КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ» для детей подготовительной к школе группе
проект

Валиновская Екатерина Викторовна

КРАТКОСРОЧНЫЙ

ТВОРЧЕСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

«СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ»

для детей подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hochu_byt_muzykantom.docx397.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №144»

КРАТКОСРОЧНЫЙ

ТВОРЧЕСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

«ХОЧУ БЫТЬ МУЗЫКАНТОМ»

для детей подготовительной к школе группе

                                                                                                          Подготовила:

Музыкальный руководитель Валиновская

                                                                                                        Екатерина Викторовна

г.Оренбург

2022

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект направлен на развитие музыкальных способностей  дошкольников и способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ТИП  ПРОЕКТА:

  • По количеству участников – групповой
  • По направленности – исследовательский, творческий
  • По длительности - краткосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • дети подготовительной к школе группы № 10;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели;
  • родители.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: 6 недель (1 марта 12 апреля 2022 года)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • «Художественно – эстетическое развитие» (приоритетное направление);
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обогащение духовной культуры детей, развитие творческих способностей дошкольников средствами игры на детских музыкальных инструментах.

ЗАДАЧИ:

- Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

- Воспитывать интерес и любовь к музицированию.

- Вовлекать детей в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.

- Творческое развитие природных музыкальных способностей детей.

- Привитие навыков элементарного  музицирования.

- Развитие индивидуальности ребенка.

- Развитие способностей к спонтанному творческому поведению.

- Создание предпосылок к формированию творческого мышления.

- Улучшение психологической атмосферы в группе, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами дошкольного учреждения.

ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

  • Мини-выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем;
  • Участие в городском конкурсе-фестивале творчества детей «Солнечный зайчик»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе; индивидуальная и  групповая  работа  с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя, воспитателя с воспитанниками и их родителями.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно  поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.

Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности,  а  для  этого  - обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами  и  таким  образом  –  создать  условия для активного экспериментирования со звуками  с  целью накопления первоначального музыкального опыта.

Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
  • Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
  • Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
  • Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности, умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
  • Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

В результате реализации проекта:

  1. Дети познакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.

  1. У детей появится интерес к самостоятельной музыкально-игровой

деятельности,        разовьются их коммуникативные качества: способность договариваться друг с другом.

  1. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
  2. Участие в городском конкурсе-фестивале творчества детей «Солнечный зайчик» в номинации «Шумовой оркестр»

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседа, детская опытная деятельность, образовательная деятельность, подготовка своими руками музыкальных инструментов, консультация для родителей, участие в городском конкурсе.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально-техническое:

  • Музыкальный центр;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Наборы для опытов:
  1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный), ложечка;
  2. детская гитара и линейка;
  3. фантики, камушки, монетки, бусы.

Интерактивный комплект:

-Презентация «Океан-море синее»;

- Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».

Дидактический материал:

  • Музыкально-дидактические игры:
  1. «Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
  2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
  3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
  4. «Что лишнее» (Детям раздаются карточки . Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний ,т.е. отличается от двух других на карточке).
  5. «Музыкальные и шумовые звуки»
  • Музыкальные игры:
  1.         «Что звучит? » (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
  2. «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

  1. «Барабанщики»
  2. «Найди свой инструмент»
  3. «Хлоп-шлёп» музыкально-двигательная игра
  4. «Кто  вышел  погулять»  музыкально-двигательная  игра (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)).
  • Песни:
  1. «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
  2. «Весёлые музыканты» (р.н.м, сл. Г. Олейник)
  3. «Добрый мастер» И. Костиной
  4. «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
  5. «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов

  • Классическая музыка:
  1. Э. Григ «Утро»
  2. Р. Шуман «Форель»
  3. М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
  4. В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
  5. Ф. Ж. Госсек «Гавот»
  6. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Период

Мероприятие

Ответственный

1 этап - подготовительный

15 июля – 29 июля

Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта; Создание презентаций

Музыкальный руководитель

Сбор бросового материала для

изготовления музыкальных инструментов

Воспитатель

Информирование родителей по теме проекта: оформление наглядной информации на сайте детского сада,

«Мастер-класс» по изготовлению музыкальных инструментов

Музыкальный руководитель

 Работа с детьми на музыкальных занятиях: Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь: (Можем ли мы сами воспроизводить звуки и как? Можем ли мы использовать

полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?). В результате формулируется проблема проекта, сюжетная игровая ситуация, цель и задачи.

