Картотека развивающих игр (6-7 лет)
картотека (подготовительная группа)
Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Картотека
развивающих игр
Возрастная группа: подготовительная к школе
г. Шадринск
Содержание
|
|
№ 1. Развивающая игра «Слушай и исполняй»
Цель: Развивать память и внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы.
№ 2. Развивающая игра «Логические концовки»
Цель: Развивать мышление.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог говорит начало фразы, а дети заканчивают ее.
Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками)
Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
Если 2 больше 1, то один… (меньше 2)
Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки) и т.п.
№ 3. Развивающая игра «Нос, пол, потолок»
Цель: Развивать внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает педагог («нос», «пол», «потолок»). Педагог выполняет команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет педагог.
№ 4. Развивающая игра «Слушай хлопок!»
Цель: Развивать внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая – поджата, руки в стороны), на два хлопка позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения пять минут.
№ 5. Развивающая игра «Собери цветок»
Цель: Развивать мышление.
Материал и оборудование: Карточки с предметными картинками.
Ход: Каждому ребенку выдается карточка – середина будущего цветка (платье, слон, пчела и т.д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки. Дети должны собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.
№ 6. Развивающая игра «Запомни свою позу»
Цель: Развивать память.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
№ 7. Развивающая игра «Фрукты»
Цель: Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, пространственные представления; расширять словарный запас.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч, должен назвать слово, обозначающее фрукт, и бросает мяч обратно. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям фрукты не будут названы.
№ 8. Развивающая игра «Чего не хватает на изображении?»
Цель: Развивать мышление и речь.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети рассматривают карточки с изображением предметов, находят недостающие в изображении детали.
Карточки: девочка без рта, гребень без зубчика, кошка без усов с одной стороны, ножницы без винта и т.п.
№ 9. Развивающая игра «Угадай по описанию»
Цель: Развивать мышление и речь.
Материал и оборудование: Не предусмотрено
Ход: Педагог распределяет детей на две команды. Детям раздаются одинаковые комплекты предметных картинок с изображением посуды и мебели. Участники первой и второй команд поочередно дают описание одной из картинок. Если картинка угадывается членами другой команды, она откладывается в пользу отгадавших.
№ 10. Развивающая игра «Запомни картинку»
Цель: Развивать память.
Материал и оборудование: Не предусмотрено
Ход: Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7) демонстрируется детям, затем убирается. Дети по памяти каждый на своем листе бумаги воспроизводят картинку.
№ 11. Развивающая игра «Путешествие»
Цель: Развивать логическое мышление.
Материал и оборудование: Картинки с изображением одиночных предметов.
Ход: Педагог выкладывает картинки изображением вниз и предлагает детям хорошо подготовиться к путешествию, запастись всем необходимым. Дети берут по одной картинке и рассказывают, как может пригодиться данный предмет. Например, мяч: в него можно поиграть во время отдыха, его можно использовать как спасательный круг.
№ 12. Развивающая игра «В магазине зеркал»
Цель: Развивать память.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки и начинает корчить «рожи». Отражения отвечают ей тем же. Один ребенок-обезьянка, остальные дети-зеркала.
№ 13. Развивающая игра «Разложи картинки»
Цель: Развивать память.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: На планшете перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Педагог предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.
№ 14. Развивающая игра «Цветы на клумбах»
Цель: Развивать логическое мышление.
Материал и оборудование: Разноцветный картон, ножницы.
Ход: Педагог вырезает из картона по 3 цветка красного, оранжевого, синего цвета и 3 клумбы – круглую, квадратную и прямоугольную. Предлагает детям распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; оранжевые не на круглой и не на прямоугольной. Где и какие росли цветы?
№ 15. Развивающая игра «Чем похожи и чем отличны?»
Цель: Развивать зрительное восприятие, вычисление, мышление и речь.
Материал и оборудование: 7 пар предметных картинок (мухомор-подосиновик, платье-юбка, ваза-кувшин, кот-рысь, трамвай-троллейбус, ель-лиственница, аист-лебедь)
Ход: Педагог поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям найти сходства и различия между предметами.
№ 16. Развивающая игра «Канон»
Цель: Развивать внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.
№ 17. Развивающая игра «Последовательные картинки»
Цель: Развивать мышление.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.
№ 18. Развивающая игра «Запомни порядок»
Цель: Развивать внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящий становится другой.
№ 19. Развивающая игра «Подбери пару»
Цель: Развивать логическое мышление.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог прикрепляет к магнитной доске картинки. В верхнем ряду – «фасоль, гранат, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк».
В нижнем ряду – «пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика».
К картинкам из верхнего ряда нужно подобрать картинку (пару) из нижнего ряда и объяснить свое решение.
№ 20. Развивающая игра «На что это похоже»
Цель: Развивать мышление.
Материал и оборудование: Плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки, соответствующих форм.
Ход: Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг (пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко); прямоугольник (чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно) и т.п.
№ 21. Развивающая игра «Что изменилось»
Цель: Развивать навыки счета, зрительной памяти, творческой фантазии.
Материал и оборудование: счетные палочки.
Ход: Из палочек выкладываются фигуры, один из детей отворачивается, другой меняет что-то в фигуре. Первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.
№ 22. Развивающая игра «И хорошо, и плохо»
Цель: Развивать умение видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Взрослый предлагает детям, пользуясь категориями «хорошо» и «плохо», оценить явления природы, действия или предметы:
- зима, весна, лето, осень;
- огонь, солнце, вода, снег, ветер;
- есть, спать, гулять, дружить;
- чистить зубы, умываться;
- ложка, тарелка, окно, укол.
№ 23. Развивающая игра «Что больше?»
Цель: Развивать внимание, память, соображение.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Ведущий называет какой-либо предмет и говорит одному из игроков: «А что больше?». Игрок должен назвать другой предмет, больший по величине. Например, стул – стол. Повторять предметы нельзя ни ведущему, ни игроку. Каждый игрок может назвать только один предмет.
№ 24. Развивающая игра «Сравнение предметов»
Цель: Развитие словесно-логического мышления.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Для сравнения предложить ребенку пары слов: топор –молоток; скрепка – пианино; книга и тетрадь; вода – молоко; мука – бабочка; дом – избушка; стулья – стол; шалость – драка; город – деревня; щекотать – гладить. Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Вопросы: ты видел топор? А молоток? Предложить сравнить предметы: Похожи топор и молоток или нет? Чем похожи? Чем отличаются?
Проанализируйте ответ ребенка.
№ 25. Развивающая игра «Найди лишнее слово»
Цель: Развивать мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Предложить ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
№ 26. Развивающая игра «Как это можно использовать?»
Цель: Развитие словесно-логического мышления.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, удочку и т.д.
№ 27. Развивающая игра «Сделай так же»
Цель: Развивать образное мышление.
Материал и оборудование: Листы бумаги в клеточку, карандаши.
Ход: Ведущий рисует на большом листе какой-нибудь рисунок и устанавливает его перед игроками. Они его рассматривают и начинают по команде рисовать такой же на своем листе.
№ 28. Развивающая игра «Собери картинку»
Цель: Развивать восприятие, воображение, внимание.
Материал и оборудование: Парные картинки, одна из которых должна быть разрезана на несколько частей (3-4). В качестве картинок можно использовать почтовые открытки. Рисунок должен быть достаточно крупным.
Ход: Задания:
- Выложить на столе части от двух (или четырех) картинок, перемешать их, а затем собрать по образцу.
- Собрать картинку за определенное время.
- Собрать картинку по памяти без образца.
№ 29. Развивающая игра «Угадай, что я загадал»
Цель: Развивать мышление, умение задавать и конкретизировать вопросы.
Материал и оборудование: Одинаковые наборы карточек с изображениями разнообразных предметов (для каждого ребенка).
Ход: Детям раздаются карточки, выбирается водящий и загадывает один из предметов. Дети должны задавать ему наводящие вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал: какого цвета предмет, можно ли им играть, может ли он ходить, большой или маленький, круглый или квадратный и т.д. Но нельзя спрашивать напрямую название предмета.
№ 30. Развивающая игра «Спрятанное строение»
Цель: Развивать образное мышление, умение определять пространственное расположение деталей в простой конструкции.
Материал и оборудование: Детали деревянного или пластмассового конструктора (куб, призма, цилиндр, конус, брусок).
Ход: За ширмой сконструируйте небольшую постройку. Спросите «Что это?», «На что похоже?», предложите сделать точно такую же постройку, при этом спрячьте снова образец за ширму. Затем поменяйтесь ролями в игре.
№ 31. Развивающая игра «Фантазеры»
Цель: Развивать воображение, мышление, мелкую моторику.
Материал и оборудование: Листы бумаги, трафаретные линейки с геометрическими фигурами.
Ход: Дети дорисовывают недостающие детали так, чтобы получился какой-нибудь овощ. Рисунок раскрасить, рассказать об овоще по мнемотаблице.
№ 32. Развивающая игра «Помоги найти тень»
Цель: Развивать зрительное восприятие и внимание.
Материал и оборудование: Одна картинка с реальным изображением оленя или лося и 5 вариантов силуэтных изображений.
Ход: Ребенку предлагают внимательно посмотреть на реальное изображение животного и найти соответствующую тень из предложенных вариантов силуэтных картинок.
№ 33. Развивающая игра «Пантомима»
Цель: Развивать воображение.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Предложить ребенку изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание). Если с первого раза не получится, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот.
№ 34. Развивающая игра «Клубочек»
Цель: Развивать коммуникативные навыки.
Материал и оборудование: Клубок ниток.
