Развитие музыкально – ритмических способностей детей дошкольного возраста
статья

Дубенчук Елизавета Сергеевна

Развитие музыкально – ритмических способностей детей

дошкольного возраста

«Самое главное в моей жизни – это любовь к детям. Где – то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны».

В начале своей профессиональной деятельности я столкнулась с некоторыми трудностями, мне было сложно заинтересовать детей на музыкальную деятельность, а именно: ритмические упражнения; работа с инструментами. Ведь дети – это непредсказуемые и невероятные создания! Что бы получить результат своей деятельности, я начала посещать методические объединения, открытые занятия, смотреть различные вебинары, проходит курсы повышения квалификации. Я искала техники и способы на просторах интернета, в итоге наткнулась на интересные видеоролики, в которых использовались ритмические ряды, показав их детям, поняла – это то, что я искала.

Моя педагогическая находка – это развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников посредством использования техник: body percussion; видеоряд ритмических партитур; видеоряд оркестровых партитур на музыкальных занятиях.

Цель данной работы: создание благоприятных условий для совершенствования и развития музыкальных способностей детей.

Применение этих техник: Bоdy percussiоn; видеоряд ритмических партитур; видеоряд оркестровых партитур в работе с детьми дошкольного возраста, влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторную координацию; координацию движений; воображению, музыкально – ритмический и мелодический слух, память, внимание. Они помогают детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело», говорил Карл Орф, немецкий музыкант и родоначальник Body Percussion. Он разработал музыкально-педагогическую концепцию, пособие по музыкальному воспитанию детей через активные движения. Так и родилась система Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Традиционно используют четыре основных движения: хлопки, шлепки, щелчки и притопы. Body Percussion является одним из инновационных подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников.

Эта техника известна во всем мире, ведь это самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием. Замечена она была в Древней Африке в эпоху рабовладений. В наше время ее широко используют в странах: Индонезии, Эфиопии, США, и России.

В России Body Percussion была показана в разработках Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». В этих программах детям, в соответствии с возрастом, даются задания (в игровой форме), в которых движение, музыка и ритм сливаются в одно целое.

«Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания», говорил Э. Жак – Далькроз.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Возможность быть принятым без всяких условий, позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

Развитие музыкальных способностей детей успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах.

Оркестровая партитура – это полная запись всех инструментальных партий. Оркестровая партитура наглядно демонстрирует движение каждого инструмента, как долго или быстро он прозвучит. В дошкольной партитуре движение инструмента, осуществляется показом соответствующей картинки, она может быть разной по размеру, опять-таки, в выше сказанном, зависит от того, как долго или быстро будет звучать данный инструмент. Для детей такая партитура, является отличным помощником в выучивании своей инструментальной партии. Ребенок, играя на музыкальном инструменте, пытается точно исполнить ритмический рисунок. Чаще всего для музицирования используются: ложки, бубен, треугольник, металлофон и колокольчик. Использование игры на детских музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста.

Ритмическая партитура, помогает детям усвоить понятие «долгий» и «короткий» звук на примере различных графических изображений. Картинки, отличающиеся размерами, являются схемой ритма длительностей, понятным для дошкольников.

Музыкальная ритмическая деятельность оказывает плодотворное воздействие на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Чувство ритма, формируется и развивается в различных видах музыкальной деятельности - пении, слушании, игре на музыкальных инструментах, ритмических движениях. Она является средством активного музыкального воспитания и развития детей. Ритм - один из важнейших начал, организующих волю ребенка. Чувство ритма - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Использование данных техник в своей работе можно говорить о положительной динамике развития детей в музыкальной деятельности.

Считаю, что эти технологии безусловно интересны и продуктивны, т.к позволяют сделать любое занятие интересным и динамичным. А самое главное, что дети естественны и искренне увлечены происходящем, поскольку в буквальном смысле учатся создавать музыку своими руками!

Знаменитый педагог В.А Сухомлинский отмечая, что «музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств».

Будьте чувственны, создавайте свою музыку, ищите свои техники для лучшего «общения с детьми»!

 

Список литературы и интернет ресурсов:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2022/10/23/primenenie-ritmo-tehniki-body-percussion-na

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2023/05/12/detskiy-orkestr-forma-razvitiya-muzykalnyh-i

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/62940

https://na-journal.ru/4-2023-pedagogika/4685-primenenie-elementov-tekhniki-body-percussion-na-urokah-muzyki-i-vo-vneurochnoi-deyatelnosti-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalno-ritmicheskih-sposobnostei-i-dvigatelnoi-koordinacii-detei

https://www.art-talant.org/publikacii/47433-shumovoy-orkestr-kak-odno-iz-sredstv-razvitiya-muzykalyno-ritmicheskih-i-tvorcheskih-sposobnostey-detey

https://urok.1sept.ru/articles/699258

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2023/01/08/nod-igraem-s-muzykoy-po-programme-t-e

https://eliseevaozgdou16.edumsko.ru/articles/post/2536017#:~:text=«Самым%20первым%20инструментом%20человека%20было,произведение%20или%20пение%20самих%20детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_dubenchuk_e.s.docx22.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.С. Дубенчук

(Россия, с.Черниговка.,

МБДОУ ДС№1.,

e.dubenchuk@yandex.ru)

Развитие музыкально – ритмических способностей детей

дошкольного возраста

«Самое главное в моей жизни – это любовь к детям. Где – то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны».