Музыкальный руководитель

 Вводное музыкальное занятие по

 определению у детей знаний о

 музыкальных и шумовых звуках

Музыкальный руководитель и воспитатели создают условия для самостоятельной

деятельности детей. Предлагает и организует:

  • группы детей;
  • распределяет роли, ответственность;
  • планирование детской деятельности по решению задач проекта;
  • формы презентации результатов, итогов работы.

2 этап – основной, организационно-практический

1 августа – 25 августа

На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему.

Музыкальный руководитель

Совместная образовательная деятельность с детьми «Музыкальная лаборатория»:

  • Опыты «Музыка или шум?»;
  • «Откуда берется голос?», цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;
  • «Как распространяется звук» цель:

объяснить, как распространяются звуковые волны;

 Образовательная деятельность

« Наш оркестр».

Опытническая деятельность

 «Звуки разные нужны, звуки разные

 важны»:

  • Почему все звучит?» (колебание предметов);
  • «Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;
  • «Почему Мишутка пищал?», цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;
  • «Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления звука.

Воспитатель

Разучивание музыкального материала: песен, игр на самодельных музыкальных

инструментах.

Музыкальный руководитель

3 этап - заключительный

26

августа

Организация выставки самодельных

детских музыкальных инструментов

Музыкальный руководитель, Воспитатель

Проведение итогового развлечения для детей с участием родителей «Откроем музыку в себе», на котором подводятся итоги, дети представляют результаты

своего труда.

  1. этап – подготовительный :

 Организационно-методическая деятельность:

  • Подбор методической литературы, изучение материалов интернет- ресурсов по теме проекта;
  • Сбор различного бросового материала

 Информирование родителей по теме проекта:

  • Оформление наглядной информации на сайте детского сада и в группах
  • Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских шумовых инструментах с детьми».
  • Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов

 С детьми:

Музыкальный руководитель формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

Проблемная ситуация:

Беседа с детьми:

Воспитатель рассказывает, что дети младшей группы просят рассказать детям сказку. Спрашивает детей, как можно рассказать сказку?

Дети предлагают варианты ( прочитать сказку, рассказать сказку, показать театр….. )

Музыкальный руководитель сообщает, что еще сказку можно показать с помощью различных звуков. Хотите научиться?

Дети выражают желание научиться показывать сказку с помощью звуков.

Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь:

  • можем ли мы сами воспроизводить звуки и как?
  • можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе малое количество и однообразие музыкальных игрушек-инструментов для показа музыкальной сказки

Вывод: Их можно сделать своими руками, если научиться извлекать звуки

 Вводное музыкальное занятие по определению у детей знаний о

 музыкальных и шумовых звуках

Музыкальный руководитель и воспитатели создают условия для самостоя- тельной деятельности детей. Предлагает и организует:

  • группы детей;
  • распределяет роли, ответственность;
  • планирование детской деятельности по решению задач проекта;
  • формы презентации результатов, итогов работы.

  1. этап активной деятельности

На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра        под        фонограмму,        подбор        ритмического        аккомпанемента        к детским песенкам.
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  • Сказки-шумелки
  • Музыкальные загадки и игры

Совместная образовательная деятельность с детьми «Музыкальная лаборатория»

Музыкальный руководитель обращает внимание на лабораторию, но необычную, а музыкальную.

 Музыкальный руководитель: Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня попробуем поработать здесь.

  • Что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки, Можно только слышать,

Кто же это? (Звуки)

 Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.

 (Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)

 Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки? (Радостное; грустное; удивительное.) Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков.

Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах).

 Эксперимент 1:

 «Откуда рождается звук?»

(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Задача: Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах звука.

 Материалы: детская гитара, линейки

 Игра «Что звучит? »

Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.

  • Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

  • Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).
  • Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
  • Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один

конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

  • Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)

 Эксперимент 2:

 «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

 Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

  • Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам

сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед

Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный) . К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический) .

  • Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

 Игра «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

Цель:


 Образовательная деятельность «Наш оркестр».

Шумовые музыкальные инструменты

  1. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых самодельными шумовыми музыкальными инструментами;
  2. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве;
  3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.

 Материал: музыкальные инструменты: бубны, ложки, барабан, колокольчики, металлофоны, ксилофоны, перчаточная кукла Петрушка

 Ход занятия:

 Музыкальный руководитель:

На витрине, в магазине – Необычные игрушки.

Это что? Металлофон,

Ксилофон, вот погремушки, Бубны, треугольник, ложки И свистульки, и гармошка.

Ну, а где же продавец? Чьи это игрушки? Может здесь он, в сундучке?

Так и есть! Вот он – Петрушка!

 Петрушка  Здравствуйте, ребята!

Я – продавец Петрушка.

И на полке в магазине – все мои игрушки. Эти вот шуршат, звенят,

А еще стучат, гремят. Громогласные такие Инструменты шумовые! Много шума создавали – Шумовыми их назвали.

Проверить хотите? Возьмите, погремите!

 Дети играют на шумовых инструментах

 Петрушка:        Стоп! Сказал мой барабан!

Что за шум тут? Что за гам? Со мной лучше поиграйте,

От музыки не отставайте.

 Цель: Развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, внимания.

 Петрушка:        А вот эти умеют петь,

А не только греметь и шуметь. Металлофон и ксилофон –

Инструменты музыкальные В магазине моем –

Гости не случайные.

Голосок их изменяется,

По ступенькам поднимается. То низко поют, а то высоко, Тяжело, как медведь,

То, как зайчик, легко.

 Музыкальный руководитель:

Ой, как интересно, ребята! Шумовые – любят шуметь,

музыкальные – любят петь. А если вместе их собрать, то как должны мы их назвать?

 Петрушка:                Когда все вместе собираются, Они оркестром называются.

 Музыкальный руководитель: А нам можно: их купить?

 Петрушка:        Музыкантом надо быть:

Слушать внимательно, звуки любить И музыкальные, и шумовые.

И научить их в оркестре дружить. Тот, кто станет музыкантом, Подтвердит свои таланты,

И получит инструмент.

 Музыкальный руководитель:

Хороший дал ты нам совет! Кому веселый бубен дать?

Кто на нем будет играть?

 Воспитатель  К этой кассе подойдите,

Инструменты заберите.

 Музыкальный руководитель:

А кто купит ложки? Погоди немножко!

 Воспитатель: К этой кассе подойдите,

Инструменты заберите.

 Музыкальный руководитель:

Кто дружит с погремушкой, Веселенькой подружкой?

– 1,2,3,4,5 – Начинаем мы играть!

 Игра «Найди свой инструмент»

Цель: Учить различать инструменты по звучанию. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

 Петрушка        Инструменты соберите,

С собой в группу заберите. В оркестре играйте,

Всех развлекайте.

На места теперь идите, Барабан поможет вам. Инструменты отыщите!

Ждут они давно вас там.        Дети шагают к стульчикам

 Музыкальный руководитель: Мы обещали внимательно слушать, чтоб музыкантами стать. Ваша задача – к музыке этой инструмент по характеру подобрать.

Хоть они и шумовые, Но по-разному шумят:

А теперь посмотрим:

В нашем детском оркестре Всего понемножку:

Звенит (треугольник), Запела (гармошка),

Играют (свистульки), (бубен) и (ложки). Мы о них теперь споем?

Инструменты раздаем!

 Песня «В нашем оркестре»

Колокольчики грустят,

С вами поплясать хотят. Колокольчики возьмем

И плясать с ними пойдем.

 Пляска с колокольчиками

Вас Петрушка похвалил. Инструменты подарил.

Ну, а сам устал немножко, Задремал тут на окошке.

Мы Петрушку покачаем, Колыбельную сыграем.

 Импровизационное музицирование – Колыбельная для Петрушки

Теперь тихонечко пойдем, А инструменты заберем.

И музыкальные, и шумовые.

Будем в детском оркестре играть,

Перед друзьями выступать.         Дети выходят из зала.

