Индивидуальный план работы по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)

Костарева Марина Вячеславовна

Тема: «Использование современных технологий (ОТСМ - ТРИЗ-технологии) в образовательном процессе для формирования предпосылок читательской грамотности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

Костарева Марина Вячеславовна,

Стаж работы     26 лет     квалификационная категория   высшая

Тема: «Использование современных технологий (ОТСМ - ТРИЗ-технологии) в образовательном процессе для формирования предпосылок читательской грамотности»

Срок работы над темой – 1 год  (2024 – 2025 гг.)

Задачи:

  1. Изучение методической литературы и практического опыта педагогов по использованию технологии ОТСМ-ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.  
  2. Освоение практических методов диагностики уровня читательского интереса и литературных предпочтений дошкольников.  
  3. Подбор эффективных дидактических материалов и игровых приемов для занятий по формированию читательской грамотности с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ.  
  4. Организация и проведение совместных мероприятий с участием родителей для повышения мотивации ребенка к чтению и обогащению семейного чтения художественными произведениями.  
  5. Анализ эффективности применяемых методик и коррекция собственной практики на основе полученных результатов.

Актуальность темы:

Формирование устойчивых мотиваций к художественной литературе является важной задачей современной системы образования, особенно на этапе подготовки ребёнка к школе. Развитие навыков осознанного восприятия текста и воспитание любви к книге закладывают основы дальнейшего интеллектуального роста и личностного становления. Современные подходы и инновационные методики, такие как технология ОТСМ-ТРИЗ, позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса и активизировать взаимодействие между детским садом и семьей воспитанника.


Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение числа заинтересованных детей и семей, активно вовлеченных в процесс воспитания позитивного отношения к книгам и чтению.  
  2. Усиление родительской поддержки в развитии познавательной активности дошкольников.  
  3. Повышение качества образовательных услуг путем внедрения инновационных подходов и междисциплинарных технологий.  
  4. Совершенствование собственного педагогического мастерства и расширение инструментария педагогических практик в рамках тематики чтения и ознакомления с литературой.

Этапы реализации индивидуального плана работы по самообразованию:

Этап I — Подготовительный (I квартал учебного года):

Цели этапа:

Освоение теоретико-методологической базы и изучение возможностей интегрирования ОТСМ-ТРИЗ-технологий в образовательный процесс.

Мероприятия

Цель

Срок исполнения

Изучить литературу по применению ОТСМ-ТРИЗ в работе с дошкольниками

Изучить научно-методическую литературу, исследовательские труды и практические разработки, касающиеся эффективного применения теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста, а также определить возможности и условия успешного внедрения данной технологии в практику воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений.

Сентябрь–октябрь

Провести диагностику читательского интереса у детей группы

Выявить уровень читательского интереса и мотивации к восприятию художественной литературы у детей группы, оценить степень сформированности навыков внимательного и осмысленного чтения, определить индивидуальные особенности восприятия разных типов текстов и создать основу для последующего планирования целенаправленных педагогических воздействий, направленных на дальнейшее развитие читательской грамотности.

Октябрь

Составить программу экспериментальной работы по развитию читательской грамотности

Разработать комплексную программу экспериментальных занятий и мероприятий, направленных на развитие у старших дошкольников читательской грамотности и устойчивости интереса к художественной литературе с использованием современных технологий и методов (включая элементы ОТСМ-ТРИЗ), обеспечивающую поэтапное достижение запланированного результата и возможность отслеживания динамики прогресса в данном направлении.

Ноябрь

Организовать консультации для родителей по вопросам формирования интереса к чтению

Оказать помощь родителям в создании благоприятных условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению, предоставив рекомендации по выбору соответствующей возрасту литературы, эффективному взаимодействию с ребёнком в процессе совместного чтения, созданию атмосферы удовольствия и вдохновения от знакомства с книгами, а также поддержке мотивации ребёнка к регулярному обращению к печатному слову вне стен образовательного учреждения.

Декабрь


Этап II — Основной (II–III кварталы учебного года):

Цели этапа:

Практическая реализация разработанной программы и внедрение инновационных методик в образовательный процесс.

Мероприятия

Цель

Срок исполнения

Реализация авторских сценариев занятий с элементами ОТСМ-ТРИЗ

Разработать и успешно реализовать оригинальные учебные сценарии занятий с дошкольниками, интегрирующие технологию ОТСМ-ТРИЗ, с целью повышения уровня читательской грамотности, развития творческого мышления, умения анализировать тексты и формировать устойчивый интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.

Январь–май

Создание специальных развивающих центров по ознакомлению с детской литературой

Создать специализированные зоны в группе детского сада, оснащённые разнообразными материалами и оборудованием, способствующими знакомству детей с детской литературой, пробуждению интереса к книгам и обучению навыкам самостоятельного выбора и восприятия литературных произведений, что обеспечит комфортные условия для ежедневного контакта с книгой и стимулирует культурное развитие дошкольников.

Февраль–апрель

Публикация статей, участие в семинарах по внедрению ОТСМ-ТРИЗ-технологий

Распространить собственный профессиональный опыт и знания в сфере применения инновационных технологий ОТСМ-ТРИЗ в практике дошкольного образования путём написания научных и методических статей, участия в профессиональных семинарах, круглых столах и вебинарах, представляя эффективные способы и приёмы использования данных технологий для развития творческих способностей и читательской грамотности у дошкольников.

Март–июнь

Участие в конкурсах профессионального мастерства среди педагогов ДОУ

Принять участие в конкурсах профессионального мастерства среди педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрируя высокий уровень владения современными технологиями обучения и воспитания, включая применение методов ОТСМ-ТРИЗ, направленных на развитие читательской грамотности и творческого потенциала у детей дошкольного возраста, с целью представления лучших педагогических практик и достижения высоких результатов в конкурсных испытаниях.

Апрель–май


Этап III — Заключительный (IV квартал учебного года):

Цели этапа:

Анализ проделанной работы, оформление результатов и разработка рекомендаций для коллег.

Мероприятия

Цель

Срок исполнения

Проведение итогового мониторинга сформированности читательской грамотности у детей

Провести заключительную оценку уровня сформированности читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста после завершения программы экспериментальной работы, выявив достигнутые результаты и произошедшие изменения в сравнении с начальными показателями, а также зафиксировать динамику развития навыков восприятия и осмысления текста, интереса к литературе и способности выражать собственное мнение о прочитанном материале.

Май–июнь

Оформление отчета по итогам индивидуальной работы по самообразованию

Подготовить подробный отчёт по итогам проведённой работы по индивидуальному плану самообразования, содержащий описание выполненных мероприятий, анализ достигнутых результатов, рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогического мастерства, а также выводы относительно эффективности используемых стратегий и методов развития читательской грамотности у дошкольников.

Июнь

Презентация накопленного опыта перед коллегами и администрацией ДОУ

Представить коллегам и руководству образовательного учреждения результаты своей практической деятельности и научного поиска, продемонстрировать эффективные стратегии и методы работы по развитию читательской грамотности у дошкольников с применением технологий ОТСМ-ТРИЗ, поделиться рекомендациями и ценным опытом, способствовать обмену знаниями и продвижению инновационных подходов в образовательном пространстве.

Июль–август


Таким образом, предложенный индивидуальный план позволит эффективно освоить новые компетенции и достичь поставленных целей, повысив качество профессиональной деятельности и способствуя повышению уровня читательской культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...