В начале своей профессиональной деятельности я столкнулась с некоторыми трудностями, мне было сложно заинтересовать детей на музыкальную деятельность, а именно: ритмические упражнения; работа с инструментами. Ведь дети – это непредсказуемые и невероятные создания! Что бы получить результат своей деятельности, я начала посещать методические объединения, открытые занятия, смотреть различные вебинары, проходит курсы повышения квалификации. Я искала техники и способы на просторах интернета, в итоге наткнулась на интересные видеоролики, в которых использовались ритмические ряды, показав их детям, поняла – это то, что я искала.

Моя педагогическая находка – это развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников посредством использования техник: body percussion; видеоряд ритмических партитур; видеоряд оркестровых партитур на музыкальных занятиях.

Цель данной работы: создание благоприятных условий для совершенствования и развития музыкальных способностей детей.

Применение этих техник: Bоdy percussiоn; видеоряд ритмических партитур; видеоряд оркестровых партитур в работе с детьми дошкольного возраста, влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторную координацию; координацию движений; воображению, музыкально – ритмический и мелодический слух, память, внимание. Они помогают детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело», говорил Карл Орф, немецкий музыкант и родоначальник Body Percussion. Он разработал музыкально-педагогическую концепцию, пособие по музыкальному воспитанию детей через активные движения. Так и родилась система Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Традиционно используют четыре основных движения: хлопки, шлепки, щелчки и притопы. Body Percussion является одним из инновационных подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников. 

Эта техника известна во всем мире, ведь это самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием. Замечена она была в Древней Африке в эпоху рабовладений. В наше время ее широко используют в странах: Индонезии, Эфиопии, США, и России.

В России Body Percussion была показана в разработках Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». В этих программах детям, в соответствии с возрастом, даются задания (в игровой форме), в которых движение, музыка и ритм сливаются в одно целое.

«Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания», говорил Э. Жак – Далькроз.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Возможность быть принятым без всяких условий, позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

Развитие музыкальных способностей детей успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах.

Оркестровая партитура – это полная запись всех инструментальных партий. Оркестровая партитура наглядно демонстрирует движение каждого инструмента, как долго или быстро он прозвучит. В дошкольной партитуре движение инструмента, осуществляется показом соответствующей картинки, она может быть разной по размеру, опять-таки, в выше сказанном, зависит от того, как долго или быстро будет звучать данный инструмент. Для детей такая партитура, является отличным помощником в выучивании своей инструментальной партии. Ребенок, играя на музыкальном инструменте, пытается точно исполнить ритмический рисунок. Чаще всего для музицирования используются: ложки, бубен, треугольник, металлофон и колокольчик. Использование игры на детских музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста.

Ритмическая партитура, помогает детям усвоить понятие «долгий» и «короткий» звук на примере различных графических изображений. Картинки, отличающиеся размерами, являются схемой ритма длительностей, понятным для дошкольников.

Музыкальная ритмическая деятельность оказывает плодотворное воздействие на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Чувство ритма, формируется и развивается в различных видах музыкальной деятельности - пении, слушании, игре на музыкальных инструментах, ритмических движениях. Она является средством активного музыкального воспитания и развития детей. Ритм - один из важнейших начал, организующих волю ребенка. Чувство ритма - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Использование данных техник в своей работе можно говорить о положительной динамике развития детей в музыкальной деятельности.

Считаю, что эти технологии безусловно интересны и продуктивны, т.к позволяют сделать любое занятие интересным и динамичным. А самое главное, что дети естественны и искренне увлечены происходящем, поскольку в буквальном смысле учатся создавать музыку своими руками!

Знаменитый педагог В.А Сухомлинский отмечая, что «музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств».

Будьте чувственны, создавайте свою музыку, ищите свои техники для лучшего «общения с детьми»!

Список литературы и интернет ресурсов:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2022/10/23/primenenie-ritmo-tehniki-body-percussion-na

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2023/05/12/detskiy-orkestr-forma-razvitiya-muzykalnyh-i

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/62940

https://na-journal.ru/4-2023-pedagogika/4685-primenenie-elementov-tekhniki-body-percussion-na-urokah-muzyki-i-vo-vneurochnoi-deyatelnosti-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalno-ritmicheskih-sposobnostei-i-dvigatelnoi-koordinacii-detei

https://www.art-talant.org/publikacii/47433-shumovoy-orkestr-kak-odno-iz-sredstv-razvitiya-muzykalyno-ritmicheskih-i-tvorcheskih-sposobnostey-detey

https://urok.1sept.ru/articles/699258

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2023/01/08/nod-igraem-s-muzykoy-po-programme-t-e

https://eliseevaozgdou16.edumsko.ru/articles/post/2536017#:~:text=«Самым%20первым%20инструментом%20человека%20было,произведение%20или%20пение%20самих%20детей

Вывод: Плюсами телесной перкуссии являются:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

   В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...

«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования –кружок «Танцевальная ритмика»»

Выступление  с  докладом  из  опыта  работы - участие в  межрегиональном  семинаре-практикуме:Тема: «Комплексный  подход  к  специфике  и...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема развития музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через все виды музыкально...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Статья на тему: «Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально – ритмического слуха детей дошкольного возраста»

Главный принцип  работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям....