Особенности реализации игровой технологии в ДОУ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Особенности реализации игровой технологии в ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 241.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно
– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
– группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
– группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Особенности реализации игровой технологии в ДОУ
Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога.
• Выбор игры.
Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие образовательные задачи требуют своего разрешения.
Поэтому выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями решаемых педагогом задач.
– Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
– Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
– Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления (мобилизация умственных усилий детей), умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
– Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; привитие навыков самодисциплины; стрессовый контроль, саморегуляция; развитие организаторских способностей; обучение общению; психотерапия (снять психологическое утомление).
При конструировании игры необходимо также четко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.
Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др.
В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования.
В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
• Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.)
• Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т.п.
В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
• Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
Коллективная форма работы – одно из основных, преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Но в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество детей (до 30 человек), т. е. практически вся группа.
Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.
Один из ответственных моментов в детских играх распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии, что особенно полезно ребенку. Воспитатель использует следующие приемы:
1) назначение на роль непосредственно взрослым;
2) назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
3) выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
4) добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;
5) очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши белые, красные фашисты и т.д.
• Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
• Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные). Взрослый выступает как организатор, инициатор, участник, компетентный советчик в игре.
• Методические приемы руководства игрой основываются на принципах педагогики сотрудничества, на реализации гуманистического стиля взаимодействия Важно «разбудить в ребенке волшебника» (Е.Е. Кравцова), создать настроение радости, удовольствия, свободы.
Педагогу необходимо уметь играть с детьми, быстро и гибко переходить из реального плана в игровой (условный), не теряя при этом чувства юмора, понимать движения души маленького Человека.
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
2. Принципы развития игровой динамики.
3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным».
Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять детей действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.
Развивающее занятие, проводимое с использованием игровой технологии, требует определенных правил:
1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Могут быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательна констатация результата игры.
4. Наличие эффекта публики, при котором игровая деятельность развивается в зависимости от реакции присутствующих; для дидактических игр этот эффект видится не менее важным, чем для игры актера на театральной сцене.
5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное уважение к личности ребенка, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование физкультурного обрудования (ширмы для метания в цель) в реализации игровых технологий
Мастер- класс для педагогов - дошкольников по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с применением ширмы для метания в цель. содержит небольшой комплекс а...
Открытый показ в рамках реализации игровой технологии "Игровая переменка". Шубка для ежа.
Открытый показ...

Особенности реализации тренинговой технологии в работе с педагогическим коллективом образовательной организации
Про использование тренинговых технологий в деятельности педагога-психолога написано много. Я остановлюсь на собственных «секретах» ведения психологического тренинга с педагогическим коллективом, о кот...

Перспективный тематический план работы по внедрению и реализации игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в подготовительной к школе группе на 2020-2021 учебный год.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича - интерес - познани...

Выступление на Педагогическом совете ДОУ «Об особенностях реализации развивающих технологий «Групповой сбор», «Клубный час», «Работающие стенды»
Протокол заседания Педагогического совета...

Особенности реализации проектной технологии патриотической направленности в детском саду
Особенности реализации проектной технологии патриотической направленности в детском саду....



