Сюжетно-ролевая игра в ДОО
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков.
детей 4-5 лет.
Сюжетно-ролевая игра как средство коммукативного развития
детей 5– 6 лет.
Организация сюжетно-ролевой игры как средства коммукативного развития
в подготовительной группе.
Принципы построения и размещения игровых зон.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №190»
униципальный район «Сухиничский район»
Сообщение на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков у детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Гераськина С.А.,
воспитатель первой
квалификационной категории
Сухиничи, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………..5
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков
детей 4-5 лет……………………………………………………………………..7
Сюжетно-ролевая игра как средство коммукативного развития
детей 5– 6 лет..………………………………………………………………….9
Организация сюжетно-ролевой игры как средства коммукативного развития
в подготовительной группе……………………………………………………11
Принципы построения и размещения игровых зон…………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………..19
Введение
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
В соответствии с утверждением и введением в действие федеральной образовательной программы дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028), где решение программных образовательных задач в воспитательно – образовательной работе должна осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках организованной образовательной деятельности, и при проведении режимных моментов, основной формой работы с детьми является игра - ведущий вид детской деятельности.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации (в соответствии с ФОП ДОО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФОП ДОО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью нашей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
В младшей группе сюжетно-ролевая игра носит предметно-манипулятивный характер, например воспитатель приносит в группу куклу и вначале «кормит», «укладывает спать», комментируя при этом свои действия, а затем привлекает к этому действию детей, прося сделать это с кошечкой, собачкой, может предложить ряд последовательных действий- накормить, одеть, погулять и т. д. То есть вначале предлагаются разрозненные игровые задачи, а затем ставятся взаимосвязанные. На данном этапе повторяются одни и те же знакомые события, то есть дети ставят однотипные игровые задачи, которым их научил воспитатель, эти задачи называют репродуктивными.
Обогащение впечатлений об окружающем мире приводит к тому, что некоторые дети пытаются отображать в играх новые события и таким образом, ставят игровые задачи, которые называются элементарными инициативными. Например, еще никто из детей не предлагал «позвонить по телефону» или «посмотреть мультфильмы», а кто-то из малышей поставил такую игровую задачу, - вот она и будет считаться инициативной. Если впоследствии по примеру этого ребенка другие начнут ставить в своих играх аналогичные игровые задачи, то они уже будут считаться репродуктивными, т.к. ребенок повторил то, что увидел в игре другого малыша.
Как видим, чтобы охарактеризовать, какие игровые задачи ставит ребенок, репродуктивные или инициативные, воспитатель должен обладать высоким уровнем информированности об игре каждого ребенка.
Постановка элементарных инициативных игровых задач свидетельствует о зарождении творчества в игре, появлении новых замыслов, что имеет значение для развития творческой игры.
Наиболее эффективны в этом возрасте специально организуемые обучающие игры. Они обязательно проводятся в тех случаях, когда дети еще не умеют ставить игровые задачи. Поэтому при планировании обучающих игр учитывается индивидуальный игровой опыт каждого ребенка. Обучающие игры должны вызывать интерес у детей, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и заинтересованности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.
Обязательное требование, предъявляемое к обучающим играм, - активное участие ребенка в них. Иногда в практике проведения обучающих игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребенка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным. Воспитатель показывает механизм замещения предмета заместителем (например, кубик это телефон, палочка – ложка и т.д.), что очень важно поощрение инициативы, самостоятельности ребенка в выборе предмета – заместителя и расширения сюжета игры.
В это же время проводятся показы – инсценировки, например, такие как «Одевание куклы после сна», «Кошка, собачка, козлик играют» и т.д.
На данном возрастном этапе ведется работа по ознакомлению с окружающим миром, что способствует обогащению содержания игр и нацеливает детей на постановку разнообразных игровых задач.
Поскольку в сюжетно – ролевой игре малыши знакомятся с различными предметами, их свойствами и назначением, то при ознакомлении с окружающим миром необходимо обращать внимание детей именно на предметы. При рассматривании предметов объяснить, для чего они нужны в быту, как их используют взрослые, назвать цвет, свойства, сравнить с другими предметами.
Наиболее эффективной формой ознакомления с окружающим миром являются наблюдения, поскольку у малышей восприятие непосредственное, мышление конкретное.
Важно, чтобы в процессе ознакомления с окружающим миром дети не оставались пассивными наблюдателями. Надо находить различные способы включения малышей в активную деятельность, например, предлагать выполнить посильные поручения или, задавая вопросы, побуждать их к мыслительной активности. Все это будет способствовать возникновению желания переносить полученные впечатления в игру.
Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. При условии сформированности сюжетно –ролевой игры это происходит естественным образом примерно к трем годам , но в зависимости от индивидуальных особенностей кто – то из детей готов к принятию роли раньше, а кто – то позднее. Поэтому нельзя четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно – ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммукативных навыков детей 4-5 лет
В возрасте от 4 до 5 лет, в связи с новой социальной ситуацией развития, дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.
В этом возрасте часто еще требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры:
- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого (например, видя незанятых детей воспитатель говорит : «Света, Маша давайте играть, я- врач, а ты Света больная, пришла ко мне на приём…, а Маша –медсестра, она будет помогать мне выписывать рецепты..»)
- потом с помощью взрослого; (например: дети рассматривают энциклопедию, воспитатель спрашивает: «Ребята, а не хотите отправиться в путешествие?»
- ребенок определяет замысел игры по собственной инициативе например воспитатель подходит к Мише, который на «пароходе» обозначенном на полу кубиками крутит штурвал в одиночестве.
- Воспитатель - Миша , ты во что играешь?
Миша: На пароходе еду. Я капитан.
Восп.- Капитан, можно с вами? Я буду пассажиром.
Руководство сюжетно – ролевой игрой заключается в следующем:
- содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов (например – Вы куда плывете, капитан? Мне нужно в Африку! В гости к доктору Айболиту!);
- побуждать детей отображать в играх различные действия взрослых (например - Капитан, все проголодались, надо покормить команду и пассажиров. );
- способствовать тому, чтобы дети ставили разнообразные взаимосвязанные, репродуктивные и инициативные игровые задачи (например:
Воспитатель: - Капитан, что-то у нас на пароходе, матросов нет. Пассажиров много, а матросов нет. Я теперь буду матросом.
Саша: И я буду матросом.
- Капитан, что матросам делать?
-Воспитатель – Капитан, почему мы стоим на месте? У нас неполадки, якорь за что-то зацепился, нужны водолазы , чтобы выявить причину и устранить неполадки )
Наиболее эффективны непосредственные наблюдения, экскурсии, во время которых детей знакомят с трудом взрослых (например, экскурсия в супермаркет, на почту, в поликлинику, в библиотеку).
Возможен и такой вариант активизации игровой деятельности: например, в конце экскурсии на кухню, во время которой повар показывает , как печь блины, он советует: «Вы теперь знаете, как пекут блины. Ваши куклы их, наверное, еще не пробовали. Вы можете испечь им блины.»
На данном этапе у детей сформировано умение замещать отсутствующие предметы различными заместителями, проявляется творчество, находчивость, изобретательность в их выборе, умение использовать разнообразные игровые действия с воображаемыми предметами. Дети самостоятельно по мере необходимости заменяют словом некоторые игровые действия или отсутствующие предметы, не проигрывая, а лишь проговаривая отдельные эпизоды.
На примере рассмотрим, как ненавязчиво воспитатель подсказывает, насколько точно соответствует выбранный ребенком предмет – заместитель.
У Миши возник интересный замысел – «прыгать с парашютом». Для игры ему потребовался парашют. Вместо него он взял пластину строительного материала, положил ее на плечи, как крылья, комментирует: «Вот такой у меня будет парашют».
Проходя мимо мальчика, воспитатель отметила: «Боюсь, что этот парашют может не раскрыться в полете».
Мальчик понял, что выбрал неудачный предмет – заместитель, задумался. Через некоторое время обратился к воспитателю: «Помните, у нас рюкзак был, достаньте мне его».
Воспитатель предложила мальчику маленький рюкзак, Миша надел его вместо парашюта, продолжил игру.
Чем старше дошкольники, тем чаще они сами изъявляют желание создавать игровой материал.
Часто необходимость в той или иной игрушке – самоделке возникает непосредственно в игре. Поэтому нужно иметь специальные заготовки, ими могут стать вырезанные из бумаги контуры тарелок, ваз, корзин, банок или различные геометрические фигуры. Например: Однажды дети решили «сходить в кафе», воспитатель предложила им продумать меню. Дети взяли заранее вырезанные из бумаги кружочки, которые использовали вместо тарелок. На них играющие рисовали различные блюда: пирожные, ягоды, бутерброды, печенье и пр.
Сюжетно-ролевая игра как средство коммукативного развития
детей 5– 6 лет
На данном этапе у детей хорошо развита сюжетно – ролевая игра, дети умеют самостоятельно подбирать атрибуты, продумывать сюжет игры, у них хорошо развито воображение, они умеют включать в свою игру различные сказочные сюжеты. Но остается проблемой нехватка знаний о новых профессиях, таких как менеджеры, банковские служащие, туристические операторы и прочие.
