самообразование
учебно-методический материал (младшая группа)

Кудряшова Елена Владимировна

Тема по самообразованию: «Образовательные игровые ситуации как средство развития активной речи у детей раннего и дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sayt.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

на 2018-2020 учебный год

Тема по самообразованию: «Образовательные игровые ситуации как средство развития активной речи у детей раннего и дошкольного возраста»

Цель: развитие активной речи детей раннего и дошкольного возраста в разнообразных образовательных ситуациях

 Задачи достижения поставленной цели:

  1. Изучить литературу (психолого-педагогическую, методическую, научную)
  2. Рассмотреть особенности развития активной речи у детей
  3. Теоретически изучить образовательную ситуацию как форму совместной образовательной деятельности педагога и детей.
  4. Разработать и внедрить в образовательный процесс серию образовательных ситуаций, направленных на развитие активной речи детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет в качестве результатов образования в младенческом и раннем возрасте достижение следующих целевых ориентиров:

«владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства» (п.4.6 ФГОС ДО).

Актуальность

Актуальность проблемы изучения формирования активной речи у детей определяется, прежде всего, тем, что переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях, в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми.

Неправильные действия родителей, воспитателей и других взрослых приводят к задержке появления слов у ребенка и к другим нарушениям речи. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка.

Слово воспитателя становится важным средством управления поведением ребенка. И собственная речь ребенка, являясь средством общения с взрослым и сверстниками, начинает регулировать его поведение, приобретая планирующую функцию по отношению к выполнению стоящей перед ним задачи.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Активная речь - Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Развитие речи - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Стратегия работы:

  Успешность работы с детьми ран во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

  I этап – аналитический – при выявлении уровня развития активной речи у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: образовательной, познавательной, физической и т.д.

 На этом этапе очень важно организовать образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

  II этап – диагностический

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития активной речи каждого ребенка.

  III этап – этап  использования различных образовательных ситуаций в разных видах совместной деятельности, организуемых в режиме дня;.

Система работы представлена по следующим направлениям:

 в утренний приём:

- индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге в детский сад;

- рассматривание игрушек, картинок, книжек;

- организация совместной деятельности в процессе дидактических игр;

- проговаривание, повторение потешек, стихов в режимных моментах (умывание, питание, одевание на прогулку).

На прогулке:

- наблюдения;

- подвижные и хороводные игры.

Во вторую половину дня:

- совместные игры с детьми.

Работу с детьми мы проводили в основном индивидуально. Иногда объединяли их в подгруппу из 2-4 детей

-Работа с родителями - консультации и беседы.


Список литературы

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, - М.: Просвящение, 1991. – 160 с.
  2. Борисенко, М.Г., Лукина, Н.А. Диагностика развития детей от 0 до 3 лет /М.Г. Борисенко, -  Паритет, 2006. -112 с.
  3. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада / под ред. Т.И. Оверчук. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с.
  4. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 112 с.
  5. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. –М.: Сфера, 2009.
  6. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Г.М Лямина.- Айрис-Пресс, 2006. – 96 с.
  7. Новиковская, О.А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких / О.А. Новиковская. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 159с.
  8. . Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.
  9. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами. –М.: Мозаика –Синтез, 2006.
  10. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  11. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...