Экологическое образование
план-конспект занятия
Экологическое образование
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.77 КБ | |
| 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Пришла весна"
Цель задания: формирование представлений детей о признаках весны, о весенних изменениях в природе.
Задачи:
1 Обучающие: способствовать формированию представлений детей о признаках весны, содействовать закреплению знаний детей о свойствах снега, способствовать развитию наблюдательности, внимания, способствовать развитию ловкости, выносливости;
2 Развивающие: содействовать формированию умения детей работать сообща, воспитывать трудолюбие;
-способствовать формированию умения выбирать подвижные и спортивные игры, развитию творчества детей в двигательной деятельности;
3 Воспитательные: побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Продолжительность: 25 – 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: средняя группа 4 – 5 лет
Материалы: лопатки для снега, флажки, мячи.
Предварительная подготовка: игровая ситуация «Письмо от Весны»; беседа о наступлении весны; загадки о солнце, снеге, перелетных птицах; наблюдение за весенними изменениями в природе; эксперимент со снегом «Где быстрее растает снег»; подвижная игра «Ручеёк», «Самым ловким окажись»; дидактическая игра «Когда это бывает?»;вопросы проблемного характера: «А почему так бывает?», «Как вы думаете?», «А что бы вы сделали?» и т. д.
Литература: Рыбникова .М.А «Загадки»
Ход занятия
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала | Примечание |
1 2 3 | Вводная часть Основная часть Заключительная часть | 1. Наблюдение. - Ребята, к нам в группу пришло письмо. Но на нем не написано от кого оно. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель достает картинку с изображением весеннего леса). Скажите, вы узнали, что это? По каким признакам вы поняли, что это весна? -Да, на нем изображен весенний лес - Да, дети, письмо нам прислала весна. Вы уже догадались, о чём сегодня будем говорить? - О весне. - Весну издавна любил народ, называли её весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Весна – это переход от зимы к лету. - Сколько весенних месяцев? - Три. - Как называются эти месяцы? -Март, апрель, май - Давайте все вместе повторим их: март, апрель, май – их не забывай. - А какие приметы о весне вы знаете? - Ветер теплый, длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне. - И я знаю приметы весны, послушайте их: 1. В марте день с ночью меряется, равняется. 2. Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно – к мокрому лету. 3. Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней. 4. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. - Ребята, а в письме Весна прислала нам свои загадки. 1)Доброе, хорошее На людей глядит. А людям на себя Глядеть не велит … - Солнце. - Правильно отгадали, это солнце. Весной солнце стало чаще появляться на небе, его лучи ярче светят. Солнце греет всё сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев. Весна идёт, тепло несёт. - Какой стал день? -Длинный 2)Снежок растаял, и с полей Бежит проворливый - Ручей - Да, это ручей. Днём становится теплее, по двору бегут ручьи. Сугробы оседают, из-под них текут струйки воды, образуются лужи. - Почему утром лужи замерзают, а днём оттаивают? - Ночью заморозки - Какая вода в лужах? - Холодная 3)Осенью летели к югу, Чтоб не встретить злую вьюгу. А весной снежок растаял, И вернулись наши стаи! -Перелетные птицы - Перелетные птицы возвращаются к нам с юга. Птицам стало тепло, но земля ещё полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. - Каких перелётных птиц вы знаете - Первыми с юга к нам возвращаются скворцы, затем прилетают грачи, жаворонки. - Ребята, раньше люди закликали птиц, чтобы они быстрее принесли весну. А вы знаете заклички? - Знаем - Давайте мы сейчас попробуем позвать птиц все вместе: Птички-птички, невелички! Прилетите к нам, Принесите нам Весну теплую, Лето плодородное. Весну с дождем, Лето с травами. Весну с солнышком, Лето с зернышком (дети повторяют закличку хором 2 раза). 4)Лежало одеяло Мягкое, белое. Солнце припекло, Одеяло потекло… - Снег - Правильно, это снег. Какой снег был зимой? - Белый, пушистый. - А сейчас какой? - Жёсткий, грязный, серый. - Где снег тает быстрее? - Там, где солнце припекает ярче - Во что превращается снег весной? - В воду. - Ребята, мы сейчас положим немного снега на асфальт, где ярко светит солнце и на асфальт, где солнца нет (в тени). В конце прогулки мы увидим, что произойдёт со снегом. Узнаем, правда ли, что на солнце снег тает быстрее, чем в тени. - Мы уже говорили, что весной много ручьёв. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Ручеёк». Ход игры: дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе под слова: Быстро времечко бежит, Самовар уже кипит. Всем гостям за стол пора, Не остыл пирог пока! И на чай честной народ, Взявшись за руки, идёт! - Ребята, пришла весна, но на нашем участке еще осталось много снега, он долго ещё не растает. Давайте раскидаем снег из сугробов, поможем нашему дворнику, и солнышко растопит его быстрее. Тогда на нашем участке будет чисто и сухо. - Ребята, на нашем участке кое-где уже есть проталинки, где снег растаял, и там можно поиграть. Мы с Алиной, Максимом и Дашей будем прыгать в длину с места. Кто дальше всех прыгнет, тот самый ловкий. - Дети я вам предлагаю поиграть в интересную игру «Наоборот». Зимой снег белый, а весной…. - Серый. Зимой снег чистый, а весной…. - Грязный. Зимой дни холодные, а весной…. - Теплые. Зимой дни короткие, а весной…. - Длинные. Зимой солнце тусклое, а весной…. - Яркое. Зимой небо серое, а весной…. - Голубое Зимой ветер холодный, а весной…. - Теплый. Зимой солнце низкое, а весной…. - Высокое. - Наша прогулка продолжается, и сейчас вы можете поиграть в те игры, которые вам больше нравятся. - Ребята, давайте проверим, что произошло со снегом, который мы положили на асфальт. Что с ним случилось? - Он растаял - Смотрите, снег, который лежал в тени, так и лежит на своем месте. А снег, который лежал на солнышке, превратился в лужицу. - Как вы думаете, почему? - Потому что он лежал на солнышко - Мы делаем вывод, что на солнце снег тает быстрее, и сегодня мы в этом убедились. - Ребята, чем мы сегодня занимались? - Наблюдали, играли, отгадывали загадки. - Что вам больше всего понравилось? - Загадывать загадки, играть в игру «Ручеек» - Дети, вы сегодня были очень внимательными, догадливыми. Хорошо и потрудились, и поиграли. Молодцы! |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Тема: «Берегите воду!»
Цель: обучение бережному отношению к воде; развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; формировать познавательный процесс к природе.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни;
-прививать бережное отношение к воде и природе.
Развивающие:
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
-развивать внимание, память, мышление, речевое общение детей в ходе занятия.
Воспитательные:
-воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду;
-формировать доброту, сердечное отношение к природе, частью которой мы являемся.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды, рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде.
Материал к занятию: интерактивная доска, картинка «Капитошка», капельки, звукозапись сказки о реке, презентация про реку, пластмассовые стаканчики для опыта (на каждого ребенка), марля, загрязненная вода, капелька-медалька (на каждого ребенка).
Методологические приемы: беседа-диалог, использование ИКТ, физкультминутка, опыт-эксперимент, анализ, подведение итогов занятия, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Ход занятия
Орг.момент :
Поудобнее садитесь,
А скажу я вам сейчас-
Интересное для вас!
Только в садик я зашла
И что я – вижу?
Гостья к нам пришла!
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте ее угадать:
В морях и океанах обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать –
На землю падает опять.
Воспитатель: о чем эта загадка?
Дети: Это капелька
(показывает картинку «Капелька» на мольберте)
Воспитатель: Правильно, это наша гостья капелька, которую зовут Капитошка! Ребята, Капитошка хочет повидаться со своими сестричками-капельками, которые живут у нас в группе. Но она не знает, где они находятся, давайте покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
(воспитатель выводит на доску по одной схеме-картинке (стол с питьевой водой, мойка на кухне и т.д), дети называют пользу воды в данном месте и приклеивают капельку на мольберт)
Дети: Капелька живет у стола с питьевой водой.
Воспитатель: А для чего нам здесь нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить (приклеивают капельку).
Дети: Капелька живет около мойки на кухне.
Воспитатель: Правильно! Мы недавно с вами позавтракали, и что Камилла Шарафутдиновна (младший воспитатель) будет делать с посудой?
Дети: Камилле Шарафутдиновне нужно много воды, чтобы мыть посуду, протирать столы (приклеивают капельку).
Дети: Капелька живет в игровом уголке.
Воспитатель: Для чего здесь нужна вода?
Дети: Вода здесь нужна чтобы, мыть грязные игрушки, стирать куклам одежду, протирать полочки (приклеивают капельку).
Дети: Капелька живет в уголке природы (возле растений).
Воспитатель: А для чего же здесь нужна вода?
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку).
Дети: Капелька живет на полу.
Воспитатель: Для чего на полу нужна вода?
Дети: чтоб мыть полы, потому что на полы садится много пыли и если их не мыть, мы будем дышать этой пылью.
Дети: Вода живет в туалетной комнате.
Воспитатель: Для чего же нам там нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы можно было мыть руки и лицо, делать в группе уборку. (приклеивают капельку).
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а нужно ли закрывать кран за собой?
Дети: да, конечно.
Воспитатель: молодцы! Воду надо беречь!
Воспитатель: Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, чистить зубы и полоскать рот, нужна вода, поэтому воду надо беречь и не тратить ее зря! И если вы помыли руки или лицо, то не забывайте закрывать кран! (воспитатель выводит на доску схему попадания воды в наши дома)
Воспитатель: Ребята, так, все таки, кто мне ответит, нужна ли человеку вода?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно, вода очень нужна людям, животным и растениям. Ее пьют, добавляют в пищу и без нее нельзя обойтись. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего три дня. Вода - это настоящая волшебница!
Воспитатель: Вот, Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек, которые приносят нам большую пользу! И мы обещаем с ребятами их беречь, зря воду не тратить и расходовать её по назначению.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем!
Физ.минутка.
Капля первая упала- кап!
И вторая побежала кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки как -кап закапали
Намочили наши лица
Мы их вытирали
Ну а туфли посмотрите мокрыми стали
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим, (бег на месте) под кусточком посидим- (садятся на свои места).
Воспитатель: Мы немного отдохнули, присаживайтесь на свои места!
Воспитатель: Ребята, Капитошка - то повидалась со своими сестричками –капельками, но оказывается у нее случилась большая беда!
Капитошка принесла с собой сказку – о реке, о нелегкой ее жизни и судьбе. Давайте внимательно послушаем, что же расскажет нам Капитошка.
Капелька: Ребята, послушайте внимательно! (показ слайдов по сказке)
Капелька: Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась. И заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители – растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке.
Река - Заболела! И решила река уйти от людей в другие края.
Капелька: А сейчас реке и ее жителям очень плохо (вывести на доску картинку с грязной рекой)
И они в беде! Просят вас они помочь им! И как можно поскорей!
Воспитатель: Посмотрите ребята, что Капитошка стала находить в своей реке вместо рыб. (показывает на доске пустые консервные банки и прочий мусор).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы немного расслабимся, встанем тихонечко и сделаем массаж лица:
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.
Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым
глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по
щекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами виски.
Воспитатель: Присаживайтесь. Дети, а как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде? Кто ее так сильно обидел?
Дети: Человек! Люди загрязняют реки и не бережно относятся к природе!
Воспитатель: А как они их загрязняют?
Дети: бросают мусор, моют автомобили, заводы выпускают выбросы.
Воспитатель: Правильно! Вы правы! Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?
Дети: очистить воду от загрязнений!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Капелька принесла с собой воду из этой реки. Обратите внимание на ее состояние и внешний вид. Как вы думаете, она достаточно чистая и можно ли речным жителям жить в такой воде?
Дети: нет, вода грязная!
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю отправиться в лабораторию и побыть учеными – исследователями, попробовать очистить воду от загрязнений. Для этого нужно закрыть глазки и сосчитать до 5.
«Один, два, три, четыре, пять – мы в лаборатории опять!»
Перед вами на столе стоят стаканчики с грязной водой и чистые стаканчики – фильтры (будем их называть) через которые мы попробуем очистить воду –перельем из одного стаканчика в другой. (Дети берут стаканы с грязной водой, переливают ее в чистые пустые стаканчики, на которых по краям прикреплена марля)
Воспитатель: Дети, посмотрите, теперь вода наша стала какой?
Дети: вода чистая!
Воспитатель: А куда исчезла вся грязь и песок?
Дети: Они остались на фильтре.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Вода действительно стала чище, и хотя она не достаточно очищена и не такая прозрачная, но для наших речных жителей она подходит и им теперь будет легче жить в такой воде!
Воспитатель: Нам нужно возвращаться в детский сад, закрываем глазки и считаем до пяти. Вот мы и вернулись в нашу родную и любимую группу.
Воспитатель: Ребята, Вы молодцы! Помогли Капитошке найти ее сестричек-капелек и очистить реку от разного мусора.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
Воспитатель: Для чего нам нужна вода?
Воспитатель: Как нужно беречь воду?
Воспитатель: Что нужно делать, чтоб реки не загрязнялись?
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу зачитать Вам одно прекрасное стихотворение о воде. Слушайте внимательно!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Воспитатель: Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. Вода – это источник жизни!
(Каждому ребёнку вручается медалька - капелька)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
«Эффективные формы и методы экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников и обучающихся»...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...
