Картотека развивающих игр (6-7 лет)
картотека (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11._kartoteka_-razvivayushchie_igry.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Картотека

развивающих игр

Возрастная группа: подготовительная к школе

г. Шадринск

Содержание

  1. «Слушай и исполняй»
  2. «Логические концовки»
  3. «Нос, пол, потолок»
  4. «Слушай хлопок!»
  5. «Собери цветок»
  6. «Запомни свою позу»
  7. «Фрукты»
  8. «Чего не хватает на изображении?»
  9. «Угадай по описанию»
  10. «Запомни картинку»
  11. «Путешествие»
  12. «В магазине зеркал»
  13. «Разложи картинки»
  14. «Цветы на клумбах»
  15. «Чем похожи и чем отличны?»
  16. «Канон»
  17. «Последовательные картинки»
  18. «Запомни порядок»
  19. «Подбери пару»
  20. «На что это похоже»
  21. «Что изменилось»
  22. «И хорошо, и плохо»
  23. «Что больше?»
  24. «Сравнение предметов»

  1. «Найди лишнее слово»
  2. «Как это можно использовать?»
  3. «Сделай так же»
  4. «Собери картинку» 
  5. «Угадай, что я загадал»
  6. «Спрятанное строение»
  7. «Фантазёры»
  8. «Помоги найти тень»
  9. «Пантомима»
  10. «Клубочек»
  11. «Гусеница»
  12. «Мысленное путешествие по картинке»
  13. «Кинолента»
  14. «Вывод»
  15. «Каскад слов»
  16. «Группировка слов»
  17. «Два предмета»
  18. «Дополни фигуру»
  19. «Пуговичная поляна»
  20. «Запретный номер»
  21. «Менялки»
  22. «Ладонь в ладонь»
  23. «Заданная буква»

№ 1. Развивающая игра «Слушай и исполняй»

Цель: Развивать память и внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы.

№ 2. Развивающая игра «Логические концовки»

Цель: Развивать мышление.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог говорит начало фразы, а дети заканчивают ее.

Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками)

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

Если 2 больше 1, то один… (меньше 2)

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки) и т.п.

№ 3. Развивающая игра «Нос, пол, потолок»

Цель: Развивать внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает педагог («нос», «пол», «потолок»). Педагог выполняет команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет педагог.

№ 4. Развивающая игра «Слушай хлопок!»

Цель: Развивать внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая – поджата, руки в стороны), на два хлопка позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения пять минут.

№ 5. Развивающая игра «Собери цветок»

Цель: Развивать мышление.

Материал и оборудование: Карточки с предметными картинками.

Ход: Каждому ребенку выдается карточка – середина будущего цветка (платье, слон, пчела и т.д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки. Дети должны собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.

№ 6. Развивающая игра «Запомни свою позу»

Цель: Развивать память.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

№ 7. Развивающая игра «Фрукты»

Цель: Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, пространственные представления; расширять словарный запас.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч, должен назвать слово, обозначающее фрукт, и бросает мяч обратно. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям фрукты не будут названы.

№ 8. Развивающая игра «Чего не хватает на изображении?»

Цель: Развивать мышление и речь.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети рассматривают карточки с изображением предметов, находят недостающие в изображении детали.

Карточки: девочка без рта, гребень без зубчика, кошка без усов с одной стороны, ножницы без винта и т.п.

№ 9. Развивающая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать мышление и речь.

Материал и оборудование: Не предусмотрено

Ход: Педагог распределяет детей на две команды. Детям раздаются одинаковые комплекты предметных картинок с изображением посуды и мебели. Участники первой и второй команд поочередно дают описание одной из картинок. Если картинка угадывается членами другой команды, она откладывается в пользу отгадавших.

№ 10. Развивающая игра «Запомни картинку»

Цель: Развивать память.

Материал и оборудование: Не предусмотрено

Ход: Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7) демонстрируется детям, затем убирается. Дети по памяти каждый на своем листе бумаги воспроизводят картинку.

№ 11. Развивающая игра «Путешествие»

Цель: Развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: Картинки с изображением одиночных предметов.

Ход: Педагог выкладывает картинки изображением вниз и предлагает детям хорошо подготовиться к путешествию, запастись всем необходимым. Дети берут по одной картинке и рассказывают, как может пригодиться данный предмет. Например, мяч: в него можно поиграть во время отдыха, его можно использовать как спасательный круг.

№ 12. Развивающая игра «В магазине зеркал»

Цель: Развивать память.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки и начинает корчить «рожи». Отражения отвечают ей тем же. Один ребенок-обезьянка, остальные дети-зеркала.

№ 13. Развивающая игра «Разложи картинки»

Цель: Развивать память.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: На планшете перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Педагог предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.

№ 14. Развивающая игра «Цветы на клумбах»

Цель: Развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: Разноцветный картон, ножницы.

Ход: Педагог вырезает из картона по 3 цветка красного, оранжевого, синего цвета и 3 клумбы – круглую, квадратную и прямоугольную. Предлагает детям распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; оранжевые не на круглой и не на прямоугольной. Где и какие росли цветы?

№ 15. Развивающая игра «Чем похожи и чем отличны?»

Цель: Развивать зрительное восприятие, вычисление, мышление и речь.

Материал и оборудование: 7 пар предметных картинок (мухомор-подосиновик, платье-юбка, ваза-кувшин, кот-рысь, трамвай-троллейбус, ель-лиственница, аист-лебедь)

Ход: Педагог поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям найти сходства и различия между предметами.

№ 16. Развивающая игра «Канон»

Цель: Развивать внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

№ 17. Развивающая игра «Последовательные картинки»

Цель: Развивать мышление.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

№ 18. Развивающая игра «Запомни порядок»

Цель: Развивать внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящий становится другой.

№ 19. Развивающая игра «Подбери пару»

Цель: Развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог прикрепляет к магнитной доске картинки. В верхнем ряду – «фасоль, гранат, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк».

В нижнем ряду – «пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика».

К картинкам из верхнего ряда нужно подобрать картинку (пару) из нижнего ряда и объяснить свое решение.

№ 20. Развивающая игра «На что это похоже»

Цель: Развивать мышление.

Материал и оборудование: Плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки, соответствующих форм.

Ход: Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг (пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко); прямоугольник (чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно) и т.п.

№ 21. Развивающая игра «Что изменилось»

Цель: Развивать навыки счета, зрительной памяти, творческой фантазии.

Материал и оборудование: счетные палочки.

Ход: Из палочек выкладываются фигуры, один из детей отворачивается, другой меняет что-то в фигуре. Первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

№ 22. Развивающая игра «И хорошо, и плохо»

Цель: Развивать умение видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Взрослый предлагает детям, пользуясь категориями «хорошо» и «плохо», оценить явления природы, действия или предметы:

- зима, весна, лето, осень;

- огонь, солнце, вода, снег, ветер;

- есть, спать, гулять, дружить;

- чистить зубы, умываться;

- ложка, тарелка, окно, укол.

№ 23. Развивающая игра «Что больше?»

Цель: Развивать внимание, память, соображение.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Ведущий называет какой-либо предмет и говорит одному из игроков: «А что больше?». Игрок должен назвать другой предмет, больший по величине. Например, стул – стол. Повторять предметы нельзя ни ведущему, ни игроку. Каждый игрок может назвать только один предмет.

№ 24. Развивающая игра «Сравнение предметов»

Цель: Развитие словесно-логического мышления.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Для сравнения предложить ребенку пары слов: топор –молоток; скрепка – пианино; книга и тетрадь; вода – молоко; мука – бабочка; дом – избушка; стулья – стол; шалость – драка; город – деревня; щекотать – гладить. Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Вопросы: ты видел топор? А молоток? Предложить сравнить предметы: Похожи топор и молоток или нет? Чем похожи? Чем отличаются?

Проанализируйте ответ ребенка.

№ 25. Развивающая игра «Найди лишнее слово»

Цель: Развивать мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Предложить ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

- Храбрый, злой, смелый, отважный.

- Яблоко, слива, огурец, груша.

- Молоко, творог, сметана, хлеб.

- Час, минута, лето, секунда.

- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

№ 26. Развивающая игра «Как это можно использовать?»

Цель: Развитие словесно-логического мышления.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, удочку и т.д.

№ 27. Развивающая игра «Сделай так же»

Цель: Развивать образное мышление.

Материал и оборудование: Листы бумаги в клеточку, карандаши.

Ход: Ведущий рисует на большом листе какой-нибудь рисунок и устанавливает его перед игроками. Они его рассматривают и начинают по команде рисовать такой же на своем листе.

№ 28. Развивающая игра «Собери картинку»

Цель: Развивать восприятие, воображение, внимание.

Материал и оборудование: Парные картинки, одна из которых должна быть разрезана на несколько частей (3-4). В качестве картинок можно использовать почтовые открытки. Рисунок должен быть достаточно крупным.

Ход: Задания:

- Выложить на столе части от двух (или четырех) картинок, перемешать их, а затем собрать по образцу.

- Собрать картинку за определенное время.

- Собрать картинку по памяти без образца.

№ 29. Развивающая игра «Угадай, что я загадал»

Цель: Развивать мышление, умение задавать и конкретизировать вопросы.

Материал и оборудование: Одинаковые наборы карточек с изображениями разнообразных предметов (для каждого ребенка).

Ход: Детям раздаются карточки, выбирается водящий и загадывает один из предметов. Дети должны задавать ему наводящие вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал: какого цвета предмет, можно ли им играть, может ли он ходить, большой или маленький, круглый или квадратный и т.д. Но нельзя спрашивать напрямую название предмета.

№ 30. Развивающая игра «Спрятанное строение»

Цель: Развивать образное мышление, умение определять пространственное расположение деталей в простой конструкции.

Материал и оборудование: Детали деревянного или пластмассового конструктора (куб, призма, цилиндр, конус, брусок).

Ход: За ширмой сконструируйте небольшую постройку. Спросите «Что это?», «На что похоже?», предложите сделать точно такую же постройку, при этом спрячьте снова образец за ширму. Затем поменяйтесь ролями в игре.

№ 31. Развивающая игра «Фантазеры»

Цель: Развивать воображение, мышление, мелкую моторику.

Материал и оборудование: Листы бумаги, трафаретные линейки с геометрическими фигурами.

Ход: Дети дорисовывают недостающие детали так, чтобы получился какой-нибудь овощ. Рисунок раскрасить, рассказать об овоще по мнемотаблице.

№ 32. Развивающая игра «Помоги найти тень»

Цель: Развивать зрительное восприятие и внимание.

Материал и оборудование: Одна картинка с реальным изображением оленя или лося и 5 вариантов силуэтных изображений.

Ход: Ребенку предлагают внимательно посмотреть на реальное изображение животного и найти соответствующую тень из предложенных вариантов силуэтных картинок.

№ 33. Развивающая игра «Пантомима»

Цель: Развивать воображение.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Предложить ребенку изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание). Если с первого раза не получится, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот.

№ 34. Развивающая игра «Клубочек»

Цель: Развивать коммуникативные навыки.

Материал и оборудование: Клубок ниток.

Ход: Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает клубочек ребенку, спрашивая его о чем-нибудь, например: «Как тебя зовут?». Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечая на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку.

№ 35. Развивающая игра «Гусеница»

Цель: Развивать моторную ловкость, тактильную чувствительность.

Материал и оборудование: Мячики по количеству играющих.

Ход: Дети встают, положив руки друг другу на плечи; первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча запрещено. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.

№ 36. Развивающая игра «Мысленное путешествие по картинке»

Цель: Развивать воображение, осознание собственных чувств и переживаний.

Материал и оборудование: Картина.

Ход: Взрослый показывает детям картину, они ее внимательно рассматривают и представляют себя на этой картине. В рассказе им помогают вопросы:

- Где ты сейчас находишься?