На данном этапе игра помогает нам заинтересовать ребенка в получении им новых знаний. Сюжетно - ролевые игры могут носить обучающий и закрепляющий характер. Например: одна и та же игра «Магазин» может быть использована при закреплении счета и при развитии навыков социально культурного общения и поведения в общественных местах.
Игра «Гараж» может иметь задачи воспитания безопасного поведения на улице, конструкторских и коммуникативных навыков.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой в старшем дошкольном возрасте? Какие педагогические средства использовать?
Организация и руководство игрой:
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
По методике Коротковой Надежды Александровны (кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник института развития дошкольного образования Российской академии образования) и Михайленко Нинель Яковлевны выделяют косвенные и прямые приемы руководства сюжетной игрой.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение новых игрушек, создание игровой обстановки до начала игры (что не свойственно в старшем дошкольном возрасте).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей – занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.
Организация сюжетно-ролевой игры как средства коммукативного развития в подготовительной группе
С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности»
Специфика сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада
Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.
Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.
Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль — партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.», А. С. Макаренко.
Цели проведения:
Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:
* Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
* Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения
манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
* Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.
Педагогические приёмы
Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые. В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Вторая ситуация — педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета.
На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает, иногда даже наказывает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают.
Роль воспитателя также заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).
Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть (или это просто незачем делать). Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).
Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант — знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. Если малыши раннего возраста, играя в больницу, много раз повторяют те же самые действия — измеряют температуру, смотрят пациенту горло, делают прививки, то будущие школьники уже перевоплощаются в узких специалистов — хирурга, окулиста, рентгенолога — и выполняют конкретные специфические действия.
Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать их дошкольникам в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал можно использовать в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.
При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.
Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет
В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:
* Бытовые — игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
* Профессиональные — игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
* Общественные — игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
* Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
* Фантазийные — игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.
Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:
* профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
* военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
* путешествия и открытия (космические);
* игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).
Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.
Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.
В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).
Сюжетно-ролевая игра также может иметь спортивную направленность. Например, в военизированной игре «Переправа через мост» ребята могут ходить по скамейке приставным шагом, «Танкисты» будут кататься на велосипеде, отрабатывая повороты влево и вправо. Интересная идея — разыграть урок физкультуры в школе. Такие креативные спортивные игры совершенствуют двигательную активность детей, воспитывают решительность и настойчивость.
Фотогалерея: бытовые сюжетно-ролевые игры
В игре ребята учатся встречать гостей с пирогами и самоваром
В ходе игры вся семья собирается вместе за завтраком
Интересная идея — изобразить первобытную семью
Фотогалерея: профессиональные сюжетно-ролевые игры
Мальчишки обожают заниматься с автомобилями, им нравится перевоплощаться в автослесарей
В швейном ателье есть разные профессии: кто-то придумывает модели, кто-то их раскраивает, а кто-то шьёт
Доктор на приёме выпишет рецепт и подскажет, пациенту, какие пропить витамины
Фотогалерея: общественные сюжетно-ролевые игры
Аптекарь должен знать названия различных лекарств
Для воспитанников подготовительной группы особенно актуальна игра в школу
Дети седьмого года жизни хорошо знают, что такое банк, им нравится эта игр
Игры-путешествия
Космос — популярный маршрут для игр-путешествий
Отправляясь в путешествие на Луну, можно также заглянуть и на планеты Солнечной системы
Как увлекательно отправиться в плавание на корабле
В основе фантазийной игры может лежать сюжет известной сказки
Фантазийные сюжетно-ролевые игры часто организуются по мотивам мультсериалов
Действие предновогодней игры может происходить в мастерской Деда Мороза
Проведение сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Принципы построения и размещения игровых зон
В соответствии с ФОП ДОО и образовательной программой ДОО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
- Трансформируемой - обеспечить возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифукциональной - обеспечить возможность разнообразного использования составляющих РППС 9например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников ( в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как СанПиН и правила пожарной безопасности.
В методических рекомендациях по организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДОО (под ред. Карабановой О.А., Алиевой Э.Ф.и др.) требования к предметному содержанию разделены на две группы: общие и специальные.
Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
- Провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- Вызывать у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);
- Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- Вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
- Провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
- Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх ( в том числе и с участием взрослого) , а также при инициировании совместных действий;
- Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
- Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Федеральным институтом развития образования предлагаются
Общие принципы отбора игровой продукции для детей –дошкольников:
I принцип безопасности (отсутствие рисков) игровой продукции для ребенка:
- Физические риски,
- Психологические риски,
- Нравственные риски.
II принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III принцип соответствия:
- Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
- Индивидуальным особенностям,
- Специальным особенностям ребенка (ОВЗ).
Заключение
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.
В своей работе необходимо ориентироваться на ФГОС ДО, где предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули; побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "
Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
