Развитие познавательных способностей через музыкально-театрализованную деятельность. Региональный компонент.
материал

Зорина Евгения Алексеевна

Стандартом дошкольного образования определены условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного и познавательного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных условий является театрализованная деятельность, которая, способствует наиболее полному и яркому проявлению принципа обучения: учить играя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx20.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей через музыкально-театрализованную деятельность. Региональный компонент.

Из опыта работы музыкального руководителя                                                        МАДОУ детский сад № 24                                                                                    Зориной Евгении Алексеевны

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

                                                                                     В. А.Сухомлинский

Актуальность

Стандартом дошкольного образования определены условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного и познавательного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных условий является театрализованная деятельность, которая, способствует наиболее полному и яркому проявлению принципа обучения: учить играя. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театрализованной деятельности многообразна. Она объединяет средства живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом. В театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Это хорошая возможность для развития познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и формирования его личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Кроме того, музыкальное развитие ребёнка, обеспечивает развитие его эмоциональной сферы, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.

Цель: создание условий для познавательного развития через музыкально-

театрализованную деятельность с учетом регионального компонента.

Задачи:

  • способствовать решению задач всестороннего развития личности ребенка;
  • расширять знания детей о жизни, быте, традициях и обрядах башкирского народа.
  • развивать у детей устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности через постановку театральных этюдов и сказочных спектаклей;
  • развивать активное внимание, речь, воображение, память, сенсорное развитие;
  • организовывать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В рамках деятельности театрализованного кружка «Маски-сказки», я занимаюсь с детьми с сентября по май по утвержденному администрацией МАДОУ перспективному плану. Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников. В этом учебном году набор в театральный кружок в связи с условиями карантинного периода, проводился на основе одной подготовительной группы, где находятся дети с ОВЗ. Количество детей, посещающих кружок – 16 человек.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

  • возрастные особенности;
  • индивидуальные особенности ребёнка;
  • особенности его личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, я старалась включить методы и приёмы, которые бы стимулировали познавательное развитие детей:

  • просмотр спектаклей и беседы по ним;
  • просмотр презентаций о видах театра, театральных профессиях;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

К сожалению, сейчас невозможно просматривать спектакли в «живом» исполнении (в связи с ограничительными мерами), приходится записывать сказки на видео и демонстрировать детям по телевизору. Например, на День знаний была записана сказка с участием взрослых «Колобок идет в школу». (просмотр видео)

Также стараюсь в каждый праздник включать небольшую инсценировку, благодаря чему у детей накапливается опыт выступления перед своими товарищами. На День м атери дети подготовили инсценировку «Непослушные ребята», на осеннем празднике исполняли роли Осени, Гусят, играли в сценке «Как звери готовятся к зиме». На Новогоднем утреннике исполняли роль Снегурочки, Ветра и Месяца.

На День рождения Республики Башкортостан мы приготовили небольшой спектакль – башкирскую народную сказку «Четыре друга». Стараюсь на праздники и развлечения брать песни на башкирском языке, в нашем репертуаре песни «Ватан», «Мин үземде яратам», «ҡар сәскәләр»(просмотр видео).

Для успешного формирования познавательной активности детей в музыкально-театрализованной деятельности я соблюдаю ряд условий:

  • создаю предпосылки для развития творческой активности;
  • приобщаю детей к театральной культуре;
  • обеспечиваю взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создаю условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В рамках театрализованной деятельности происходит реализация познавательного развития:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в театрализованных игр);
  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;
  • посещение мини-музея детского сада, знакомство с бытом и историей родного края.

Расскажу о подготовке к спектаклю по мотивам башкирской народной сказке «Четыре друга». Дети хорошо знали содержание сказки, в прошлом учебном году они смотрели ее в исполнении педагогов детского сада. Поэтому, когда мы выбирали сказку для постановки, дети предложили поставить именно эту. Большим подспорьем в работе над спектаклем оказался наш мини-музей «Моя Родина». Дети посещали его с педагогом, проводились интересные экскурсии.

Здесь расположено внутреннее убранство юрты, много экспонатов для формирования общего представления о жизни и культуре народа; альбомы к экспозиции «Богатство нашей республики»; различные методические пособия и игры. Дети с удовольствием репетировали свои роли на территории музея.

По сюжету сказки действие перемещается из леса в помещение, затем опять в лес, а также происходит смена времен года. Для этого мы использовали      полифункциональное игровое оборудование – театрализованные декорации (деревья, домик, колодец - зимний и осенний варианты).

На портале «Солнечный свет» в номинации «актерское мастерство» наша сказка заняла 1 место.

Организация работы по познавательному развитию через театрализованную деятельность предусматривает взаимодействие с родителями воспитанников, в ходе которого формируется атмосфера не только сотрудничества, но и сотворчества.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  • родители участвуют в постановке спектаклей; (В прошлом году родители этой группы подготовили для своих детей спектакль по башкирской народной сказке «Сиротка»)
  • помогают в изготовлении костюмов и атрибутов;
  • проводятся консультации по вопросам творческого развития детей;
  • регулярно выкладываются фото и видео отчёты проведенных мероприятий на странице детского сада в ВК .

В нашем детском саду ведется планомерная работа по музыкально-театрализованной деятельности с учетом регионального компонента.

В планах работы на вторую половину года у меня спектакль по мотивам народных сказок (башкирских, татарских и русских), с участием всех детей, посещающих кружок и с использованием различных видов театра (кукольный, платковый и др.)

В результате музыкально-театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, решаются многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству и народным традициям.

Таким образом ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Театр, как вид искусства, не только средство познания жизни, но и школа нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Из всех видов художественной деятельности именно музыкально-театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 24 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на тему

«Развитие познавательных способностей через музыкально-

театрализованную деятельность. Региональный компонент»

(РМО музыкальных руководителей)

Выполнил музыкальный

руководитель Зорина Е.А.

Педагогический стаж: 33 года

Имеющаяся категория: высшая

Запрашиваемая категория: высшая

г. Туймазы, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"

Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...

Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»

.    Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...

Проект: «Развитие у дошкольников познавательных способностей через опытно-исследовательскую деятельность»

Цель проекта:  внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности....

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

Проект "Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность"

Проект направлен на развитие связной, выразительной речи у детей через музыкальную и театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно....