Методическая копилка. К юбилею композитора П. И. Чайковского
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспекты занятий, бесед по теме "Детский альбом"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.41 КБ |
Предварительный просмотр:
К юбилею композитора П. И. Чайковского (1840 – 1893 гг.)
7 мая исполнилось 185 лет со дня рождения величайшего композитора Петра Ильича Чайковского.
Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, и за свою жизнь написал много произведений, включая симфонии, концерты, оперы и балеты. Его работы, такие как "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Евгений Онегин", до сих пор восхищают слушателей своей мелодичностью и эмоциональной глубиной.
Конспект беседы «Детский альбом» П. И. Чайковского
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
- познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
- научить детей воспринимать образы в музыке;
- учить различать контрастное звучание музыки;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку.
2. Развивающие:
- развивать
- развивать умение вслушиваться в музыку и понимать музыкальные образы;
в) развивать музыкальные и творческие способности.
3. Воспитывающие:
- воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;
- воспитывать культуру слушания;
- воспитывать желание слушать классическую музыку.
Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.
Аудиосредства: магнитофон, кассета и диск с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома».
Ход занятия
Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Сладкая греза».
Музыкальный руководитель:
Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет.
Дети называют композитора П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель: А кто же он по профессии?
Дети. Композитор.
Музыкальный руководитель:
Правильно!
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.
Дети рассказывают о композиторе.
Музыкальный руководитель:
Да, ребята, П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как он всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)
Музыкальный руководитель показывает детям «Детский альбом» П. И. Чайковского)
- А теперь обратите внимание, что у меня в руках?
Дети. «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: А что вы о нем знаете?
Дети высказывают свои знания о «Детском альбоме».
Музыкальный руководитель:
Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.
- Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
(показ иллюстрации деревянных солдатиков)
- Вам уже знакомо это произведение. Скажите, сколько в нём частей?
Дети отвечают.
- Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика. Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют и затем садятся.)
Вносится кукла, которую музыкальный руководитель качает на руках,
у куклы повязка на голове.
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
- Вот послушайте, как музыку написал П. И. Чайковский.
«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
Дети отвечают (как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
- Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.
«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
(слова и музыка Л. Абелян. Журнал «Музыкальный руководитель» №2-2004г).
(посадить куклу на стульчик)
- Ну вот, куколка и поправилась
(Музыкальный руководитель снимает повязку с головы куклы)
Стук в дверь
- Кто-то к нам в гости пришел.
(Музыкальный руководитель вносит других кукол)
- Вот и новые куклы пришли.
А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»
- Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?
Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.
(Музыкальный руководитель предлагает всем девочкам взять кукол)
«НОВАЯ КУКЛА»
- Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку
П. И. Чайковского.
Тихо, тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, голубом.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется «Сладкая греза». Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно и что-нибудь себе представляйте, можно слушать, закрыв глаза, и мечтать. Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали
«СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
-Расскажите, ребята, о чем же вы мечтали?
Дети отвечают.
- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
«БАБА – ЯГА»
- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
(Музыкальный руководитель вновь предлагает представить себе сказочного героя)
(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка!» (передразнивает)
- Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется?
Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»
Музыкальный руководитель: Бабка-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее также как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!
Мальчики, приглашайте девочек на вальс и Б. Ягу тоже, пусть поучится вальс танцевать.
«ВАЛЬС»
(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)
Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?
(Дети говорят фамилию композитора)
Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать
(доходит до двери, останавливается.)
- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
(Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание. Я вас прошу нарисовать музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажете свои рисунки, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали.
Музыкальный руководитель прощается с детьми.
Конспект занятия,
посвященного дню рождения Петра Ильича Чайковского,
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Продолжать формировать музыкальный вкус ребенка через знакомство с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского
Задачи:
- Расширять музыкальный кругозор, представления и словарный запас детей,
- Развивать детское воображение и фантазию,
- Активизировать творческие проявления дошкольников,
- Развивать коммуникативные способности.
Ход занятия
Дети заходят в зал под звучание пьесы «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». На стенде портрет композитора, ноты «Детский альбом», «Времена года».
