Аннотация к опыту работы «Наглядное моделирование в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кримзюк Наталья Борисовна

Аннотация к опыту работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_naglyadnoe_modelirova.docx947.96 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кримзюк Наталья Борисовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №18»

Населенный пункт: г.Еманжелинск

Аннотация к опыту работы

«Наглядное моделирование в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Введение

Актуальность темы. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования экологической культуры у детей в процессе образовательной деятельности. Исследования последних лет констатируют, что результат бедственного состояния природы есть результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру как общему достоянию.

Главной задачей экологического образования является формирование внутренней потребности у людей работать над разрешением проблем окружающей среды, ответственности за ее состояние. Экологическое образования должно привить человеку знания и навыки разумного общения с природой, в ходе которого люди будут применять, и развивать методы и способы конструктивного взаимодействия с природой.

 Психологи и педагоги уделяют большое внимание различным формам познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.  Использование наглядного моделирования в экологически ориентированной деятельности актуально, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как в настоящее время одна  из важнейших задач  в воспитании и обучении детей состоит в поиске путей эффективного обучения на занятиях, поиске возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, повышения самостоятельности, так как в дальнейшем, при поступлении в школу, очень важно, готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, фантазировать.

       Решить успешно эти задачи воспитателю поможет метод моделирования. Модель воспроизводит свойства и связи предметов окружающего мира, которые всегда доступны прямому наблюдению. В связи с этим использование моделей в ходе ознакомления с природой – непременное условие успешности педагогического процесса, т. к. познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отражающих связь животного и растительного мира, различных природных зон Земли, с условиями жизни в них.

 Эффективность данного процесса не может быть достигнута без учета специфики природно-климатических и экологических особенностей родного края.

 В настоящем творческом отчете представлены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, метод моделирования (как разновидность методов экологического воспитания) - роль, место, особенности использования, определена эффективность их применения в работе по формированию экологических представлений и положительного отношения к объектам природы.

Целью работы является: показ возможности развития экологической культуры у детей дошкольного возраста через использование моделей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологических представлений у детей дошкольного возраста средствами моделирования;

- выявление уровня сформированности экологических представлений об объектах неживой природы у детей дошкольного возраста;

- разработка системы работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста средствами моделирования;

- определение эффективности системы работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста средствами моделирования;

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по формированию экологических представлений в ходе работы с детьми дошкольного возраста методом моделирования.

Новизна:

формирование экологической культуры у детей старшего возраста на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования.

Практическая значимость: разработка технологии по использованию моделирования и моделей (мнемотаблиц и мнемодорожек для ознакомления детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений), рабочей учебной программы «Развитие экологических представлений» для детей среднего и старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию экологической культуры у дошкольников.

Описание опыта работы

Перед тем, как приступить к планированию работы по теме «Моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста», мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня понимания наглядных моделей, умения группировать объекты природы на основе модели, умения пользоваться ими. Диагностическая карта включала в себя следующий объем представлений: понимание связи между моделями и представленных в них объектами; умение действовать с моделями; умение составлять небольшой описательный рассказ об объектах природы, опираясь на модели; создание новых моделей, рисунков, рассказов. Дети сначала не понимали, что модели характеризуют основные признаки объектов природы, не получалось у них систематизировать объекты природы на основе наглядных моделей по определённым признакам, представления о природных объектах были поверхностны, дети действовали неосознанно, механически, чаще подражательно - по моему образцу, понимали, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознавали почему.

Исходя из этого, я разработала перспективный план для детей  дошкольного возраста. Всю работу я проводила по направлению: работа с детьми по намеченной теме в системе.

Работа с детьми включала в себя:

- Моделирование в наблюдении.

- Моделирование на занятиях.

- Моделирование в трудовой деятельности.

- Использование экологических игр с элементами моделирования.

Моделирование в наблюдении

Организуя наблюдение, знакомила детей с различными объектами, предметами природы: растениями, животными, птицами и т. д. в построении плана действий помогали картинки, обозначающие способы познавательной деятельности. С помощью картинок-моделей учила детей различать и правильно называть объекты природы по характерным признакам (форме, величине, окраске листьев, цветов, плодов, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.)

Наблюдая за растениями, знакомила детей с функциями их органов (корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам). Знание детьми функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинали понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Так же с помощью картинок – моделей учила обозначать условия жизни, потребность живых организмов; соотносить их с конкретными животными и растениями. Учила выделять функции живых организмов – двигается, дышит, питается, растет, размножается; подбирать подходящую к ним модель, например в наблюдениях за кошкой, рыбками, птицами и др.

 В организации познавательной деятельности дошкольников для большей эффективности использовала проведение цикла наблюдений. Отдельно взятый цикл, например, за птицами, рыбами на одну тему, представлял ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имело свою цель и определенное (не схожее с другими) содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формировали у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о растениях и животных. Цикл наблюдений создал прочную чувственную основу, что обеспечило успех следующих за ними знаний. Проведение наблюдений в различные режимные моменты экономило учебное время занятий и делало работу с детьми разнообразной.

     

     

Моделирование на занятиях

Решающую роль в моей работе играла организация различных видов занятий, которые позволили упорядочить накопленные представления детей, а значит: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить.

В своей работе использую разные формы занятий по характеру и содержанию:

- первично-ознакомительные (знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.)

- углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, занятия в форме путешествий, экологических сказок и др.)

- обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.) так же использую комплексный вид занятий.  

 Обучаю детей важным умственным навыкам:

- анализировать;

- сравнивать;

- выделять характерные признаки объектов.

 Модели, схемы применяю на занятиях при составлении рассказов о природе, они помогают детям определить последовательность рассказа. Для того чтобы рассказ получился интересным, не похожим на другие, дети выбирают из набора готовых моделей нужные им, дополняют их, придумывая новые.       Углубленно-познавательные занятия по ознакомлению с природными зависимостями со старшими дошкольниками были направлены на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Эти знания я посвятила зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла питательной почвы), где рассматривали, например, рост овощных культур, других  растений, их сезонные изменения и прочее. На таких занятиях использовала модель «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений». На занятиях по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов, использовала модели, обозначающие разные среды обитания (наземную, воздушную, водную), особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде ( защитная окраска животных зимой в лесу и т. п.).

 На занятиях обучаю детей устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольников.  Обобщающие занятия с детьми провожу с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставлю такие задачи – выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Тематика обобщающих занятий была разнообразной, например, «Овощи и фрукты», «Как много интересного бывает зимой», «У нас в гостях животные» и др. с использованием наглядных моделей: по существенным признакам дети объединяли несколько объектов природы в одну группу, например, «звери», «птицы», «рыбы». Обобщенные представления об осени у старших дошкольников формировала на основе предметных моделей, отражающих признаки:

- признаки изменения неживой природы – день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры;

- признаки изменений в растительном мире – листва на деревьях меняет окраску и опадает, трава желтеет и вянет;

- признаки изменений в животном мире – насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме.

Формирование обобщенных представлений осуществляю в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов.

Особенности этих вопросов:

- формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений;

- содержание направляю на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых формируется обобщенное представление, каждому признаку соответствует специальный вопрос.

В заключение беседы выделенные признаки суммируем совместно с детьми, затем формулируем обобщенное представление.

В своей работе я использую и другие совместные образовательные технологии:

- экспериментальную деятельность детей;

- игровое проблемное обучение.

При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции от самой игры и от того, как мы вместе с ними играем. Такие ситуации являются хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

         

Моделирование в трудовой деятельности

 Значимую роль в организации трудовой деятельности я отвожу наблюдению, которое помогает определить состояние живого объекта и условий, в которых он находится.

 Первоначальный осмотр растений и животных позволяет детям устанавливать, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению, труд для детей стал осмысленным, осознанным, экологически целесообразным. При начальном наблюдении вместе с детьми выявляем необходимость трудовых усилий. Модель трудового процесса помогает в уходе за живыми существами. Они самостоятельно, с помощью схем, определяют цель труда, средства, трудовые действия, орудия труда.  В завершающем наблюдении предоставляю возможность ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы.

                   

Использование экологических игр с элементами моделирования

 В экологическом воспитании детей постоянно использую игры с наглядным моделированием.

Играя с дошкольниками, использую различные виды игр с элементами моделирования, например:

- «Кто во что одет» - закрепляла умение детей систематизировать животных по покрову тела. Формировала навык пользования моделями.

- «Кто где живет» - закрепляла умение детей систематизировать животных по среде обитания.  И другие: «Кто как двигается», «Овощи и фрукты», «Кто быстрее соберет фрукты», «Какое растение лишнее», «Путаница», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет»

 - «Найди зверя, птицу, рыбу, насекомое»» - закрепляла знания детей о существенных признаках живых организмов, совершенствовала умения составлять описательные рассказы с помощью моделей.

- «Что бывает зимой» - закрепляла умения детей устанавливать причинно-следственные связи, умения использовать модели в познавательной деятельности.

И другие: «Что бывает весной», «Что где растет», «Найди, что опишу», «Назови правильно», «Растение – как живое существо» и другие.

Результативность

Итоги наблюдения, осуществленные в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Использование мною наглядного моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности показали высокую эффективность при формировании экологических понятий у дошкольников. Дети играют, действуют с моделями с большим желанием, которое увеличивается с возрастом. Решающую роль в этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость определенной цели, стимулируется познавательный интерес детей. Этот метод даёт мне возможность демонстрировать те процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым, не нанося им вреда. Моделирование процессов позволило детям понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д.   Все занятия проходят с большим подъемом и оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, так как детям предоставляется возможность самим действовать с моделями, рассуждать, спорить, по-настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается к экспериментированию:

 -Дети легко решали поставленные мною задачи;

- Научились логически мыслить;

- Связно рассуждать;

 -Сравнивать;

 -Обобщать;

- Выделять существенные признаки предметов и объектов природы;

- Пользоваться наглядными моделями в практической деятельности.

Диагностика качественного уровня развития детей по теме исследования показала, что все воспитанники имеют представления и владеют практическими умениями на высоком и среднем уровне. У них сформировался широкий круг представлений о природе, достаточно уверенно дети ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.  Все это способствует развитию умственных способностей детей, а в дальнейшем, успешному обучению в школе.

Литература

1.  Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.,1995

2. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. М., 1995

3. Кондратьева Н.Н. Мы. Азбука экологического воспитания дошкольников. СПб., 1996.

4. Комплексная программа экологического воспитания и образования населения Свердловской области. Концепция // Моисеева Л.И. Экологическое образование. Исторический аспект. Екатеринбург. 1996.

5. Николаева Е.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1993.

6. Радуга. Программа и руководство для воспитателей детского сада / Сост. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М., 1992

7. Развитие. Программа. Основные положения. М., 1994.

8. Экологическое воспитание дошкольников / Под. ред. А.М. Федотовой. Пермь., 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Помощники Лесовичка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга         Конспект совместной деятельнос...

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...

Картотека опытов и экспериментов, направленная на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Данная картотека опытов и экспериментов позволит сформировать у детей старшего дошкольного возраста экологические представления об объектах живой и неживой природы....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.Задачи:- организовать о...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...