Презентация для педагогов «Технологии формирования социально-коммуникативной грамотности у современных дошкольников»
презентация
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Процесс социализации протекает всю жизнь - с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я.
Задачи социально – коммуникативного развития Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость. Способствовать становлению самостоятельности, и саморегуляции собственных действий. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Организационно - педагогические условия Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; Обучение умению слушать и слышать другого; Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении; Обучение умению использовать формулы речевого этикета; Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; Формирование чувства симпатии между участниками общения; Обучение детей умению владеть собой; Развитие умения анализировать ситуацию; Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью , пассивностью ребёнка). Актуальность социально-коммуникативного развития
Современные технологии Для формирования основ социально-коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста можно применять следующие педагогические технологии: Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой Представленные выше методы и технологии могут стать для педагогов ДОО эффективным профессиональным инструментом формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста при условии их глубокого изучения и включения в систему педагогической работы. Постоянная, непрерывная работа поможет детям стать более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Данная технология позволяет использовать в ходе образовательного процесса игры, способствующие формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений и навыков. Это умения включаться в коллективно-распределительную деятельность, находить партнеров для решения задач и достижения своих целей, поиска нужной информации для решения поставленной задачи, правильно формулировать и задавать вопросы и отвечать на них. Представленный в технологии комплекс игр обеспечивает решение различных образовательных задач через организацию значимых для дошкольников видов деятельности.
Игра «Волшебная палочка» Игра способствует формированию навыков речевого этикета. Учит самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение, сдерживать свое желание подсказывать, придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения. Правила и ход игры: Педагог: Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит, я водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, если нет - останется у водящего. Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами, и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Говорить может тот, у кого волшебная палочка. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. Если нет, вы должны сообщить об этом палочке топаньем. Игра «Волшебная палочка» может быть тематической, темы любые в соответствии с возрастом детей.
Игра «Найди свою группу» Игра ориентирована на создание условий для социального творчества детей и их экспериментирования в учебной и игровой деятельности; воспитание культуры диалога, ответственности за принятое решение; формирует умения включаться в работу сверстников и действовать в рамках границ, обозначенных правилами игры. Правила игры и ход игры: Игра применяется, когда нужно ввести детей в тему занятия и разделить на подгруппы. 1 вариант. Используются карточки с определенными изображениями. Карточки перевернуты. Дети переворачивают, делают обобщения. Например, «Герои русских народные сказок», «Птицы» (домашние, перелетные, зимующие). 2 вариант. Без опоры на наглядность. Дети делятся на подгруппы, определив одинаковый звук в своих именах. А также классификации (деревья, животные т. д.)
Игра «Давай думать вместе» Игра ориентирована на закрепление навыков культуры диалога, воспитание ответственности за принятое решение, способствует развитию навыков культурного социального творчества, самоопределению каждого ребенка в коллективной деятельности. Правила игры и ход игры: На столе разложены карточки изображением вниз. Каждый ребенок берет карточку, показывает всем, ищет себе пару, по общим признакам и они вместе выполняют задание. Например, у божьей коровки - 2 точки, и у домика - 2 окна. Мама и ребенок. Профессия и его инструмент. У тельняшки полоски и у зебры полоски. (Свой выбор дети должны обосновать).
Игра «Живые прыгалки» Игра способствует формированию «зоны радости» в групповой игре, ориентирована на воспитание привычки согласовывать свои действия с партнерами по игре. Правила игры и ход игры: Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю). Дети разделяются по парам по определенному признаку (например, так, чтобы имена начинались на один и тот же звук), а потом каждая пара крутит свои скакалки.
Игра «Нарисуй то же своим цветом» Игра способствует формированию навыка согласованных действий в условиях ограниченного пространства, освоению правил честного соперничества, закреплению навыка самоконтроля. Правила и ход игры: Детям дается задание, связанное с продуктивной деятельностью (рисованием). Детям нужно воспроизвести определенный образец (знак, цифра, буква, геометрическая фигура). Дети разбиваются на группы по 5-6 человек, и выполняют задание своим цветом.
Игра «Найди свое место в ряду» Игра ориентирована на воспитание навыка соблюдения очередности, заданной правилам, способствует развитию способности к поиску своего места в группе, осмыслению своих отличительных особенностей. Правила и ход игры: Детям выдаются картинки, которые изображают какой – то процесс: «Роста растения», «Строительство», «Изготовления блюда» и.т.д . Дети должны объединиться в группу и выстроиться по – порядку в последовательности, который определяет тот или иной процесс.
Игра «Зрительный зал» Игра ориентирована на повышение культуры диалога, способствует формированию навыка включения в коллективную деятельность по правилам, проверке уровня осознания ребенком своих отличительных особенностей, отражающегося в его речевой деятельности. Правила и ход игры: Используя наглядность, дети выстраиваются в ряды, а потом еще каким - то образом объединяют их. Например, тема «Мое любимое занятие». Стульчики поставлены рядами. На первом стуле лежат карточки: «Книга», «Телевизор», «Вид спорта», «Игрушка». Дети сначала занимают места в первом ряду, а потом пересаживаются в другой ряд, в зависимости от того какие вопросы задает воспитатель: «Назови свою любимую телепередачу? Какая твоя любимая книга?
Игра «Радиоэфир» Игра ориентирована на стимулирование способности активного слушания, воспитание культуры устной речи (ясного и грамотного изложения своих мыслей), формированию навыка контроля за правильностью выполнения задания. Правила и ход игры: Воспитатель предлагает ребенку описать объект, создавая игровую ситуацию: «Идет радиоэфир», «Вызови службу спасения», «Объяви по радио» и т.д. Ребенок берет в руки микрофон и выполняет задание.
Игра «Покажите нам...» Игра способствует формированию навыка координации совместных действий в пространстве игровой комнаты, развитию умения взглянуть на себя со стороны, воспитанию чувства ответственности за конечный результат. Правила и ход игры: Дети самостоятельно делятся на подгруппы в зависимости от задания и выполняют его. Например, изобразите букву, изобразите цифру, самое длинное животное, самое сильное животное и т.д.
Игра «Волшебные картинки» Игра способствует формированию навыка определения границ допустимой самодеятельности в группе сверстников, развитию потребности в творческом самовыражении, воспитанию привычки оценивать свой вклад в коллективную работу. Правила и ход игры: Дети создают определенные образы и подчиняются определенным правилам. Дети делятся на подгруппы и выполняют задание. Нарисуйте человека, семью, улицу и т.д. – задание одно, выполняет его каждая подгруппа, а потом сравнивается.
С пасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание дошкольников.
Материал раскрывает актуальность проблемы, задачи, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР».
В консультации представляется материал для педагогов: «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР»....

Консультация для педагогов: «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР».
Памятка по использованию различных видов игр по формированию социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР....

Презентация "Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии детей"
автор: Команов Лариса Евгеньевна...

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством игры"
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому перед воспитателем стоит зада...

Современные образовательные технологии в работе педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию дошкольников
В статье изложены образовательные технологии и методы, применяемые педагогом-психологом ДОУ...

Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"
В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....
