Самообразование "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
материал (младшая группа)
Повышение педагогического, теоритического и практического уровня знаний
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Утверждаю:
Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Москва»
___________ А.П. Баскина
« » _______________ 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель д/с «Москва»
______________________
Воробьева О.А.
Индивидуальный план по самообразованию
На тему:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Шпак О.А..
начало работы:____________ г.
конец работы: ___________ г.
Ессентуки, 2023 г.
Актуальность.
В дошкольном детстве игра имеет в жизни маленького ребенка важнейшее значение. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.
Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития»
Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика. Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные игры, задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи – шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т д. В дидактических играх закрепляются ранее полученные знания , формируются новые, дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений, развитию умений, навыков.
Все дидактические игры можно разделить на группы:
- Игры на определения множества предметов
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на развитие логического мышления
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры на определение частей суток
Использование данных игр способствует обогащению детей математическими знаниями, развитию памяти, внимания, мышления, воспитывают самостоятельность инициативу, настойчивость в достижении цели, повышает эффективность педагогического процесса.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности.
Цель.
Повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей младшего дошкольного возраста; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.
Задачи.
- Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
- Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.
- Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.
1. Ожидаемые результаты.
Использования игровых приемов способствующие повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей.
2.Этапы реализации плана
2023-2024год
Этап I «Организационный»
Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т.д.
Этап II «Практический»
Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Этап III «Аналитический»
Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика).
План
№ | Месяц | Содержание работы | Область применения в работе с родителями | Область применения в работе с детьми |
1 | Сентябрь | Изучение методической литературы Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Планирование работы на новый учебный год Знакомство и анализ документации Повысить уровень педагогических знаний. Подбор материала. Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года. | Консультация для родителей. « Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти». Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас» | Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года. Чтение русской народной сказки «Три медведя» |
2 | Октябрь | Изучение методической литературы Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г. Оформление уголка в группе детского сада «Математический уголок» Подборка дидактических игр по ФЭМП | Консультация для родителей «Влияние математических игр на развитие ребёнка». | Беседа: «Большой- маленький». Чтение сказки В. Сутеев «Три котенка» Совместные игры с детьми: «Назови цвет», «Скажи сколько?» |
3 | Ноябрь | Изучение методической литературы И Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. Подборка, разработка и изготовление дидактических игр по развитию количественных представлений . | Консультация для родителей: «Давайте поиграем!» Анкетирование родителей: «Математика глазами родителей» |
Совместные игры с детьми: «Подбери по цвету» «Собери бусы» «Половинки» «Чудесный мешочек» « Подбери по форме» «Чего не стало?» Сюжетно-ролевая игра: «Семья» |
4 | Декабрь | Изучение методической литературы Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. –СПб: «Детство-Пресс», 2010г. Подбор и разработка игр, создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм
| Памятка для родителей: «Развиваем математические способности» Консультация для родителей: «Веселая математика дома» | Совместные игры с детьми: «Выложи по образцу» «Укрась варежку» «Наряди елочку» «Подбери по форме» «Сколько предметов» «Продолжи ряд» Сюжетно-ролевая игра: «Строители» Беседа: «Длинный -короткий» Отгадывание загадок |
5 | Январь | Изучение методической литературы Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования – М. : Школьная пресса, 2004. Показ открытого мероприятия. Подборка, разработка и изготовление дидактических игр по развитию представлений о величинах | Индивидуальные беседы по развитию математических способностей. Консультация для родителей: «Математика в нашей жизни» | Совместные игры с детьми: «Назови сколько?» «Подбери дорожку» « Выложи по образцу» «Блоки Дьеныша» «Где сидит Зайка?» Чтение русской народной сказки «Теремок» |
6 | Февраль | Изучение методической литературы Сорокина И. А. Дидактические игры в детском саду. Изготовление дидактических игр на определение количества предметов. | Консультация для родителей: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр» Совместное изготовление дидактических игр математического содержания. | Совместные игры с детьми: «Подбери по размеру» «Подбери по форме» «Выложи по образцу» «Найди домик» «Одень мишек» «Найди пару» Беседа: «Один- много» Отгадывание загадок |
7 | Март | Изучение методической литературы Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве Папка-передвижка «Старинные математические игры». | Консультация для родителей: «Первые шаги в математике» Анкетирование родителей: «Математика для развития вашего ребенка» | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» Совместные игры с детьми: «Чего не стало» « Что лишнее?» « Придумай узор» «Чудесный мешочек» «Посади зайку…» «Когда это бывает?» |
8 | Апрель | Изучение методической литературы Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины. | Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» | Беседа: «Широкий-узкий». Совместные игры с детьми: «Из каких фигур состоит?» «Выложи по образцу» «Собери бусы» «Что лишнее?» «Длинная - короткая» «Сколько предметов?» |
9 | Май | Отчёт по теме самообразования. (выступление на педсовете). Диагностическое обследование детей на конец учебного года. Работа над картотекой дидактических игр. Наметить цели и задачи по данной теме на 2024-2025 г.г. | Анализ проведенной работы с детьми за год. | Диагностическое обследование детей на конец учебного года. |
Список используемой литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
6. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
5. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005.
6. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008.
8. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005.
10. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
Сфера, 2010.
13. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006.
15. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.
16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.
17. Материалы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План развития воспитателя на 5 лет...

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....
Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...

