Конспект занятия "Защитники Древней Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Слободских Валентина Николаевна

Конспект занятия "Защитники Древней Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zashchitniki_drevney_rusi.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в группе

общеразвивающей направленности детей 6- 7 лет №2

Тема «Защитники Древней Руси»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках земли русской.

Задачи:

Образовательные: обобщать знания детей об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, учить давать характеристику героям и их поступкам. Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (копье, щит, меч, лук, стрелы).

Развивающие: развивать интерес к историческому прошлому, умение внимательно слушать, развивать зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать гражданско- патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей. Создавать  эмоционально- положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное, физическое  развитие.

Предварительная работа:

Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Витязь на распутье».

Разучивание пословиц и поговорок оРодине.

Материалы:

Мультимедийный проектор с экраном;

Презентация к занятию «Защитники Древней Руси»;

Мольберт;

Мнемосхемы к пословицам о Родине;

Файлы с иллюстрациями о России( реки, леса, озера, горы, поля, моря);

Музыкальная колонка;

Картины- пазлы «Три богатыря», «Витязь на распутье».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Ребята с воспитателем встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в далекое

прошлое нашей страны – в Древнерусское государство. (Медленно идем по кругу)

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли! ( остановились).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия)

-Какое красивое слово! Закройте глаза  и произнесите это слово ласково… (Россия)

-Теперь произнесите торжественно… Россия.

Как еще можно назвать Россию? ( Родина, страна, Родина-Мать, Отечество).

-Что такое Родина? ( Это место, где человек родился. Это наш родной город Оренбург. Родина- это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.

Воспитатель: Наша Родина Россия- это большая страна с ее дремучими лесами, полноводными  реками и озерами, высокими горами, глубокими морями, безбрежными полями. (Показ презентации).

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие пословицы вы знаете о Родине? Мнемосхемы вам в этом помогут ( на мольберте приготовлены мнемосхемы).

-Родина- мать, умей за нее постоять.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

-Для Родины своей- ни сил, ни жизни не жалей.

-За родной край и жизнь отдай.

-Родина любимая, что мать родимая.

Воспитатель: А вы знаете как называлась наша страна раньше?

-Более тысячи лет назад образовалось русское государство. (показ карты). Называлось оно Русь. Но в те далекие времена Русь была намного меньше. Со временем государство росло, расширялось и сейчас Россия - самая большая страна в мире.

-А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? (ответы детей).

-Зачем их нужно защищать? (ответы детей).

-На Руси много лесов, рек, животных, растений, полезных ископаемых. Эти богатства  издавна привлекали наших врагов - они хотели завладеть нашими землями. (Слайд).

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (степных кочевников), которые разоряли поселения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому необходимо защищать нашу Родину.

(раздаются звуки воя, свиста, топота коней (музыкальное приложение).

Воспитатель: Что же делать? Нечисть на нас напала! Беда-то какая! Кто же это? Давайте попробуем отгадать:

Свист соловьиный

Взор орлиный.

Не зверь, не охотник

А…(Соловей разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил ее в дубраву.

( Змей Горыныч).

Раздается звон колоколов (набат), (музыкальное приложение).

Воспитатель: Что это?

Дети: Это набат. Издавна колокол людям помогал, когда беда случится- сразу звонит, на помощь всех зовет.

Слышится песня «Богатырская» А.Пахмутовой (музыкальное приложение)

«Танец богатырей».

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Давайте представим, что мы богатыри. Вставайте, покажите свою силушку.

Динамическая пауза. Игра - упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим,( Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?

Дети: Из былин.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было. В былинах рассказывается о тех событиях, которые произошли на самом деле.

Воспитатель: В старину не было такого оружия, как в современном мире. Знаете с помощью чего воины обороняли свою Родину? Внимание на экран.

-Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных  плетут (Кольчуга) (слайд)

-Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) (слайд)

-Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну что, догадались? Конечно же… (Меч) (слайд)

-Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) (слайд).

Воспитатель: Какое еще оружие принадлежало богатырям?

Дети: Колчан со стрелами, лук, копье, палица.(слайды)

Воспитатель: Обратите внимание, что все оружие было тяжелым. Каким должен быть воин, чтобы все это носить?

Дети: Сильным, крепким.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

(показ картины)

-Назовите их имена.

Дети: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

Воспитатель: А вот эта картина называется « Витязь на распутье». Как вы думаете, о чем он задумался, глядя на камень? (ответы детей).

-Ребята, я нашла эти картины, но они почему то состоят из мелких кусочков. Что же нам делать?

Дети: Собрать картины.

Воспитатель: Чтобы быстрее справиться, предлагаю разделиться на две команды. Как мы это делаем на физкультуре? (рассчитаться на первый, второй).

Дети делятся на две команды, каждая подходит к своему столу и собирает картинки.

Воспитатель: Что же у нас получилось?

Дети: Картины: «Три богатыря» и «Витязь на распутье».

Воспитатель: Минули времена былинных богатырей. Мы с вами живем в современном мире. И в наше время у России тоже есть защитники. Кто они?

Дети: Наша Российская Армия. (слайд).

Воспитатель: Обратите внимание на экипировку современного солдата.

-Предлагаю вам задание.

Дети садятся за столы, на которых листочки с индивидуальными заданиями.

Дидактическая игра «Кому что принадлежит».

Воспитатель: Вам нужно выбрать, какие предметы принадлежат богатырю, соединить их красной линией с богатырем, а предметы, принадлежащие современному солдату, соединить синей линией.

-Какие предметы вы соединили с богатырем? (булава, кольчуга, меч, шлем, копье, щит).

-Какие предметы вы соединили с современным солдатом? (граната, карта, пистолет, бронежилет, каска, автомат).

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас очень хорошие знания о наших защитниках. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

Продуктивная деятельность «Богатырский щит»

Пальчиковая  гимнастика «Русь».

Раз, два, три, четыре, пять (пальчики здороваются)

Русь идем мы защищать (указательный и средний пальцы «идут» по столу.

Нам поможет щит и меч (ладонь и скрещенные указательные пальцы).

Родину навек сберечь (сцепить пальцы в кулак).

Дети вырезают шаблоны из бумаги, наклеивают на основу из плотного картона.

Рефлексация. Ребята, для чего мы совершили экскурс в прошлое нашей Родины?

(Ответы детей)

Дети встают полукругом со своими поделками.

Воспитатель: Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

-А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

1реб. Не скакать врагам по нашей Земле!

2реб. Не топтать их коням Землю Русскую!

3реб. Не затмить им солнце наше красное!

4реб. Век стоит Русь- не шатается.

И века простоит-не шелохнется!

5реб. А преданья старины

Забывать мы не должны!

6реб. Слава русской старине!

Слава русской стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Конспект НОД "В гостях у бабушки Забавушки (Быт древней Руси)" (6 - 7 лет)

Данное занятие знакомит детей с бытом и жизнью людей на Руси....

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Быт Древней Руси»

Конспект открытого НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группына тему: «Быт Древней Руси»Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской сем...