 Образовательная деятельность «Музыкальные и шумовые звуки»

Цель: Определить группы звуков (музыкальные и немузыкальные).

Задачи:

  • Вспомнить звуки окружающего мира, их многообразие и значимость в нашей жизни.
  • Учить различать звуки музыкальные и немузыкальные.
  • Развивать тембровый звук, ассоциативно-образное мышление при восприятии тембра.
  • Воспитывать познавательный интерес.

 Образовательная деятельность по теме: «Шумовой оркестр»

Цель: подбор шумовых инструментов для аккомпанемента к стихам и песенкам.

Задачи:

  • Учить детей подбирать шумовые инструменты, подходящие к тексту стихов и песенок
  • Развивать творческое воображение, тембровый и ритмический слух
  • Воспитывать творческую самостоятельность.

 Образовательная деятельность «Наш оркестр».

Цель:

  • Привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых самодельными шумовыми музыкальными инструментами.
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве.
  • Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.

Ход:

  • Сегодня мы с вами отправимся на поиски звуков. Звук живет в любом предмете Сколько их – посмотри

Звук - шутник, играя с нами, Любит прятаться внутри.

  • Давайте прислушаемся, что же мы услышим? Я прошу вас закрыть глаза и постараться ответить, откуда взялся звук? (стучу по разным предметам, топаю, хлопаю)

 Дети угадывают, что звучит, на что похож звук.

  • Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.

Со временем обыкновенные звуки переселились в музыкальные инструменты.

Продемонстрировать русские народные инструменты (деревянные) ложки - ими раньше кашу ели, да щи хлебали

рубель - раньше служил стиральной доской… демонстрировать и другие инструменты.

Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленцами. Они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Послушайте, как он звучит.

 Муз. рук-ль. Иногда нам очень хочется помузицировать, но нет под рукой

таких прекрасных инструментов. Что же делать? Надо приложить смекалку и из разных подручных материалов изготовить инструменты самим (обратить внимание на набор шумового оркестра, изготовленного из бросового

материала, показывать звучание) .

 Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Детям предлагается в данной дидактической игре изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).

 При этом можно использовать речевую поддержку:

Льётся дождик с высоты, На дома и на мосты.

Листья падают, шуршат Под ногами у ребят.

На заводе слышен стук: Молоточки тук да тук. Каждый что-то мастерит И по-своему стучит…

Из-за тучи слышен он – Грозный и сердитый гром!


Весело играем в один барабан мы, Весело играем в один барабан.

Снег пушистый стелется И метёт метелица,

Снег летит, летит, летит И под ножками скрипит. Ты, волна моя морская, Своенравная волна,

Как покоясь иль играя, Чудной жизни ты полна и т. д.

 Игра «Наш оркестр».

 Музыкальный руководитель:

Для начала объясним, что такое оркестр (ответы детей). Кто такой дирижёр? (ответы детей)

Предлагаю разобрать шумовые музыкальные инструменты. Выбираем дирижёра (применить считалку)

 Считалка:

Белки зайцев угощали, им морковку подавали. Все орешки сами съели, а тебе водить велели. Муз. рук. просит всех встать

Однажды музыканты собрались выступать… Все взяли инструменты

И начали играть.

Исполнение вместе с настоящим симфоническим оркестром музыкальную пьесу И. Штрауса «Полька-пиццикато» («исполняется» пьеса под руководством «дирижёра). Дирижер собирает инструменты.

Опытническая деятельность:

  • опыты «Музыка или шум?», цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;
  • Почему все звучит?», цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);
  • «Откуда        берется        голос?»,        цель:        подвести        к        пониманию        причин возникновения звуков речи;
  • «Как распространяется звук», цель: объяснить, как распространяются звуковые волны;
  • «Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;
  • «Почему Мишутка пищал?», цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;
  • «Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления звука.

 Дидактическая игра «Оркестр»

Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).

 Игра «Что как звучит?»

Мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос

 Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мяу, кукушке, собаке, кошке, звонку, скрипу дверей

 Музыкально-двигательная игра «Хлоп-шлеп»

 Задача: под музыку ритмично хлопать, щелкать пальцами, топать ногами.

