Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка: обобщение опыта работы воспитателя о конкретных проектах и методах, которые раскрывают этапы взаимодействия педагога и ребёнка в достижении конкретных результатов в исследоват
методическая разработка (старшая группа)
Цель методической разработки: определение и подтверждение примерами собственной практики педагогических условий успешной организации проектной деятельности старших дошкольников.
Задачи методической разработки: раскрыть этапы осуществления исследовательской проектной деятельности и обобщить личный опыт организации проектной деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Окружной конкурс воспитателей «Творческая мастерская педагога»
Номинация «Исследовательская деятельность»
Методическая разработка «Организация исследовательской и проектной деятельности с детьми старшей группы»
Подготовила: воспитатель Баранова СА. СП «Детский сад№ 52» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань.
Описание методической разработки
Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка: обобщение опыта работы воспитателя о конкретных проектах и методах, которые раскрывают этапы взаимодействия педагога и ребёнка в достижении конкретных результатов в исследовательской деятельности. Участники проекта: дети старшей группы
Цель методической разработки: определение и подтверждение примерами собственной практики педагогических условий успешной организации проектной деятельности старших дошкольников.
Задачи методической разработки: раскрыть этапы осуществления исследовательской проектной деятельности и обобщить личный опыт организации проектной деятельности старших дошкольников.
Формы и методы вовлечения родителей и детей в проектную и исследовательскую деятельность:
Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности: мотивационная поддержка, информационная поддержка, организационная поддержка, техническая поддержка, поддержка в оценке проекта. Взрослые посодействуют ребёнку в сборе семян, помогут в поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Детям может потребоваться помощь в подготовке орудий труда и других технических средств. Родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Используемые технические средства для детей в проектную или исследовательскую деятельность очень разнообразны: лупа и микроскоп, видеокамера и цифровой фотоаппарат, компьютер.
Информационная карта проекта
Познавательно-исследовательский проект с детьми старшей группы «Синьор-помидор»
Паспорт проекта
1.Название проекта: «Синьор-помидор» 2.Вид проекта: познавательно – исследовательский
3.Продолжительность: среднесрочный (март-август)
4.Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители
5.Цель проекта: Расширение и закрепление знаний детей об овощных культурах, их росте и развитии. Формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию различных овощных культур. Вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию томатов.
6.Актуальность проекта: Необходимость расширения представлений у детей старшего возраста об овощных культурах.
Задачи и образовательные области
1.Формировать представление об овощах, об условиях для их роста и созревания. Расширять знания о разнообразии сортов и способах употребления в пищу. (Познавательное развитие)
2.Способствовать развитию дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Воспитывать ценностное отношение к своему труду и к труду других. Формировать ответственность за порученное дело. Развивать умение соблюдать технику безопасности. (Социально-коммуникативное развитие)
3.Закреплять представления о здоровом образе жизни, о пользе витаминов для нашего организма, которые содержатся в овощах. (Физическое развитие)
4.Способствовать развитию связной речи детей, пополнению пассивного и активного словаря. Воспитывать интерес к произведениям фольклорного жанра (загадки, поговорки, пословицы) (Речевое развитие)
5. Формировать художественно-творческие способности.
Этапы проектной деятельности:
1.Подготовительный этап:
Сбор материала из различных источников (Спросить у взрослых, познакомится с открытиями ученых, посмотреть в интернете, прочитать соответствующую литературу, побывать на выставках народного хозяйства, ярмарках, посмотреть телепередачи по теме проекта); подбор необходимого оборудования и материала. Составление плана проекта и его обсуждение с взрослыми.
2.Основной этап – практическая деятельность:
Вовлечение детей в проблему через игровую ситуацию «Овощной магазин» (ведущую роль играет воспитатель). Реализация проекта через различные виды деятельности: посев семян для рассады в стаканчики; копировка рассады, пересадка саженцев в грядку на огороде; своевременный полив и рыхление; удаление пасынков, подвязка кустиков; сбор урожая. Взаимодействие с родителями.
3.Заключительный этап: Мини выставка выращенной продукции. Презентация проекта. Участие в городском празднике «Сызранский помидор».
Предполагаемые результаты:
У детей сформированы знания о том, как растут овощи, как следует за ними ухаживать, какие блюда можно приготовить из томатов.
Формы и методы реализации проекта:
Наблюдения за трудом взрослых на огороде, игры и игровые ситуации, трудовые поручения на огороде и в природном уголке, сюжетно-ролевые игры, беседы по картинам, чтение художественной литературы, лепка и рисование овощей, разучивание пословиц и поговорок.
План проекта «Синьор-помидор»
Деятельность воспитателя | Деятельность ребёнка | Деятельность родителей |
Беседа с детьми для выявления уровня знаний об овощных растениях. Составление плана над проектом. Сбор материала , необходимого для реализации проекта. Разработка конспектов образовательной деятельности и презентаций по данной теме. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок. Оборудование предметно-пространственной среды по теме проекта. Изготовление различных пособий и дидактических игр. Обогащение материала для сюжетно-ролевых игр. Консультация для родителей «Чтобы дети не болели» | Вхождение в игровую ситуацию «Откуда берутся овощи?» Наблюдение за трудом родителей на огороде. Просмотр презентаций об овощных культурах. Принимают участие в беседе по теме проекта. Загадывание и отгадывание загадок. Участие в беседе о здоровом образе жизни и о пользе витаминов. Настольно-печатные игры об овощах, сюжетно-ролевые игры на тему: «Овощной магазин», «Столовая». Рисование: «Корзина с овощами», «Синьор-помидор». Лепка овощей для сюжетно-ролевых игр. Опытно-экспериментальная деятельность: посев семян помидор, наблюдение за их ростом, уход за растениями. Помощь родителям в высадке рассады на грядку. Сбор урожая. Участие в городском празднике «Сызранский помидор». | Собирают информацию. Помогают своим детям в подборе иллюстраций и художественной литературы. Согласно рекомендациям воспитателя привлекают к совместной работе на огороде своих детей. Готовят семена томатов. Просматривание энциклопедии. Совместная деятельность детей и родителей в посадке томатов, уход за ними. Сбор урожая. Приготовление различных блюд из томатов и консервирование. Показ результатов на выставке: «Витамины на огороде». Участие в городском празднике «Сызранский помидор». |
Материально – техническое обеспечение проекта:
- учебно-методический и демонстрационный материал;
- энциклопедия и художественная литература;
- уголки по познавательно-практической деятельности
- трудовой инвентарь и оборудование;
- атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм;
- рисунки и плакаты на тему «Синьор-помидор»
- необходимый материал для изодеятельности;
- компьютер и компьютерная база данных;
- презентации по теме проекта;
- заготовки в баночках овощей на зиму;
- папки-передвижки для родителей по теме проекта.
Используемая литература:
1.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие.- М. Педагогическое общество России, 2008
2.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие.- М. Издательский центр «Академия», 2001
3. Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
4. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".
обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....

Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»
Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»
СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования «МЕТОД ТЫЧКА».
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Вот почему я считаю его одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога
Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»...