- Что видишь, слышишь?

- Что происходит во время твоего путешествия?

- Есть ли кто-нибудь рядом?

- Хочется ли тебе уйти с картины?

- Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?


№ 37. Развивающая игра «Кинолента»

Цель: Развивать память, невербальные средства общения.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй повторяет его и добавляет одно свое слово, «третий» - повторяет первые два слова и говорит свое и т.д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

№ 38. Развивающая игра «Вывод»

Цель: Развивать элементы логического мышления.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Взрослый загадывает загадку, а ребенок должен отгадать.

- Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?

- Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли, кто самый высокий? И т.п.

№ 39. Развивающая игра «Каскад слов»

Цель: Развивать объем кратковременной слуховой памяти.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Заранее подготовьте список из 4-6 групп слов, которые хорошо знакомы ребенку. Попросите повторять слова за вами. Начинайте с одного слова, затем два – ребенок повторяет в той же последовательности.

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь, гриб, сила.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, лиса, птица, хлеб.

То количество слов, которые ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.


№ 40. Развивающая игра «Группировка слов»

Цель: Развивать слуховое восприятие, мышление, память.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Ведущий предлагает детям составить группы из слов, например: ветка, тигр, пестик, воробей, тычинка, соловей, лист, волк, ствол, попугай, соцветие, лиса.

№ 41. Развивающая игра «Два предмета»

Цель: Развивать мышление, воображение.

Материал и оборудование: Карточки с написанными на них тремя признаками предметов.

Ход: Детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой – небо, хрусталь.

  1. Сладкий, легкий, приятный.
  2. Сильный, добрый, умный.
  3. Звонкий, радостный, громкий.
  4. Светлый, блестящий, ранний.
  5. Бодрый, веселый, энергичный.

№ 42. Развивающая игра «Дополни фигуру»

Цель: Развивать творческие способности, воображение.

Материал и оборудование: Карточки с изображением пяти кругов и пяти квадратов, карандаши.

Ход: Ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например, на карточках с кругом рисует солнце, тарелку, лицо и т.п.

№ 43. Развивающая игра «Пуговичная поляна»

Цель: Развивать воображение, внимание, образное мышление.

Материал и оборудование: Пуговицы разных форм и размеров, палитры с пластилином.

Ход: Ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них нарисовано. (чтобы «картины» не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином)

№ 44. Развивающая игра «Запретный номер»

Цель: Развивать внимание, произвольное слуховое восприятие.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Играющие договариваются, что какое-то число, например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

№ 45. Развивающая игра «Менялки»

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции.

Материал и оборудование: Стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.

Ход: Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Он должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются те, у кого, например, рубашки в клеточку» и т.п. Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

№ 46. Развивающая игра «Ладонь в ладонь»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Материал и оборудование: Стол, стулья и т.п.

Ход: Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия стол, стул, игрушки и т.п.

№ 47. Развивающая игра «Заданная буква»

Цель: Развивать элементы логического мышления.

Материал и оборудование: Бумага, карандаши.

Ход: Ребенку предлагается составить слова с какой-то определенной буквой так, чтобы в первом слове она была первой, во втором – второй, в третьем – третьей, в четвертом – четвертой. Например:

А

Р

Ы

К

Б

Р

А

К

З

А

Л

П

О

Б

О

Д

К

Л

А

Д

Ж

А

Б

А

У

Р

Н

А

К

Р

А

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих игр для детей среднего дошкольного возраста

Картотека представляет подборку игр для детей среднего дошкольного возраста по различным разделам:математика, развитие речи, окружающий мир. А также подборка игр на развитие психических процессов: вни...

Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту)

Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту) - консультация для родителей...

Картотека "Развивающие игры по обучению чтению"

Картотека "Развивающие игры по обучению чтению" для детей старшего дошкольного возраста, объединенной по принципу календарно - тематического каталога, направленной на формирование навыков чтения, кото...

картотека развивающих игр.

Развивать логическое мышление....

Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности

Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности...

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит...