Развитие музыкальных способностей 2025
материал
Развитие музыкальных способностей в детском саду на музыкальных занятиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.99 КБ | |
| 2.04 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
В своей музыкальной деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Мне интересно, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было занимательно, нескучно, увлекательно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сегодня мы поговорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это очень эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их самореализации как личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей.
Одной из таких технологий является «элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, методика Тютюнниковой базируется на системе К.Орфа., основанной на ведущем принципе педагогики «обучение в действии» : т.е. ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – это практическая деятельность, т.е. участия человека в исполнении и творении музыки, а детям, как известно, необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Двумя основными принципами технологии являются:1 импровизационно-творческая деятельность и игра.
В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
«Визитной карточкой» данного типа образовательного процесса является игровой подход в его системном виде.
Игровое обучение – скрытое, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К.Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения.
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и2 т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Например: «Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)
Мелкий дождик моросит Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками по столу).
В листьях сада шелестит Кап - кап - кап - кап! (трём ладошками друг о друга).
Мокнет мячик у ворот, Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками).
Мокнет поле, огород Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками).
Используемые варианты звуковых моделей:
быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);
трение внешней стороны рук (шуршание камыша);
несильные удары по груди (далекие раскаты грома);
шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);
постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);
постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).
То что мы делаем,то и произносим:
Топ-топ-топаем,
Щёлк-щёлк-щёлкаем пальцами,3
Шлип-шлип –хлопаем в ладоши,
Пам-пам,тик-так,шлёп-шлёп и т.д. здесь уже дети сами могут придумать движения.
Дети очень любят когда мы отправляемся в гости к Шёпоту и Шороху Для этого нам надо немного пошуршать и пошептать. Добавить несколько звуковых инструментов.
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит –шепчем,шуршим
Шёпот к Шороху спешит
Шёпот по лесу шуршит
Шу-шу-шу да Ши-ши-ши
Тише, Шорох, не шурши
Навостри-ка уши
Тишину послушай! Разучивать стихотворение можно приемом «эхо».
Музыкальная композиция- «Танго с паузой». 1 часть музыки -дети делают несколько шагов и замирают в разных позах.2 часть-дети танцуют свободно, стараясь в характере музыки-путь к внутреннему раскрепощению.
Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Благодаря такому способу подачи музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки , понять образный музыкальный язык. Сначала дети вовлекаются в4 звукокрасочную игру, а впоследствии – в импровизацию, развивается импровизация, свобода и раскрепощение.
Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для детей никогда не померкнет. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.
Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно (баночки , пластиковые бутылки, металлические крышки, китайские палочки и т.д.) Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, если подуть в большую пластиковую бутылку.
Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звуковой игре, а через неё – к простейшей импровизации.
Например: Игра «Палочки». Используем китайские палочки.
Тук,тук,тук,тук- стучим палочками друг о друга
Деревянный это звук
Это палочки у нас?
Нет не палочки5
А что?-…..здесь начинаем с детьми импровизировать, думать, придумывать…
Например-лыжи, вилка, усы, рожки, буквы-Т,Х,Г, знаки-+,- и т.д.
И продолжаем- Это лыжи у нас- стучим палочками 4 раза-раз, раз, раз, раз, делаем 4 шага в круг,и 4 шага из круга.
Таким образом, простейшие шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.
Опыт музицирования, пусть даже небольшой и элементарный, часто становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой. Мне интересен принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает: “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении, с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.
Результат использования технологии - повышение интереса к музыкальным видам деятельности.
Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое6 мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка.7
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.
Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...
План самообразования Тема: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через певческую и творческую деятельность» 2024 - 2025 год
В работе рассматриваются различные методики и подходы, направленные на формирование у детей интереса к музыке, развитие их вокальных данных, а также стимулирование творческого самовыражения....
