких радаров кот оповещал артиллеристов о налете вражеской авиации. Перед приближением вражеских самолетов кот начинал фыркать, шерсть на спине становилась дыбом. За все блокадные годы кот н разу не ошибся. Бойцы ценили своего усатого помощника. Он получал довольствие. Солдаты следили, чтобы кота никто не украл.

  1. пример:

Кот Рыжик дошел со своей батареей до Восточной Пруссии. Рыжик, отличал немецкие самолеты от наших самолетов и однажды спас жизнь летчику.

Педагог: Послушайте внимательно эту историю.

Педагог читает отрывок из книги «Животные на войне» В. Колосова стр. 57. Физкультминутка:

Кошка утречком проснулась. Вверх изящно потянулась.

Вниз красиво наклонилась. Вправо-влево покрутилась И тихонько удалилась.

  1. пример:

Коты служили и в пехоте. В траншеях они вели бой с грызунами, которые распространяли инфекционные заболевания.

  1. пример: Разведчица Мурка.

Во время уличных боев Сталинградской битвы нашим разведчикам помогала умная и храбрая кошка.

Немецкие снайперы тщательно стерегли позиции наших солдат. Поэтому, чтобы доставить важные сведения в штаб разведчики прикрепляли к ошейнику Мурки записку. И Мурка пробиралась с важными сведениями по разрушенному городу в штаб. И не один вражеский снайпер не заподозрил, что бегущая мимо него киска опаснее, чем батальон русских солдат.

  1. пример:

Огромную роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие, произведения искусства Эрмитажа от крыс. Когда в Ленинграде закончилось продовольствие кошки становились едой. Так со временем в блокадном Ленинграде кошек не осталось совсем. Тогда из Ярославской области в Ленинград привезли «кошачью дивизию» (два эшелона с крысами), которые боролись с крысами.

Кошкам установлены памятники в Тюмени и Ленинграде. В Санкт-Петербурге установлен памятник на улице Композиторов: кошка сидит на стуле и греется под торшером, а надпись на табличке гласит «В память о кошках блокадного Ленинграда».

Вот так помогали кошки людям в трудную минуту.

Рефлексивно-оценочный этап

Педагог спрашивает у детей: Как кошки помогали людям во Время Войны? Клички каких знаменитых кошек запомнили.

Конспект по изобразительной деятельности

«Собаки, кошки - четвероногие защитники Родины»

Цель: создание условий для развития творческих способностей, познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  • закрепить знание детей о подвиге собак и кошек в годы ВОВ;
  • развивать воображение, фантазию детей.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: предварительная беседа о подвиге собак и кошек в годы ВОВ, показ иллюстраций, беседа

Ход

Педагог просит вспомнить детей о роли собак и кошек в годы Великой Отечественной Войны и нарисовать любое запомнившиеся им животное.

Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Конспект беседы

«Крылатые разведчики»

Ход:

Педагог читает загадку: Птица Мира и добра, Птица счастья и тепла, Это птица почтальон,

Не собьется с курса он. (Голубь)

Педагог спрашивает у детей ответы на загадку. Ответы детей: Голубь.

Педагог: Ребята, я сегодня вам расскажу о «голубиной армии». Специально выведенные, почтовые голуби – служили в армии еще со времен Древнего Китая и Рима. Во время Первой мировой войны голуби тоже были востребованы в армии. Чем же занимались голуби?

Они переносили голубеграммы – депеши, которые писались на тонкой бумаге. Их вкладывали в стволик гусиного пера и прикрепляли к лапке голубя или хвосту. Во время Великой Отечественной войны депеши вкладывали уже в металлические контейнере и

прикрепляли к лапке голубя. Голуби - были и разведчиками. Тренированная птица, может нести до 75 граммов веса. Для голубей был разработан легкий фотоаппарат с часовым механизмом. Отправленный в разведку голубь летал над вражескими позициями, а

сделанные им фотоснимки увеличивали в фотолаборатории и относили в штаб. В годы Великой Отечественной Войны голуби стали переносить и маленькие бомбочки – голубезажигательные снаряды.

Голубиная связь стала важным звеном при обороне Москвы. Вражеским огнем была разрушена телефонная связь, радисты убиты, если посылать посыльного, то он совсем не скоро доберётся. Тогда военный голубевод отправил своего питомца с важным сообщением. Крылатый посланник быстро доставил голубеграмму в штаб дивизии. Подкрепление подоспело вовремя, и атака врага была отбита. Голубевод Петухов и его крылатый друг были награждены орденом. Всего за оборону Москвы около 30 голубеводов получили ордена и медали.

