Самообразование
материал
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Аист» комбинированного вида
г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ
Отчёт по самообразованию
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народного
(башкирского) творчества»
Подготовила Воспитатель Смирнова А.А. |
Ишимбай
2025 г.
Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.
Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Цель: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной башкирской культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях башкирского народа средствами народного (башкирского) искусства в процессе занятий декоративным рисованием.
Задачи:
- Создание условий, способствующих приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной башкирской культуре в процессе декоративным рисованием средствами народного (башкирского) искусства;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по декоративному рисованию средствами народного (башкирского) искусства.
Исходя из поставленных задач, составлена ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
- этап (информационно-ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы,
- посещение лекций, семинаров,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- составление методических рекомендация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами народного (башкирского) искусства на занятиях декоративного рисования»
- этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний,
- апробация программы.
- этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования,
- диагностика и анализ результатов работы.
Формы и методы работы:
- Проведение тематических занятий,
- Оформление серии выставок для детей по башкирским народным промыслам.
- Изготовление народных башкирских игрушек, поделок, рисунков.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Составление перспективного плана, разработка цикла конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественной деятельности (декоративное рисование), создание развивающей среды.
- Составление рекомендаций для воспитателей.
- Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
- Экскурсия в «Белую юрту».
- Выставка детских рисунков по мотивам народных башкирских росписей «Мы мастера башкирской росписи».
- Заучивание стихов, загадок о народных башкирских промыслах.
- Организация народных башкирских подвижных игр (ежедневно).
- Изучение программы по возрастным группам детей.
- Работа с методической литературой
- Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
- Обработка анкетных данных.
- Подготовка и оформление документации.
Приёмы и методы:
- Словесный, Практический, Наглядный, Работа с книгой, Продуктивный, Проблемный, Частично-поисковый, Метод формирования сознания (рассказ, беседа), Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример).
Результативность
В результате проведения комплексной работы по воспитанию патриотических чувств через приобщение детей к народному башкирскому декоративноприкладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве башкирских мастеров. Знакомство с произведениями народных башкирских мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, к Башкортостану, истории своего народа. Народное башкирское искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Перспективы при продолжении работы.
- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным селом; Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.
Ожидаемые результаты воспитателя:
Данная программа позволит мне повысить свою профессиональную компетентность через поэтапную реализацию поставленных задач по плану саморазвития, через посещение педсоветов, семинарах-практикумах, занятий на уровне ДОУ. Повысится качество наглядности за счет содержательного наполнение.
Ожидаемые результаты воспитанников:
Данная программа позволит сформировать у детей нравственно - патриотические чувства, любовь к своей Родине.
Выводы:
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по воспитанию нравственно - патриотических чувств у дошкольников .Система работы а данной области позволит добиться устойчивых знаний детей.
В дальнейшем буду продолжать искать новые приёмы и методы, которые будут способствовать формированию интереса детей к различным видам деятельности.
Список литературы
- Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан». Уфа. 2004.
- Агишева Р.Л., Ф.Х.Губайдуллина Учебная хрестоматия «Я познаю Башкортостан». Уфа. 2004.
- Азнабаева Ф. Г.«Вдохновение» «Ильгам». Уфа. Китап. 2004.
- Гасанова Р.Х., Кузьмищева Т.Б. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа. 2004.
- Гасанова Р. X. «Земля отцов» Программа-руководство. Уфа. 2004.
- Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста башкирского народа. - Уфа, 2011.
- Кушнеровская Г.С. Изобразительное искусство Башкирской АССР. М., 1999.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольно
- Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам. Уфа. Китап. 2005.
- Сведения из интернета:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