Ход: Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает клубочек ребенку, спрашивая его о чем-нибудь, например: «Как тебя зовут?». Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечая на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку.
№ 35. Развивающая игра «Гусеница»
Цель: Развивать моторную ловкость, тактильную чувствительность.
Материал и оборудование: Мячики по количеству играющих.
Ход: Дети встают, положив руки друг другу на плечи; первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча запрещено. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
№ 36. Развивающая игра «Мысленное путешествие по картинке»
Цель: Развивать воображение, осознание собственных чувств и переживаний.
Материал и оборудование: Картина.
Ход: Взрослый показывает детям картину, они ее внимательно рассматривают и представляют себя на этой картине. В рассказе им помогают вопросы:
- Где ты сейчас находишься?
- Что видишь, слышишь?
- Что происходит во время твоего путешествия?
- Есть ли кто-нибудь рядом?
- Хочется ли тебе уйти с картины?
- Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?
№ 37. Развивающая игра «Кинолента»
Цель: Развивать память, невербальные средства общения.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй повторяет его и добавляет одно свое слово, «третий» - повторяет первые два слова и говорит свое и т.д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
№ 38. Развивающая игра «Вывод»
Цель: Развивать элементы логического мышления.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Взрослый загадывает загадку, а ребенок должен отгадать.
- Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?
- Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли, кто самый высокий? И т.п.
№ 39. Развивающая игра «Каскад слов»
Цель: Развивать объем кратковременной слуховой памяти.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Заранее подготовьте список из 4-6 групп слов, которые хорошо знакомы ребенку. Попросите повторять слова за вами. Начинайте с одного слова, затем два – ребенок повторяет в той же последовательности.
- Огонь.
- Дом, молоко.
- Конь, гриб, сила.
- Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
- Крыша, пень, вода, свеча, школа.
- Карандаш, машина, брат, лиса, птица, хлеб.
То количество слов, которые ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.
№ 40. Развивающая игра «Группировка слов»
Цель: Развивать слуховое восприятие, мышление, память.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Ведущий предлагает детям составить группы из слов, например: ветка, тигр, пестик, воробей, тычинка, соловей, лист, волк, ствол, попугай, соцветие, лиса.
№ 41. Развивающая игра «Два предмета»
Цель: Развивать мышление, воображение.
Материал и оборудование: Карточки с написанными на них тремя признаками предметов.
Ход: Детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой – небо, хрусталь.
- Сладкий, легкий, приятный.
- Сильный, добрый, умный.
- Звонкий, радостный, громкий.
- Светлый, блестящий, ранний.
- Бодрый, веселый, энергичный.
№ 42. Развивающая игра «Дополни фигуру»
Цель: Развивать творческие способности, воображение.
Материал и оборудование: Карточки с изображением пяти кругов и пяти квадратов, карандаши.
Ход: Ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например, на карточках с кругом рисует солнце, тарелку, лицо и т.п.
№ 43. Развивающая игра «Пуговичная поляна»
Цель: Развивать воображение, внимание, образное мышление.
Материал и оборудование: Пуговицы разных форм и размеров, палитры с пластилином.
Ход: Ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них нарисовано. (чтобы «картины» не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином)
№ 44. Развивающая игра «Запретный номер»
Цель: Развивать внимание, произвольное слуховое восприятие.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Играющие договариваются, что какое-то число, например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».
№ 45. Развивающая игра «Менялки»
Цель: Развивать внимание, быстроту реакции.
Материал и оборудование: Стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.
Ход: Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Он должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются те, у кого, например, рубашки в клеточку» и т.п. Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.
№ 46. Развивающая игра «Ладонь в ладонь»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Материал и оборудование: Стол, стулья и т.п.
Ход: Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия стол, стул, игрушки и т.п.
№ 47. Развивающая игра «Заданная буква»
Цель: Развивать элементы логического мышления.
Материал и оборудование: Бумага, карандаши.
Ход: Ребенку предлагается составить слова с какой-то определенной буквой так, чтобы в первом слове она была первой, во втором – второй, в третьем – третьей, в четвертом – четвертой. Например:
А | Р | Ы | К | Б | Р | А | К | |
З | А | Л | П | О | Б | О | Д | |
К | Л | А | Д | Ж | А | Б | А | |
У | Р | Н | А | К | Р | А | Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих игр для детей среднего дошкольного возраста
Картотека представляет подборку игр для детей среднего дошкольного возраста по различным разделам:математика, развитие речи, окружающий мир. А также подборка игр на развитие психических процессов: вни...

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Картотека развивающих игр по провилам дорожного движения...

Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту)
Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту) - консультация для родителей...
Картотека "Развивающие игры по обучению чтению"
Картотека "Развивающие игры по обучению чтению" для детей старшего дошкольного возраста, объединенной по принципу календарно - тематического каталога, направленной на формирование навыков чтения, кото...
Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности
Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности...

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит...