Музыкальный руководитель: У каждого человека есть свой особенный праздник – День рождения. Сегодня, 7 мая, день рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Вы, конечно же, узнали музыку, под которую мы вошли. (Дети называют произведение). Музыку Петра Ильича Чайковского знают и любят во всем мире. Он умел передавать в своих произведениях мысли, чувства, переживания человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Мелодии этого замечательного композитора легко узнаваемы, очень красивы и выразительны. Каждый год в дни новогодних праздников на сцене Большого театра - главного театра нашей страны – идет балет «Щелкунчик» по сказке Э. Гофмана. Люди разных национальностей, приехавшие из разных стран, говорящие на разных языках, восторженно наблюдают за развитием сказочного сюжета, восхищаясь прекрасной музыкой. Мы с вами немного знакомы и с двумя другими его сказочными балетами – «Спящей красавицей» и «Лебединым озером». Мы слушали музыку Петра Ильича из фортепианного цикла «Времена года» (Дети могут назвать знакомые пьесы). Сегодня же мы еще раз послушаем фортепианные пьесы из его «Детского альбома», который, как вы знаете, композитор посвятил своему племяннику – Володе Давыдову. И не просто послушаем, а попробуем сочинить свою музыкальную сказку.
Музыкальный руководитель исполняет «Немецкую песенку» [1,с.27]
Дети узнают и называют пьесу.
Музыкальный руководитель: Музыка перенесла нас с вами в Германию. Она похожа на старинный немецкий сельский танец лендлер – предшественник вальса. Давайте, исполним ее все вместе. (Дети выбирают детские музыкальные инструменты, пьеса исполняется повторно с оркестровкой с четким выделением трехчастной формы).
Музыкальный руководитель исполняет отрывки из пьес «Игра в лошадки»[1, с. 5] и «Болезнь куклы» [1, с. 12] и, обобщая ответы детей, предлагает придумать начало музыкальной истории. – В одном доме жили брат с сестрой. Они, как и все дети, очень любили играть. Мальчик чаще всего играл с лошадкой. А девочка заботилась о старенькой, но такой хорошей и любимой кукле.
Музыкальный руководитель исполняет отрывок «Вальса» [1, с. 14] и продолжает: - Однажды на праздник детям подарили много подарков и среди них…, исполняет отрывки «Марша деревянных солдатиков» [1, с. 10] и «Новой куклы» [1, с. 17] . Дети придумывают продолжение истории.
Музыкальный руководитель предлагает мальчикам «превратиться в солдатиков» и под музыку средней части марша выполнять команды своего нового командира, а девочкам исполнить танцевальную импровизацию под вальсовую мелодию.
Музыкальный руководитель: Однажды, когда дети пошли гулять, смелый деревянный солдатик отважился пригласить на танец прекрасную незнакомку.
Исполняется первая часть «Польки» [1, с. 24] . Музыкальный руководитель предлагает желающим детям «исполнить роли» персонажей сочиняемой истории.
Музыкальный руководитель: Но что это!!! Исполняются первые 8 тактов пьесы «Баба Яга» [1, с. 32]. Дети придумывают свои варианты развития сюжета. Например, Баба Яга унесла с собой Новую куклу.
Исполняется вся пьеса.
Музыкальный руководитель: Что же делать?
Дети предлагают солдатику позвать на помощь своих товарищей с помощью маленького, но волшебного барабана и отправиться выручать куклу.
Музыкальный руководитель советуется с детьми, какая музыка подходит для этого. Дети предлагают разные варианты и среди них вторая часть «Марша деревянных солдатиков», средняя часть «Польки» и т.д.
И, конечно же, добро в нашей истории, как во всех хороших сказках, победит зло!
Из предложенных вариантов дети выбирают музыку для торжественного финала. Чаще всего это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
«Танцевальная импровизация с цветами»
Музыкальный руководитель: Вот так замечательно закончилась наша музыкальная история. Но не заканчиваются на этом наши встречи с прекрасной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его музыка будет с нами всегда!
Под звучание пьесы «Май. Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года» дети уходят из зала.
Используемая литература
- Детский альбом для фортепиано, П. Чайковский, М., Музыка, 1985
- Музыкальное развитие детей, Радынова О.П., М., Владос, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.
Долгосрочный проект: «Музыкальная гостиная» Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...

Это музыка торопит и зовет нас за собой ( музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского)
Знакомство с произведениями из "Детского альбома"П.И Чайковского....

Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского.
Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....
Краткосрочный проект " Детям о русском композиторе П.И.Чайковском
Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка, через развитие его музыкальных способностей. по средствам слушания кла...
Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"
Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Сценарий тематического развлечения "Волшебная музыка" (по творчеству композитора П.И.Чайковского).
Вед. Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня в нашем зале мы сыграем для вас спектакль. Это будет удивительная сказочная история. Удивительная потому, что вы увидите не обычную сказку, а музыкальную. А...
Музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского
Образовательные задачи:Приобщать детей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского.Формировать основы музыкальной культуры.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характ...