Физкультминутка «Голуби»:

Голуби летят,

Крыльями шумят. Пролетают над землей,

Почту нам несут с тобой.

Почту нам доставили, В облаках растаяли.

Немцы тоже использовали голубиную связь и прекрасно понимали, что пернатые солдаты наносят большой вред. Они требовали закрывать голубятни на оккупированных территориях, сдавать голубей в комендатуру. Для перехвата советских голубей немцы использовали специально обученных соколов и ястребов.

Я, вам прочитаю отрывок из книги В.Кокосова «Животные на войне» о храбром мальчике Вите Черевички. Педагог читает отрывок из книги стр. 41-43.

Известен подвиг крылатого разведчика под номером 48. Голубям имен не давали, но все они были строго записаны по номерам. Однажды 48 отправился в гранатной сумке одного красноармейца в разведку. Необходимо было получить важную информацию. Информацию разведчики получили, но немецкая разведка их выследила. Радист погиб. Тогда разведчики отправили донесение с крылатым разведчиком. Голубь взмыл в небе, но его стал атаковать немецкий ястреб. Наш крылатый боец стал маневрировать и в итоге обхитрил хищника. Получив серьезные ранения, боец долетел до своего голубевода Попова и упал ему под ноги. Донесение срочно отправили в штаб, а голубя на операционный стол. Голубь выжил.

Педагог читает отрывок из книги В.Кокосова «Животные на войне» стр. 51.

Советская голубиная армия понесла большие потери во время войны, но внесла огромный вклад в Победу над врагом.

Педагог проводит рефлексивно-оценочный этап.

Аппликация «Голубь-птица мира»

Цель: закрепить знание детей о подвиге «крылатых разведчиков».

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств восхищения, уважения, гордости к братьям нашим меньшим;
  • развитие творческих способностей;
  • совершенствование навыков работы с ножницами, клеем, бумагой.

Предварительная работа: рассматривание фотографий животных на войне в годы Великой Отечественной Войны, чтение художественной литературы, проведение бесед по заданной тематике.

Оборудование и материалы: стенд с фотографиями «крылатых разведчиков»; силуэты голубей, белая бумага, клей, ножницы.

Ход:

Педагог: Ребята, сегодня я вам предлагаю в память о подвигах голубей сделать аппликацию «Голубь-птица мира»!

Для этого нам понадобиться силуэты голубей, полоски белой бумаги.

Для коллективной работы цветной картон, цветная бумага, георгиевская лента. Приступим к нашей аппликации:

  1. этап: по шаблону аккуратно вырезать заготовку.
  2. этап: вырезаем из белой бумаги полоски. Полоски делим на 2 части.
  3. этап: склеиваем полоску, так чтобы у вас получилась петелька. Это будет хвост голубя.
  4. этап: приклеиваем петельки к хвосту голубя.

Для коллективной аппликации педагог выбирает одного из голубей. Заранее родителями воспитанников были сделаны красные гвоздики из креповой бумаги.

Дети совместно с педагогом приклеивают заготовки к цветному картону.

Коллективная работа была представлена на выставке в детском саду

«Спасибо деду за Победу».

Педагог проводит рефлексивно-оценочный этап.

  1. Конспект беседы

«Лошади -участники Великой Отечественной Войны»

Ход:

Педагог: Великую Отечественную Войну называли войной моторов, но и без лошадей Красная армия обойтись не смогла.

К июню 1941 года В Красной армии было три кавалерийских корпуса (это 526 тысяч), а к 1 сентября число лошадей в армии выросло до миллиона триста с лишним тысяч.

Лошадей применяли, как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжки из лошадей всю войну тянули на себе боевые орудия. Лошади подвозили обозы с продовольствием, полевые кухни, снаряды, патроны. Они отвозили с передовых позиций в тыл, к госпиталям и медсанбатам, подводы с ранеными. В 1941 году были разработаны

«Катюша» на конной тяге. Лошади были незаменимыми бойцами особенно весной и осенью, во время распутицы и зимой, когда отказывал автотранспорт из-за сильных морозов и снежных заносов.

Лошади самых разных пород помогали красноармейцам бороться с врагом: кабардинские с Кавказа, ахалктекинцы из Средней Азии, кузнецкой породы из Сибири, разные полукровки и метисы, тяжеловозы. За лошадями ухаживали, если надо – лечили в полковых и дивизионных ветеринарных лазаретах.

Во время битвы за Москву отличился конный корпус Льва Михайловича Доватора. Конный корпус внезапно налетал на танки врага и пулеметные эскадроны и сметал все на своем пути.

31 января 1941 года в Волынской области храбро себя показали смелые всадники из Тувы. Маленькие всадники с саблями на низкорослых лохматых конях подвергли в ужас немцев. Гитлеровцы прозвали их «Черная смерть».

В 1943 году в нашей стране учредили должность командующего кавалерией Красной армии, на которую был назначен Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденый. Наши кавалеристы совершали настоящие подвиги. В 1945 году кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла пятьдесят тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден.

Гвардейский корпус взял города Ратенов, Бранденбург. Взяв город Рейнбург, они встретили союзников на Эльбе.

Физкультминутка «Лошадки»:

Эй, лошадки все за мной! Поспешим на водопой,

Вот река широка и глубока, Не достанешь и до дна.

Пейте! Вкусная водица! Постучали все копытцем! Эй, лошадки все за мной! Скачем все скорей домой!

Самым важным парадом в честь Победы в Москве наши военачальники командовали на конях. 24 июня 1945 года Парадом Победы командовал Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский на караковом коне Полюсе. Принимал Парад Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, на коне светло-серой масти по кличке Кумир.

Педагог читает отрывок из книги «Животные на войне» В. Кокосова стр. 103.

Очень много лошадей полегло на полях сражений. За время Великой Отечественной Войны погибло около 1 млн. лошадей. Трудно представить нашу победу без этих благородных животных.

Памятники лошадям установлены: в Москве на Красной площади «Памятник Жукову на Кумире», в парке Победы «По дорогам войны», в Ленинском районе Московской области в д. Орлово памятник «Слава русской кавалерии».

Педагог проводит рефлексивно-оценочный этап.

  1. Конспект беседы

«Арктические танки-северные олени»

Ход

Педагог: Северный олень - гордый красавец тундры. В годы Великой Отечественной Войны благодаря храбрости этих животных немецкие и финские войска не смогли захватить город Полярный, город Мурманск, Северный порт, в который прибывали суда союзников с необходимыми для фронта и тыла грузами.

В заснеженных сопках и горных ущельях Кольского полуострова в условиях бездорожья оказался незаменимым транспорт северной тундры – олень. Протяженность северного фронта была огромной до 1600 км. Тогда командование Карельского фронта приказало формировать армейские оленьи отряды. Рогатых бойцов собирали в Мурманской и Архангельских областях, а потом из Республики Коми.

Многие оленеводы Ненецкого автономного округа и Республики Коми уходили на фронт с собственными личными упряжками. Оленеводы не могли бросить своих любимцев, зачастую с ними вместе и погибали.

Легкая оленья упряжка мчалась по глубокому насту от 50 до 80 км в сутки. Олень мог сам себя прокормить в тундре, не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, и даже раненый не издаст звука.

Лучшие умы гитлеровской разведки ломали головы, что за секретное оружие у наших бойцов. Когда противник разгадал этот ребус. Они стали расстреливать стада оленей из самолетов. Оленеводы берегли своих друзей, пряча их в ямы в лесу.

За годы Великой Отечественной Войны быстроногие помощники красноармейцев достали на передний край 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Оленеводы спасли множество человеческих жизней, вывезя с линии фронта в госпитали свыше 10 тысяч раненых и больных бойцов.

Педагог зачитывает отрывок из книги «Животные на войне» В. Кокосов стр.

131-132.

Из десяти тысяч мобилизованных оленей осталось в живых чуть больше тысячи. Отважные олени были полноправными бойцами, сражались до Победы.

Памятник оленям установлен в городах Нарьян-Мар, Мурманск.

Педагог проводит рефлексивно-оценочный этап

  1. Конспект беседы

«Ослы, верблюды и козлы – храбрые воины».

Ход

Педагог: Огромный вклад в Победу внесли ишаки (ослы), верблюды.

Ослы.

С 1940 по 1941 года в Красной армии было сформировано 11 вьючно-ишачьих рот. Ишаки ни в атаки, ни в разведку не ходили. Но, были незаменимыми помощниками в горах. Ишаки отлично справлялись с доставкой грузов. Они внесли немалый вклад в успех битвы за Кавказ 1942-1943 г. Ишаки перевозили боеприпасы, военное снаряжение, продовольствие были незаменимым транспортом на горных тропах. Красноармейцы заботились о своих верных помощниках. Да и сами животные помогали друг другу.

Педагог зачитывает отрывок из книги «Животные на войне» В. Колосова стр.

69. Ишаки трудились в любую погоду, не подводили бойцов ни в стужу, ни в жару.

Верблюды:

В 1942 году во время Сталинградской битвы Красной армии помогали верблюды. Так как грузовиков, лошадей, чтобы доставлять артиллерию на боевые позиции не было. Тогда из степей пригнали свыше 300 «кораблей пустыни».

Верблюды очень упрямые животные, свободолюбивые бойцам Красной Армии подчиняться не хотели. Тогда решили попросить помощи у юных мальчишек-погонщиков. Юные погонщики обучили красноармейцев управляться с верблюдами, помогли им подружиться и наладить контакт с этими упрямыми животными.

Верблюды везли на своих спинах по степи ящики со снарядами, прочие грузы. Перевозили фуры с ранеными и больными. Верблюд может перевозить до 200 кг грузов. Ему ни жако и не холодно в любую погоду.

Во время боев под Сталинградом вместе с нашими бойцами погибли и верблюды.

Верблюды научились по звукам моторов различать, когда летят наши самолеты, а когда вражеские, когда бьют наши пушки, а когда противника.

Яшка, Тамара, Васька – верблюды, которые использовались, то в хозяйстве, то в артиллерии, то в медицинской части. Яшка - тянул связь. Мишка и Машка служили в артиллерии вместе со своим командиром Григорием Нестеровым. Мишка и Машка вместе со своей пушкой вошли в Берлин. Вместе штурмовали Рейхстаг под командованием Григория Нестерова. Мишку и Машку после войны отправили в Московский зоопарк.

Верблюд Яшка тоже дошел до Берлина. Спину Яшки украшала попона с надписью

«Астрахань-Берлин». Из 350 астраханских «кораблей пустыни» выжили в боях единицы.

Физкультминутка «Верблюд»

Путешественник отважный,

Он идет пустыней важно (маршируем)

Не боится он жары (повороты вправо-влево). Два горба – как две горы (присели-встали).

Козел – парадного расчета:

Осенью 1943 года к партизанскому отряду «Борьба» на станции Куренец вышел худющий козел. Партизаны, пожалев бесхозное животное взяли его в отряд. Малыш быстро полюбился партизанам. Козел стал помогать санинструкторам, ходил с ракетницей и санитарной сумкой на боку за старшими товарищами.

Рефлексивно-оценочный этап

Педагог спрашивает детей о подвиге, каких животных они сегодня узнали? Что запомнили?

  1. Конспект беседы

«Подвиги Айболитов во Время Великой Отечественной Войны»

Ход:

Педагог: Последнее занятие проекта, я хочу посветить добрым докторам Айболитам.

Как называется врач, который лечит животных?

Ответы детей:

Педагог: Ветеринарам выпало много работы. Самым главным Айболитом считался генерал-лейтенант Василий Михайлович Лекарев. Лекарев хорошо организовал работу ветеринарной службы. Каждый ветврач выполнял свои обязанности на высоком уровне. За годы Великой Отечественной Войны ветеринары вылечили и вернули в ряды Красной армии свыше двух миллионов раненых и больных лошадей. Айболиты возвращали в строй военных собак, верблюдов и оленей, ишаков и голубей.

Голубя номер 48 спас от смерти блестящий ветврач подполковник Великанов.

На Ленинградском фронте талантливый хирург Кузнецов провел свыше шести тысяч операций раненным лошадям. На Карельском фронте спасал раненых оленей ветврач Тульчинский.

Ветеринары не только лечили больных и спасали раненых животных. Также они спасали животных, которых немцы бросали при отступлении. Более пяти тысяч трофейных лошадей и почти три тысячи бесхозных были осмотрены и подлечены нашими ветврачами и переданы для народного хозяйства нашей страны.

Военные ветеринары с честью выполнили свой долг. Семь тысяч одиннадцать офицеров ветеринарной службы награждены орденами и медалями.

В посёлке Романовка Ленинградской области есть памятник ветеринарам.

Педагог проводит рефлексивно - оценочный этап.

Сюжетно-ролевая игра «Подвиг Айболитов».

В героических боях за нашу Родину братья наши меньшие погибали, а многие были ранены. На помощь им приходили «Айболиты в погонах».

Задание: оказать медицинскую помощь животному. Необходимо перевязать рану на лапе, голове.

Оборудование: медицинские бинты, медицинское оборудование.

Конспект по конструированию с помощью игр В.В.Воскобовича

«Четвероногие Защитники Родины»

Цель: создание условий для развития творческих способностей, познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  • закрепить знание детей о подвиге животных в годы ВОВ;
  • развивать воображение, фантазию детей.

Оборудование и материалы: «Чудо-соты 1» игра – конструктор В.В. Воскобовича.

Предварительная        работа:        беседа        о        подвиге        животных        в        годы        ВОВ,        показ иллюстраций.

Ход:

Педагог приветствует детей на занятии.

Педагог: Ребята, мы с вами знаем какой вклад внесли животные в Победу в Великой Отечественной Войне над фашизмом.

Педагог: Сегодня с помощью игры-конструктора «Чудо-Соты 1» мы с вами вспомним, какие животные и как помогали Красной армии победить врага?

С помощью игры-конструктора «Чудо-Соты 1» дети конструируют животных, о которых узнали в результате проекта «Четвероногие защитники Родины» и рассказывают о их подвигах.

Педагог хвалите детей за работу.

Педагог проводит рефлексивно - оценочный этап.

Макет «Четвероногие защитники Родины»

Результатом проекта стала совместная работа воспитателей, детей и родителей над макетом «Четвероногие защитники Родины»

Цель: воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  • Наглядно с помощью макета показать детям о подвиге животных в годы ВОВ;
  • Привлечь к работе над макетом родителей воспитанников;
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою Страну;
  • Воспитывать у детей чувства доброты, желание заботиться о братьях наших меньших.

Оборудование и материалы:

  1. Для изготовления макета нам понадобиться: пенопласт, монтажная пена, краски, природный материал (мох, камни, ветки), клей пистолет, фигурки животных, фигурки солдат, военной техники.
  2. Демонстрационный материал: фотографии военных лет.

Описание макета «Четвероногие защитники Родины».

Педагог: Ребята, животные внесли огромной вклад в Великую Победу. В торжественном параде в честь Великой Победы по Красной площади вместе с солдатами Красной Армии прошли пушистые друзья.

Наш макет разделен на зоны:

  1. Подвиг северного оленя.
  2. Подвиг кошек во время Блокады Ленинграда.
  3. Подвиг лошадей;
  4. Подвиг собак.

В центре макета солдат Красной Армии и медицинская сестра. Хочется сказать, что благодаря высокому профессионализму опытных кинологов, голубеводов, ветеринаров

«четвероногие защитники» стали настоящим оружием Победы.

Данный макет используется для сюжетно-ролевых игр, все фигурки снимаются, что позволяет детям спокойно их перемещать по секторам макета.

Результаты проекта.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу:

  • что детям очень интересна тема проекта. Дети были активны на занятиях, охотно отвечали на вопросы, с интересом выполняли задания воспитателей.

Мероприятия проекта развивают творческий потенциал детей, формирует исследовательский интерес, способствует установлению положительной эмоциональной обстановке в группе;

  • родители стали активными помощниками в ходе реализации проекта.

Литература:

  1. Е. Ульева «Беседы о войне. Энциклопедия для малышей» - Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс, 2019 г.
  2. Казакова «Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и в школе/ А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина.-2 изд., испр.-М.:Издательство Гном, 2020.-48 с.
  3. В.Кокосов «Животные на войне. Как птицы и звери помогли нашей армии победить/В.Н.Кокосов.-Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2021.-144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Малая моя Родина-Савинский"

В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном посёлке, я  сталкнулись с тем, что дети  испытывают дефицит знаний о родных местах.Не знают истории своего посёлк...

Педагогический проект «Моя малая Родина - Керчь» - совместная работа воспитателей Демьяненко А.Л. и Давыдовой С.Н.

Актуальность проекта Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении к...

Презентация педагогического проекта "Моя малая Родина"

Данный материал актуален для педагогов ДОУ, родителей. Раскрывает тему патриотического воспитания дошкольников....

Педагогический проект "День защитника Отечества" в младшей группе

Вид проекта: познавательный. Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, уважение к Российской армии, проявлять заботу и любовь к старшему поколению (папе и дедушке).Актуальность.Участие в проекте...

Педагогический проект «День защитника Отечества» (дети 3-4 лет)

Тип проекта: информационно – творческийПо составу участников: групповойУчастники проекта: дети 3-4 летСрок реализации проекта: краткосрочныйПроблема: у детей не сформированы представления о празднике ...

Педагогический проект "Моя малая родина"

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи р...

Педагогический проект "Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...