Конспект занятия "Защитники Древней Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия "Защитники Древней Руси"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в группе
общеразвивающей направленности детей 6- 7 лет №2
Тема «Защитники Древней Руси»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные: обобщать знания детей об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, учить давать характеристику героям и их поступкам. Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (копье, щит, меч, лук, стрелы).
Развивающие: развивать интерес к историческому прошлому, умение внимательно слушать, развивать зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать гражданско- патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей. Создавать эмоционально- положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное, физическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Витязь на распутье».
Разучивание пословиц и поговорок оРодине.
Материалы:
Мультимедийный проектор с экраном;
Презентация к занятию «Защитники Древней Руси»;
Мольберт;
Мнемосхемы к пословицам о Родине;
Файлы с иллюстрациями о России( реки, леса, озера, горы, поля, моря);
Музыкальная колонка;
Картины- пазлы «Три богатыря», «Витязь на распутье».
Ход занятия
- Организационный момент
Ребята с воспитателем встают в круг, берутся за руки.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в далекое
прошлое нашей страны – в Древнерусское государство. (Медленно идем по кругу)
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли! ( остановились).
- Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия)
-Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… (Россия)
-Теперь произнесите торжественно… Россия.
Как еще можно назвать Россию? ( Родина, страна, Родина-Мать, Отечество).
-Что такое Родина? ( Это место, где человек родился. Это наш родной город Оренбург. Родина- это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.
Воспитатель: Наша Родина Россия- это большая страна с ее дремучими лесами, полноводными реками и озерами, высокими горами, глубокими морями, безбрежными полями. (Показ презентации).
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие пословицы вы знаете о Родине? Мнемосхемы вам в этом помогут ( на мольберте приготовлены мнемосхемы).
-Родина- мать, умей за нее постоять.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-Для Родины своей- ни сил, ни жизни не жалей.
-За родной край и жизнь отдай.
-Родина любимая, что мать родимая.
Воспитатель: А вы знаете как называлась наша страна раньше?
-Более тысячи лет назад образовалось русское государство. (показ карты). Называлось оно Русь. Но в те далекие времена Русь была намного меньше. Со временем государство росло, расширялось и сейчас Россия - самая большая страна в мире.
-А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? (ответы детей).
-Зачем их нужно защищать? (ответы детей).
-На Руси много лесов, рек, животных, растений, полезных ископаемых. Эти богатства издавна привлекали наших врагов - они хотели завладеть нашими землями. (Слайд).
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (степных кочевников), которые разоряли поселения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому необходимо защищать нашу Родину.
(раздаются звуки воя, свиста, топота коней (музыкальное приложение).
Воспитатель: Что же делать? Нечисть на нас напала! Беда-то какая! Кто же это? Давайте попробуем отгадать:
Свист соловьиный
Взор орлиный.
Не зверь, не охотник
А…(Соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил ее в дубраву.
( Змей Горыныч).
Раздается звон колоколов (набат), (музыкальное приложение).
Воспитатель: Что это?
Дети: Это набат. Издавна колокол людям помогал, когда беда случится- сразу звонит, на помощь всех зовет.
Слышится песня «Богатырская» А.Пахмутовой (музыкальное приложение)
«Танец богатырей».
Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Давайте представим, что мы богатыри. Вставайте, покажите свою силушку.
Динамическая пауза. Игра - упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим,( Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было. В былинах рассказывается о тех событиях, которые произошли на самом деле.
Воспитатель: В старину не было такого оружия, как в современном мире. Знаете с помощью чего воины обороняли свою Родину? Внимание на экран.
-Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (Кольчуга) (слайд)
-Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) (слайд)
-Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну что, догадались? Конечно же… (Меч) (слайд)
-Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) (слайд).
Воспитатель: Какое еще оружие принадлежало богатырям?
Дети: Колчан со стрелами, лук, копье, палица.(слайды)
Воспитатель: Обратите внимание, что все оружие было тяжелым. Каким должен быть воин, чтобы все это носить?
Дети: Сильным, крепким.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»
(показ картины)
-Назовите их имена.
Дети: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
Воспитатель: А вот эта картина называется « Витязь на распутье». Как вы думаете, о чем он задумался, глядя на камень? (ответы детей).
-Ребята, я нашла эти картины, но они почему то состоят из мелких кусочков. Что же нам делать?
Дети: Собрать картины.
Воспитатель: Чтобы быстрее справиться, предлагаю разделиться на две команды. Как мы это делаем на физкультуре? (рассчитаться на первый, второй).
Дети делятся на две команды, каждая подходит к своему столу и собирает картинки.
Воспитатель: Что же у нас получилось?
Дети: Картины: «Три богатыря» и «Витязь на распутье».
Воспитатель: Минули времена былинных богатырей. Мы с вами живем в современном мире. И в наше время у России тоже есть защитники. Кто они?
Дети: Наша Российская Армия. (слайд).
Воспитатель: Обратите внимание на экипировку современного солдата.
-Предлагаю вам задание.
Дети садятся за столы, на которых листочки с индивидуальными заданиями.
Дидактическая игра «Кому что принадлежит».
Воспитатель: Вам нужно выбрать, какие предметы принадлежат богатырю, соединить их красной линией с богатырем, а предметы, принадлежащие современному солдату, соединить синей линией.
-Какие предметы вы соединили с богатырем? (булава, кольчуга, меч, шлем, копье, щит).
-Какие предметы вы соединили с современным солдатом? (граната, карта, пистолет, бронежилет, каска, автомат).
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас очень хорошие знания о наших защитниках. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность «Богатырский щит»
Пальчиковая гимнастика «Русь».
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики здороваются)
Русь идем мы защищать (указательный и средний пальцы «идут» по столу.
Нам поможет щит и меч (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь (сцепить пальцы в кулак).
Дети вырезают шаблоны из бумаги, наклеивают на основу из плотного картона.
Рефлексация. Ребята, для чего мы совершили экскурс в прошлое нашей Родины?
(Ответы детей)
Дети встают полукругом со своими поделками.
Воспитатель: Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
-А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
1реб. Не скакать врагам по нашей Земле!
2реб. Не топтать их коням Землю Русскую!
3реб. Не затмить им солнце наше красное!
4реб. Век стоит Русь- не шатается.
И века простоит-не шелохнется!
5реб. А преданья старины
Забывать мы не должны!
6реб. Слава русской старине!
Слава русской стороне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".
Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Быт Древней Руси»
Составила воспитатель 1 категории Константинова О. В....
«Путешествие по древней Руси». Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе по изготовлению куклы Кувадки.
в помощь воспитателям...
Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...
Конспект НОД "В гостях у бабушки Забавушки (Быт древней Руси)" (6 - 7 лет)
Данное занятие знакомит детей с бытом и жизнью людей на Руси....

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Быт Древней Руси»
Конспект открытого НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группына тему: «Быт Древней Руси»Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской сем...

