Пояснительная записка к презентации "РППС логопедического кабинета"
материал
В пояснительной записке представлены пособия и игры логопедического кабинета.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому специалисты вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.
В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Принципы РППС:
доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на открытых полках;
системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;
интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей.
мобильности: пособия легко переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);
эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало - 1 шт.
2. Детские столы – 4 шт.
3. Детские стулья – 10 шт.
3. Стол для логопеда - 1 шт.
4. Шкафы для пособий - 2 шт.
5. Комод, коробки, папки для хранения пособий.
6. Компьютер — 1 шт.
7. Принтер – 1 шт.
8. Ковер — 1 шт;
9.Полка – 1 шт.
На слайде 2 презентации представлены фотографии кабинета учителя-логопеда: зона коррекции звукопроизношения ( оборудована настенным зеркалом, дополнительным освещением) и зона для занятий подгруппой (оборудована доской, дополнительным освещением, столами и стульями).
На слайде 3 - фотографии стеллажа с отрытыми полками для самостоятельной деятельности дошкольника, а также комод для пособий и книг учителя -логопеда.
На слайде 4 представлена рабочая зона учителя-логопеда, она оборудована столом, стулом, компьютером, принтером. Также имеется полка для хранения документации. На второй фотографии представлен картинный материал по всем лексическим темам в основном наглядный дидактический материал Светланы Вохринцевой. Папки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь» , «Мебель», «Посуда», «Животные и их детеныши», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт», «Семья», «Инструменты», «Обитатели морей и океанов», «Птицы» и т.д.
Игры на развитие навыка словообразования ( карточки «Дикие животные» «Овощи и фрукты», «Еда и напитки», «Посуда», «Домашние животные и птицы», «Одежда», «Грибы и ягоды», «Транспорт», «Цветы», «Деревья»; «Назови одним словом», «Какой лист, какая ветка, какое полено?», «Предлоги», «Паровозик», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «Маленькие художники», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум».
Игры на развитие лексико - грамматического строя: «Один-много», «Противоположные по смыслу», «Объясни почему?», «Доскажи словечко», «Чья голова-чей хвост?» «Кто где живет?», «Кто чем питается?» «Назови ласково», «Что где растет?», «Кому что нужно», «Что забыл нарисовать художник», «Узнай что это?», «Парные картинки», «Сосчитаем».
На слайдах 5 и 6 демонстрация пособий, которые я использую на индивидуальных и групповых занятиях по развитию артикуляционной моторики и дыхания: логопедическая игра на липучках «Повторяй за мной», карточки артикуляционной гимнастики Е. Косиновой, дидактические пособия Нищевой Н.В., карточки с артикуляционными укладами, картотеки: речевой конструктор «Звуковая гимнастика», речевой конструктор «Подвижная гимнастика», «гимнастика артикуляционная» и «гимнастика дыхательная», «сказки веселого язычка», альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко, Н. Новоторцева, Громова О.Е), речевой материал Спивак Е.Н., звуковые игралочки Л. А. Комаровой.
Набор звучащих предметов (ложки, бубен, свисток, треугольник и т.д.) на слайде 7 - я использую для развития слуха в разных играх и упражнениях на занятиях. В кабинете имеются пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
Пособия, игры, картотека игр и упражнений представлены на слайдах 8 и 9 по развитию мелкой и крупной моторики: разные по размеру и материалу массажные шарики, сенсорные мешочки, шнуровки, планшеты, трафареты, вкладыши, конструктор геометрический 3Д, разные виды бус, игра в «Озорных червячков», игры с прищепками, игры на липучках: «Планеты солнечной системы», «Фрукты и овощи», «Веселые зверята», игры и сортёры с пинцетами.
В этом году я активно изучаю литературу по кинезиологии и стараюсь на своих занятиях проводить кинезиологические упражнения, нейроупражнения или нейроигры для развития межполушарных связей. Различные виды логопедических пальцеходов, межполушарные доски, игры и прописи на одновременную работу обеих рук, нейродорожки для руки ног. Пособия и литература представлены на слайдах 10 и 11. Материал пополняет и активно используется.
На слайдах 12 и 13 представила пособия по развитию связной речи - это разные виды театров, наглядные логопедические карточки «Я говорю!», логопедические кубики «Я говорю!», развивающие игры: «Рассказы по картинам в детском саду», «Рассказы по картинам важные профессии», «Рассказы по картинам в городе», «Сказки» пазлы-липучки «Умные липучки».
Также использую по развитию связной речи схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа.
На 14 сайде Стем -стена - удобная, мобильная. На фотографиях ребята собрали изучаемые буквы и сделали звуковой анализ слова.
15 слайд - представлены игры и пособия на развитие ВПФ: разнообразные логические пазлы, дубль, лягушка, развивающие пирамидки, конструктор 3Д, деревянные вкладыши, планшеты, игры «Что пропало?», «4 лишний», «5 лишний», игровые пособия «Логические блоки Дьеныша», «Цветные счетные палочки», настольные магнитные игры, «Волшебный мешочек», «Что перепутал художник», «Выложи картинку из палочек».
На 16 слайде представлены игры и пособия по грамоте. Игра - тренажёр М. А Жукова «Учимся читать», игра «Раздели на слоги», игры с буквами, словами, звуковые символы, сигнальные карточки, схемы предложений, схемы слова, наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения, звуковые пеналы, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Какой это звук?»; «Назови картинку с заданным звуком», «Закрой окошечко, где живет звук»; «Звонкий-глухой», «Логопедические кубики», «Играем со звуками», «Подбери картинку к схеме»; кубуки – читаем по слогам, йога- азбука, карточки-задания на формирование фонематического анализа.
В кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. На слайде 17 представлены игры, сделанные своими руками:
1.«Поиграй со звуком» - упражнять в умении делать звуковой анализ слов.
Можно играть как с прищепками, так и с звуковыми квадратиками, использую на разных занятиях. Каждому дается картинка и воспитанник самостоятельно делает звуковой анализ слов, можно давать разные задания: определи первый звук, последний звук и т.д.
2. Игровое пособие «Кто спрятался?»
Цель – развитие связной речи.
Нужно назвать кто спрятался в конверт полным предложением.
3. «Аквариумные рыбки» - можно использовать для автоматизации звука [р]. «В этом аквариуме плавает красная аквариумная рыбка».
4. «Моя семья» - обогащение глагольного словаря и развитие связной речи
Расскажи, кто чем любит заниматься дома? Ребенок подбирает карточки и составляет предложения.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в моём логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками. Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
В логопедическом кабинете, я считаю должно быть интересно и увлекательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Паспорт логопедического кабинета, внешний вид кабинета и техника по стерилизации логопедических инструментов.
Рекомендую для просмотра логопедов:паспорт логопедического кабинета, фотографии кабинета и оборудованию по стерилизации логопедических инструментов. Мы купили согласно приказа о стер...

Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.
Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...
- Мне нравится (1)
