Мастер-класс "Новогодняя игрушка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Федорова Галина Юрьевна

Мастер-класс "Новогодняя игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_masterklass.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей №45 «Земляничка»

городского округа «город Якутск»

Мастер класс рисование песком

«Новогодние игрушки»

Подготовила

Федорова Галина Юрьевна

Якутск 2020г.

Теоретическая часть

Актуальность проблемы. В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Тем не менее эмоции являются центральной функцией сознания дошкольников. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Так хорошее настроение помогает лучше запомнить, а эмоциональная память способствует более точному запоминанию. Учитывая то, что познавательные способности ребенка связаны, прежде всего с органами чувств, можно предположить, что одним из эффективных методов развития является игры с песком.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности. Именно поэтому она может быть использована воспитателями в развивающих и обучающих занятиях. В играх с песком активизируются мыслительные и эмоциональные резервы. Именно поэтому мы предлагаем вашему вниманию такую тему «Песочное рисование или игры с песком».

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.

Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.

Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений  арт-терапия.

Основоположником песочной терапии является Карл Юнг, песочной анимации или песочной графики – Кэролин Лиф.

Рисование песком – это инновационная техника рисования, доступная даже детям раннего возраста. Я провожу рисование чаще в коррекционных целях. Рисование песком, игры на песке может проводить любой воспитатель индивидуально, или с подгруппой детей, начиная с 2-х лет. В процессе занятия песочной графикой ребенок развивается во всех образовательных областях (познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие).

Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Положительные моменты в работе с песком:

  • Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.
  • Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.
  • Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
  • Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Оборудование:

  • Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, деревянный ящик или пластиковый таз.
  • Песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен – его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии). Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.
  • При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Правила при работе с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Специалисты выделяют три вида игр с песком:

1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры. Они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.

3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Сегодня мы остановимся на познавательных и обучающих играх.

Обычно в песочнице играют 2-3 ребенка (индивидуально). В форме занятий – подгруппа до 6 человек, продолжительностью 20-25 минут.

Цель: Способствовать формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу дошкольника посредством песочной терапии.

Задачи: 

  • Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем.
  • Способствовать развитию интереса к данной технике, методу использования данной техники в эмоциональном развитии дошкольников, введению её в практическую деятельность.

Ход мастер-класса:

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Радужный песок».

Практическая часть

Воспитатель:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Мы создадим свой Мир Чудес.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну.

1 Этап:

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – настройка на работу с песком, расслабление.

• Участник дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• Участник легко/с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

• Участник дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

• Участник перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

- Какой песок? (сухой, прохладный, теплый, поющий, сыпучий, зыбучий, золотой)

- Что вы ощущаете?

Воспитатель:

В песочнице живёт хозяйка песка – Песочная Фея (кукла). Через неё можно устанавливать правила игры:

Здесь нельзя кусаться, драться,

И в глаза песком кидаться.

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна

Обижать детей нельзя!

Фея приглашает нас поиграть в песочнице. Начнём с простейших игр:

1. Игра «Необычные следы»

Цель: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

«Идут медвежата» - кулачками и ладошками с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Бегут жучки - паучки» - двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

2. Игры с погружением рук в песок: «Секретные задания кротов», «Песочные прятки». Мы с вами поиграем в игру «Угадай сказку» 

Цель: развитие речи, памяти, воображения.

Участники закрывают глаза. Ведущий закапывает в песок игрушки из хорошо знакомых всем сказок, оставляя видимый уголок игрушки. Участник с помощью пальцев или кисти очищает часть игрушки и угадывает героя и сказку.

3. Игра «Сказочная страна»

Цель: развитие фантазии, развитие речи.

Материалы: бросовый, природный материал, мелкие игрушки из «киндер сюрприза».

Песочная Фея рассказывает историю о том, что раньше в песочной стране был очень красивый сказочный город. В нем жили добрые жители, но однажды задули сильные ветра так, что засыпали весь город песком. Давайте поможем построить новую сказочную страну и заселим жителей. В конце игры ведущий просит составить рассказ о новой песочной стране.

Выход из игры.  Благодарим Песочную Фею. Она нам говорит о том, что нужно убрать игрушки, разровнять песок и вымыть руки (салфетки).

2 Этап:

Рисование песком.

Ведущий: Сейчас мы с вами посмотрим завораживающее видео – песочное шоу, когда под прекрасную музыку на светящем стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.

Воспитатель: В одном прекрасном, густом лесу жила маленькая, пушистая елочка-колкая иголочка. Она жила средь сосен и берез. И так ей хорошо жилось, пока однажды в студеную зимнюю пору, как раз перед новым годом, ей не сказали, что она совсем не похожа на соседние деревья.

Воспитатель: Чем отличается елочка от других деревьев зимой. (ответы детей)

-Совсем скоро наступит новый год как вы думаете, чего нахватает на нашей елочке(ответы)

-Закройте глаза и представьте, как сейчас красиво в лесу. (дети говорят, что в лесу много снега и т. д.)

Надо елочку нарядить? А чем же украшают елочки? (Ответы детей). Конечно, елочки украшают шариками и игрушками. И мы украсим наши елочки  

Для этого нам понадобится:

-Цветной песок

-Клей ПВА

-Кисточка

-Салфетка

-Формы (новогодние шарики)

Воспитатель; Посмотрите на эти шарики представьте себе, как вы бы украсили его (представили?)

А теперь преступим клеем рисуем на нашем шарике узор (снежинка, еловая веточка, различные линии, крапинки, надпись… ) следующий этап обсыпать или обмакнуть в песок форму с клеем (к клею прилипнет песок и у нас останется красивый узор)

Молодцы! Какие красивые украшенные наши шарики!  

-Нашей елочке они понравятся. (ответы детей)

Завершение игры с песком.

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Включаем свет, закрываем стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...