Самообразование "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
материал (младшая группа)

Шпак Ольга Алексеевна

Повышение педагогического, теоритического и практического уровня знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shpak_o.a._2023-24_gg._-_kopiya.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:

                                    Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель д/с «Москва»

______________________

Воробьева О.А.

        Индивидуальный план по самообразованию  

На тему:

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

                                                                                                                           Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

                                                                                          Шпак О.А..        

                                                             начало работы:____________ г.

                                                              конец работы:  ___________ г.

Ессентуки, 2023 г.

Актуальность.

 В дошкольном детстве игра  имеет  в жизни маленького ребенка важнейшее значение. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.

Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело.  В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития»

Огромную роль  в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика.  Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве.   Доступной   и  эффективной  формой усвоения математических знаний являются  занимательные игры,  задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи – шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно  в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение  находят дидактические игры. Основное назначение их - упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т д.  В дидактических играх закрепляются ранее полученные знания , формируются новые,  дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая  игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений,  развитию умений, навыков.

Все дидактические игры можно разделить на группы:

  1. Игры на определения множества предметов
  2. Игры с геометрическими фигурами
  3. Игры на  развитие логического мышления
  4. Игры на ориентировку в пространстве
  5. Игры на определение частей суток

Использование данных игр способствует обогащению детей математическими знаниями, развитию памяти, внимания, мышления, воспитывают самостоятельность инициативу, настойчивость в достижении цели, повышает эффективность педагогического процесса.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности.

                                                      Цель.

 Повышение своего педагогического,  теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей  младшего дошкольного возраста; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи.

  1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.
  3. Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.

        1. Ожидаемые результаты.

Использования  игровых приемов  способствующие повышению уровня сформированности  элементарных математических представлений у детей.

        2.Этапы реализации плана

2023-2024год

Этап I «Организационный»

Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т.д.

Этап II «Практический»  

Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Этап III «Аналитический»  

Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика).

                                                             План

 Месяц

Содержание работы

 Область применения в работе с родителями

Область применения в работе с детьми

1

Сентябрь

Изучение методической литературы

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Планирование работы на новый учебный год

Знакомство и анализ документации

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала.

Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года.

Консультация для родителей. « Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти».

Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас»

Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года.

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

2

Октябрь

Изучение методической литературы

Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г.

Оформление уголка в группе детского сада «Математический уголок»

Подборка дидактических игр по ФЭМП

Консультация для родителей «Влияние математических игр на развитие ребёнка». 

Беседа: «Большой- маленький». 

Чтение сказки В. Сутеев «Три котенка»

 Совместные игры с детьми:

«Назови цвет», «Скажи сколько?»

3

Ноябрь

Изучение методической литературы

И Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос.

Подборка,  разработка и изготовление дидактических игр по развитию количественных представлений

.

Консультация для родителей: 

«Давайте поиграем!»

Анкетирование родителей: «Математика глазами родителей»

 

Совместные игры с детьми:

«Подбери по цвету»

«Собери бусы»

«Половинки»

«Чудесный мешочек»

« Подбери по форме»

«Чего не стало?»

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

4

Декабрь

Изучение методической литературы

 Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. –СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

Подбор и разработка игр,  создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм

 

Памятка для родителей:

«Развиваем математические способности»

Консультация для родителей:  «Веселая математика дома»

Совместные игры с детьми:

«Выложи по образцу»

«Укрась варежку»

«Наряди елочку»

«Подбери по форме»

«Сколько предметов»

«Продолжи ряд»

Сюжетно-ролевая игра:

«Строители»

Беседа: «Длинный -короткий»

Отгадывание загадок

5

Январь

Изучение методической литературы

Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования – М. : Школьная пресса, 2004.

Показ открытого мероприятия.

Подборка,  разработка и изготовление дидактических игр по развитию представлений о величинах

Индивидуальные беседы по развитию математических способностей.

Консультация для родителей:  «Математика в нашей жизни»

Совместные игры с детьми:

«Назови сколько?»

«Подбери дорожку»

« Выложи по образцу»

«Блоки Дьеныша»

«Где сидит Зайка?»

Чтение русской народной сказки «Теремок»

6

Февраль

Изучение методической литературы 

Сорокина И. А. Дидактические игры в детском саду.

Изготовление дидактических игр на определение количества предметов.

Консультация для родителей:  «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Совместное изготовление дидактических игр математического содержания.

Совместные игры с детьми:

«Подбери по размеру»

«Подбери по форме»

«Выложи по образцу»

«Найди домик»

«Одень мишек»

«Найди пару»

Беседа: «Один- много»

Отгадывание загадок

7

Март

Изучение методической литературы

Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве

Папка-передвижка «Старинные математические игры».

Консультация для родителей:  «Первые шаги в математике»

Анкетирование родителей: «Математика для развития вашего ребенка»

Сюжетно-ролевая игра:

«Магазин игрушек»

Совместные игры с детьми:

«Чего не стало»

« Что лишнее?»

« Придумай узор»

«Чудесный мешочек»

«Посади зайку…»

«Когда это бывает?»

8

Апрель

Изучение методической литературы

Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины.

Консультация для родителей:  «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Беседа: «Широкий-узкий». 

Совместные игры с детьми:

 «Из каких фигур состоит?»

«Выложи по образцу»

«Собери бусы»

«Что лишнее?»

«Длинная - короткая»

«Сколько предметов?»

9

Май

Отчёт по теме самообразования.

(выступление на педсовете).

Диагностическое обследование детей на конец учебного года.

Работа над картотекой дидактических игр.

Наметить цели и задачи по данной теме на 2024-2025 г.г.

Анализ проведенной работы с детьми за год.

Диагностическое обследование детей на конец учебного года.

                                        Список используемой литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.

2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.

5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.

6. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.

5. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005.

6. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008.

8. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.

9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005.

10. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.

11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005

12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:

Сфера, 2010.

13. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006.

15. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.

16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.

17. Материалы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...