«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопед ДОУ»
методическая разработка

Романова Дина Юрьевна

Выступление учителя-логопеда на Районном методическом обьединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanova_rmo.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопед ДОУ». (из опыта работы)

Романова Д. Ю.

Учитель-логопед

МКДОУ  «Детский сад» «Рябинка»

     Воспитание гражданственности и патриотизма сложнейшая задача воспитательного процесса, которая закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь. В этом сложном процессе задействованы все специалисты ДОУ.

  Ребенок познает мир через игру, поэтому лучший способ рассказать маленькому гражданину о патриотизме – поиграть с ним. А все игры логопеда связаны с развитием речи, расширением и актуализацией словаря, освоением лексико-грамматических категорий.

    Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.

•        Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

  • “Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;
  • “Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

    В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.

•        Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

     В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий         / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.

•        Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.

Игры:

  • «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/

  • Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».

    Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

  • «Собери герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.

  • «Герб  родного края»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Спас – Деменска  из других знаков.

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.

   Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы».

•        Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашизмом, глубокой благодарности к ветеранам войны.

Используются игры:

  • “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

  • “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./

      Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно в наше непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.               Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

     Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи, в которую входят следующие направления:

  • правильное звукопроизношение;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие связной речи.
  • Развитие правильного звуопроизношения.

В данном направлении по выщщеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:

АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.

На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Использую логопедические игры, например

  • «Сложи и расскажи»

Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен

Словообразование: граница- пограничник, пограничный;

Использование предлогов: моряк — в море,

Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат( каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)

Глагоды(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Обогащение словарного запаса детей.

  • Подбираем слова -синонимы( Родина — отечество. Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.

Развитие связной речи.

   Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».

Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!

Но главное, помнить!

ДЕТИ НАС НЕ СЛУШАЮТ, ДЕТИ НАС СМОТРЯТ!

Можно бесконечно долго играть, беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но если ребенок не видит отражения этих слов в действия взрослых, которые его окружают, все это напрасно.

Наш патриотизм очень прост: это фантик брошенный в урну, из уважения к своей земле, это посаженной дерево, с заботой о будущем поколении, это добрые слова о своей стране, вместо жалоб и нареканий.

А что можете сделать именно ВЫ, чтобы помочь своему ребенку любить свою страну, дорожить ею? Поиграть, по дороге из детского сада:

Давай по очереди называть, все что ты любишь в нашем поселке/городе. Кто больше назвал, тот выиграл!

  • Цепочка из слов: слова «цепляются» друг за друга последней и первой буквой, определенной тематики ( например, страна, семья, профессии и т.д.) ДоМ-МиР-РодинА…..
  • Игра «А все – таки это чудесно….» Учите ребенка позитивному взгляду на жизнь с самого детства, в любой ситуации можно найти «+». Например, дождь пошел, не погулять, а все - таки, это чудесно, распустятся цветы, и наш городок будет еще красивее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....

Статья "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников" (опыт работы)

Опыт работы , сстема работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников"...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда в ДОУ

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда в ДОУ"...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которые  формируют  и развивают личность, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успеш...