"Мир вокруг нас"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружок «Мир вокруг нас»
(познавательно развитие детей старшего дошкольного возраста)
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соответствует требованиям к программе дополнительного образования с учетом учебного плана ДОУ.
Направленность – познавательное развитие.
Актуальность данного направления заключается в том, что развитие познавательной активности ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Работа кружка организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.
Цель: Создание социальной ситуации развития детей подготовительной группы через знакомство с особенностями стран мира.
Задачи:
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
- Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты;
- Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
- Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
- Развивать представления ребенка о себе, своих умениях.
Деятельность кружка рассчитана на период с октября 2019 г. по май 2020 г. Проводится два раза в месяц, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут. Кружок посещают 12 детей.
Планируемые результаты
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных игра;
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планирование деятельности кружка
№ | Месяц | Тема | Программное содержание |
1 | Октябрь | Планета Земля | Понятие «Солнечная система».Знакомство с телескопом. Создание макета «Солнечной системы» |
2 | Октябрь | Как создавались континенты | Просмотр видеофильма «Как образовались континенты» |
3 | Октябрь | Погода и климат | Объяснить, как погода и климат могут влиять на жизнедеятельность народов мира. Как менялся облик человека с изменением климатических условий. |
4 | Октябрь | Животный и растительный мир Планеты Земля | Знакомство с особенностями животного и растительного мира Планеты. |
5 | Ноябрь | Путешествие по карте | Знакомство детей с картой мира, глобусом, атласом, контурными картами; освоение компаса и работы с ним; знакомство с понятиями «национальный костюм», традиции страны, достопримечательности. |
6 | Ноябрь | Россия | Знакомство с Сибирью. Особенностями жизнедеятельности народов Сибири. |
7 | Ноябрь | Россия. | Продолжить знакомство с городами России. Путешествие по «Золотому кольцу». Дать понятие «Золотое кольцо России», объяснить историческую и культурную ценность этих городов. |
8 | Ноябрь | России | Знакомство с особенностями северных районов России. Образ жизни и традиции северных народов. Создание макетов национальных жилищ народов Крайнего Севера. |
9 | Декабрь | Австралия | Знакомство с Австралией. Животный и растительный мир. Большой барьерный риф. Национальная одежда и занятия австралийцев. Изготовление бумеранга – традиционного предмета аборигенов. |
10 | Декабрь | Бразилия | Знакомство особенностями страны: традиционный карнавал, достопримечательности, национальная одежда, монеты, животные Бразилии; самой полноводной рекой мира Амазонкой. Поделка из природного материала «Броненосец». |
11 | Декабрь | Европа. Страны Бенилюкса | Знакомство с особенностями стран Бенилюкса, местом расположением на карте мира; флагом, традиционным костюмом, едой. Продуктивная деятельность «Ветряная мельница». |
12 | Декабрь | Центральна Европа. Германия | Знакомство с традициями Германии. Национальным костюмом, архитектурой, музыкой. Пополнение уголка путешествий «Замки Германии» |
13 | Январь | Восточная Европа | Знакомство со странами Восточной Европы, их особенностями, образом жизни, национальной одеждой, ремеслом и едой. Продуктивная деятельность «Крашеное яйцо –как традиция В.Европы». |
14 | Январь | Северная Европа | Знакомство с особенностью жизнедеятельности народов Северной Европы. |
15 | Январь | Южная Африка | Знакомство с образом жизни в Ю.Африки. Традиционная одежда, еда, праздники. |
16 | Январь | Игровая викторина | Игра – развлечение |
17 | Февраль | Северо-восток США | Знакомство с особенностями Соединенных штатов Америки (флаг, язык, монеты, достопримечательности: статуя Свободы, Ниагарский водопад, племена ирокезов . вязание традиционного подарка племен ирокезов Вампум. |
18 | Февраль | Юг и Центр США | Знакомство с особенностями Южной и центральной части США. Родео, музыка Кантри, индейские племена. Пополнение уголка путешествий сделанным детьми головным убором индейского племени. |
19 | Февраль | ОАЭ | Знакомство с традициями и особенностями жизнедеятельности. Достопримечательности |
20 | Февраль | Норвегия | Знакомство с особенностями Норвегии, месторасположением на карте мира; с животными, обитающими в Норвегии; флагом, традиционным костюмом, едой, денежной единицей, языком, музыкой. Пополнение уголка путешественников сделанным маяком Линдеснес. |
21 | Март | Болгария | Знакомство с традициями Болгарии. Национальным костюмом. |
22 | Март | Мексика | Знакомство с Мексикой, ее особенностями, мексиканскими ковбоями, достопримечательностью – храмом Тикаль, животным миром. Изготовление традиционной поделки «пината». |
23 | Март | Великобритания | Знакомство с особенностью Великобритании, традиционным музыкальным инструментом - волынкой, достопримечательностями. Сбор объемных пазлов Тауэрский мост. |
24 | Март | Франция | Знакомство с достопримечательностями Франции, языком. Пополнение уголка путешествий Эйфелефой башней. Продуктивная деятельность – пещерные рисунки Лоско. |
25 | Апрель | Япония | Знакомство с особенностью Японии, ее языком и достопримечательностями, образом жизни, нравами. Продуктивная деятельность – японский журавлик. |
26 | Апрель | Китай | Знакомство с особенностью жизни Китая. Достопримечательности, язык, традиционная одежда и быт. Сюжетно – ролевая игра «Чайная церемония». Продуктивная деятельность – китайский фонарик. |
27 | Апрель | Италия | Знакомство с достопримечательностями Италии. Пополнение уголка путешествий объемной фигурой «Пизанская башня». |
28 | Апрель | Индия | Знакомство с традиционной одеждой и образом жизни. Достопримечательностью – Тадж-Махал. Продуктивная деятельность – изразец Тадж-Махала. |
29 | Май | Северная Африка | Знакомство с образом жизни в С.Африки. Традиционная одежда, еда, праздники. Продуктивная деятельность – Хамса |
30 | Май | ||
31 | Май | ||
32 | Май | Игра-квест «Путешествие» | Развлекательная викторина по пройденному материалу. |
Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, апрель), на основании научного труда Березиной Ю.Ю., старшего преподавателя Московского педагогического государственного университета «Критерии развития познавательного интереса у старшего дошкольного возраста». В своей работе использует исследования Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой, О.В. Прозоровой, Э.Л. Барановой.
Составляющие познавательного интереса | Показатели проявлений |
Интеллектуальная | – возникновение познавательных вопросов; – обращенность к изучаемому объекту; – представления об окружающем |
Эмоционально-волевая | – проявление эмоций, связанных с познанием; – активность и самостоятельность в преодолении трудностей; – сосредоточенность и внимание к познавательной информации |
Процессуальная | – исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; – стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи; – обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности; – проявление умений вступать в диалог по поводу познания |
Данная диагностика включает в себя три стадии развития ребенка. Где, первая стадии – это период, когда начинается проявление осмысленного отношения к окружающему, появляются первые определенные познавательные вопросы, интерес ко всему новому и необычному. Вторая стадия – период, когда проявляется активность и стремление к самостоятельности, усложняются мыслительные процессы и появляются более сложные познавательные вопросы. И, наконец, третья стадия – когда у детей достаточно сформированы навыки практической деятельности, проявляются произвольные формы поведения, логика в вопросах, высказываниях, можно судить о четко выраженной познавательной позиции.
Оборудование и материал:
- Глобус;
- Карты (физическая карта мира, карты стран, контурные карт);
- Атласы;
- Ноутбук;
- Серия фильмов «Модная география»»
- Набор для творчества на каждого ребенка (карандаши, цветная бумага, клей и т.д.);
- Контурные карты по количеству детей;
- Макеты достопримечательностей;
- Бумажные куклы в национальных костюмах.
Список литературы
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2007.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 2006.
- Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. – 2009 - №10
- Иллюстрированный атлас мира. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест»
- Мокиевская Н.В., Рысакова И.В. Природа Россти. – М.: РОСМЭН, 2015.
- Путешествуй с удовольствием. – М.: Комсомольская правда, 2013.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Я познаю мир. – Географический атлас для детей. – М.: ОНИКС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=SuHPWkR57C4...
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"
Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....
Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы
Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...