 Музыкально-дидактическая игра: «Громкие и тихие звоночки»

Импровизация на музыкальных инструментах

 Музыкально-двигательная игра: «Кто вышел погулять?»

Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья

музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)

 Дидактическая игра «Музыкальные и шумовые звуки».

Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Описание игры: Дополнительно изготавливается карточка с пустыми

квадратиками. Карточки с изображениями разрезаются и выкладываются на пустой таблице, допустим первый ряд- шумовые звуки, второй –

музыкальные или наоборот.

 Дидактическая игра «Что лишнее» Цель: Развитие логического мышления.

Описание игры: Детям раздаются карточки . Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний ,т.е. отличается от двух других на

карточке.

 Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Описание игры: Детям раздаются карточки с изображением явлений природы и музыкально-шумовыми инструментами. Они должны подобрать каждому явлению природы свой музыкальный инструмент.

 Дидактическая игра «Определи по форме и цвету» Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Описание игры: Дополнительно изготавливается карточка с пустыми

квадратиками. Карточки с изображениями разрезаются и выкладываются на пустой таблице, допустим первый ряд-форма и цвет барабана, второй –

балалайки и т.п. или наоборот.

 «Угадай, на чём играю».

Взрослый, за ширмой играет на каком- либо инструменте, а ребёнок отгадывает его. Для ответов можно также заготовить соответствующие картинки и дополнительный набор музыкальных инструментов.

« Музыкальное эхо».

Ребёнок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре

коротких звука и один долгий; долгий звук, два коротких и один долгий. Повторять ритм ребёнку следует на каком – то одном инструменте, но лучше на том же, на котором играл взрослый.

 Игра «Слушаем и воображаем»

Дети садятся в круг, в центре которого музыкальный руководитель из

«волшебной» корзины достает различные звучащие предметы: будильник, стеклянный стакан, железную крышку, деревянные кубики, бумага. Дети, не открывая глаз, стараются отгадать, что звучало.

 Песня « Наш оркестр»

  1. Есть в саду оркестр у нас, он сыграет вам сейчас. Ты послушай, как звенит, всех вокруг развеселит.

  1. Дверцу ключик открывал, к нам на вешалку попал , Ты ,послушай как звенит, всех вокруг развеселит.

  1. Пуговки собрали дети, прицепили на браслетик Ты послушай, как гремят, всех вокруг развеселят.

  1. С аппетитом киндер съели, а "сюрпризом " загремели Ты послушай, как гремит, всех вокруг развеселит.

  1. Мы с кастрюлек крышки сняли и под музыку бренчали, Ты послушай, как бренчат, всех вокруг развеселят.

  1. Мы бутылки газировки разрезаем на полоски,

Ты ,послушай ,как шуршат ,всех вокруг развеселят.

(на проигрыш дети играют на шумовых инструментах)

 Занятие - путешествие «Сказка в музыкальном мире»

Разучивание сказок –шумелок «Теремок», «Репка»

Цель:

  • развить творческий потенциал детей через включение их в активную продуктивную деятельность, направленную на подбор шумовых инструментов, соответствующих характеру героев сказки;
  • развить творческую фантазию при игре на различных шумовых инструментах различными способами, с разной динамикой и ритмом;
  • развивать слуховую память, внимание, навыки ансамблевой игры.

Творческая мастерская по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала

  • закреплять у детей знание принципа изготовления разнообразных шумовых инструментов;
  • развивать умение и навыки игры на инструментах - шумелках.

Совместная деятельность музыкального руководителя и детей по озвучиванию различных потешек, рассказов

 Сказка-шумелка

«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал.

(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).

–Вот уж я вас!

Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить.

Летела мимо птичка-синичка (дудочка).

  • Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
  • Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.

(терка).

Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).

  • Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
  • Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).

Пробегал мимо олень: (трещётки).

  • Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь! Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.

Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).

  • Ой, упал медведь!

Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.

(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).

  • Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:

  • Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

 Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ

(по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать

красивые белые снежинки.

МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки

РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые

гнёздышки.

ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день

падал снег

МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по

бокалам)

Шумел ветер,

ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

 Сказка - шумелка «Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

Шуршим пакетом

Испугался заяц и бежать.

быстро встряхиваем

кастаньеты

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!

стучим ложками

Бросился заяц бежать.

быстро встряхиваем

кастаньеты

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

шлёпаем руками по ногам

Побежал заяц из леса к речке.

быстро встряхиваем

кастаньеты

А на берегу речки лягушки сидели.

проводим палочкой по рубелю

Увидели они зайца и прыг в воду.

проводим палочкой по металлофону

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

медленно ударяем

кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или

используем барабан

ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ (Железнова) (инсценировка и шумовой оркестр)

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный

бокал. И он зазвенел.

ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть

песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с

крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка?», - закричала большая

картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала

большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:

СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:

«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»

И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела.

И это был самый лучший голос!

  1. этап – заключительный.

Заключительный этап – это защита по проектной деятельности. Показ для малышей сказок-шумелок «Теремок», «Репка»

«Теремок»

Стоит в поле теремок.

БУБЕН

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла

мышка в теремок и стала там жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Прискакала        к        терему        лягушка-квакушка        и спрашивает

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ

ЛОЖКАМИ

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок.

Стали они вдвоем жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит        мимо        зайчик-побегайчик        остановился        и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ТРЕУГОЛЬНИК

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

  • А я лягушка-квакушка
  • А ты кто?

ЛОЖКИ

— А я зайчик-побегайчик.

ТРЕУГОЛЬНИК

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они

втроем жить.

ТРЕУГОЛЬНИК

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме

живет?

ШУРШАЛОЧКА

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?

ТРЕУГОЛЬНИК

—        А        я        лисичка-сестричка—        иди        к        нам        жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером

жить.

ШУРШАЛОЧКА

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУМЕЛОЧКА

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

  • А я лисичка-сестричка
  • А ты кто?

ШУРШАЛОЧКА

— А я волчок-серый бочок.

ШУМЕЛОЧКА

— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они

впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

МЕТАЛЛОФОН

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь

теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ        ПО БАРАБАНУ

— Я, мышка-норушка.

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка

ШУРШАЛОЧКА

— А я волчок-серый бочок.— А ты кто?

ШУМЕЛОЧКА

— А я медведь косолапый

БАРАБАН

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез —

никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.

МЯТЬ БУМАГУ

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! —

развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка- сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГО ЛЬНИК,ШУРШАЛ

ОЧКА,ШУМЕЛОЧ КА

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!

РАСЧЁСКОЙ        ПО

КРАЮ СТОЛА МЕТАЛЛОФОН

 «Репка»

Жил-был дед с бабкой да внучка

БУБЕН

И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.

ПОГРЕМУШКА,

ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК

Посадил как-то дед репку, и выросла репка

большая-пребольшая        —        рук        не        хватит обхватить!

МЕТАЛЛОФОН

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет,

вытянуть не может.

МЯТЬ БУМАГУ

Позвал дед на помощь бабку.

ШУМЕЛОЧКА,

.Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут,

вытянуть не могут.

УДАР ЛОЖКАМИ,

МЯТЬ БУМАГУ

Позвала бабка внучку

ШУРШАЛОЧКА

.Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ

БУМАГУ

Кликнула внучка Жучку.

ПОГРЕМУШКА

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть

не могут.

4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ

БУМАГУ

Кликнула Жучка кошку.

ТРЕУГОЛЬНИК

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, вытянуть не могут

5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула Муська мышку.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.

6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ,

МЕТАЛЛОФОН

Продукт проекта

  • Выставка шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
  • Развлечение «Откроем музыку в себе»
  • Пособие «В мире загадочных звуков»

Заключение

Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение родителей с детьми более интересными и плодотворными.

Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Литература:

  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001 г
  • Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал

«Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

  • Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы

В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическ...

Проект "Стать музыкантом может каждый!"

Стать музыкантом может каждый!...

Творческий проект «Стать музыкантом может каждый!»

Проект направлен на развитие  музыкальных  способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневно...

Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.

Дорогие посетители  сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку  получить опыт индивидуа...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей 6-7 летОдной ...