Обучающиеся «группы риска» по ФОП
материал
Новое в копилку педагога-психолога
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающиеся «группы риска» по ФОП.
К категории обучающихся «Группы риска» относятся дети, проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
Также к данной целевой группе могут быть отнесены дети:
- дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем;
- дети, имеющие эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий);
- дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман);
- дети, имеющие проблемы неврологического характера (потеря аппетита);
- дети, имеющие проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве);
- дети, имеющие проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей).
1. дети, имеющие эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий);
В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.
Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже.
Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера, стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.
Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей. Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться.
Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.
Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Диагноз гиперактивности или СДВГ может поставить только врач или медицинский консилиум, а мы включаем такого ребёнка в программу коррекции
Тревожность у детей дошкольного возраста – распространённая проблема.
Разобраться в причинах тревожности и устранить их бывает непросто.
«Тревожностью» называют постоянное или почти постоянное ненормальное внутреннее состояние малыша, суть которого в том, что он крайне не уверен в себе во многих обычных ситуациях, боится многого, чего совершенно нет смысла опасаться, периодически впадает в эмоционально угнетённое состояние. 1.Тревожные дети беспокойны. Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.
Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми.
Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает страх или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.
Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками, опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.
Выявить уровень тревожности нам поможет методика «Кактус»
Методика «Кактус»
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.
Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. Характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.);
2. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);
3. Характеристика иголок (размер, расположение, количество).
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
1. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
2. Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
3. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
4. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
5. Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
6. Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
7. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
8. Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Таким образом, тревожность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике. И только по решению ППк такой ребёнок попадает в «группу риска» и мы с ним работаем. (Коррекционно-развивающая программа или индивидуальный маршрут сопровождения)
2. группа: Дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман);
Все наши психические, эмоциональные состояния тесно связаны с физиологическими изменениями, которые проявляются через тело, мышцы. Если мы не выразим свой гнев прямо, то он выразит себя способом, который окажется вредным для нас, нашего здоровья. Поэтому не следует подавлять гнев ребенка, нужно помочь ему овладеть способами выражения негативных чувств, приемлемыми для общества.
На прием к детскому психологу пришли мама с сыном. У ребенка были исцарапаны лицо и руки, на ногах виднелись мелкие ссадины и синяки. Мама рассказала, что мальчик сам царапает себя, прищипывает кожу на ногах до посинения, всячески старается сделать себе больно. По его поведению, мимике, разговору было очевидно, что мальчик полон ярости и гнева. Далее выяснилось, что свои чувства мальчик боится выражать, так как родители пресекают любое их проявление. Негативные чувства — такое же явление, как и положительные, и так же требуют своего выражения. Если этого не происходит, то эти чувства направляются на себя (болезни, членовредительство и т. д.). Родители запретили мальчику выражать свой гнев открыто, направляя его вовне, но при этом не обучили никаким другим способам и получили соответствующий результат. Ребенок же нуждался в средствах, при помощи которых он мог бы обращаться с теми чувствами, которые его пугали, чтобы безболезненно для себя и окружающих выразить их.
АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
Цель: определение уровня агрессивности ребёнка дошкольного возраста.
Процедура проведения: Воспитателю предлагается сопоставить каждое определение с ребёнком. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка.
Бланк для ответов.
Утверждение | Да | Нет |
Временами кажется, что в него вселился злой дух. | ||
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. | ||
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. | ||
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. | ||
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. | ||
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. | ||
Он не прочь подразнить животных. | ||
Переспорить его трудно. | ||
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. | ||
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. | ||
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. | ||
Часто не по возрасту ворчлив. | ||
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. | ||
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. | ||
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. | ||
Легко ссорится, вступает в драку. | ||
Старается общаться с младшими и физически более слабыми. | ||
У него нередки приступы мрачной раздражительности. | ||
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. | ||
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. |
Интерпретация:
Данная интерпретация описывает ситуативную агрессивность ребенка.
От 1 до 5 баллов – минимальный уровень агрессии. На самом деле подавленная агрессия – такой же повод для беспокойств, как и агрессивность. Не проявляющий никаких признаков агрессии ребенок – не сможет настаивать на своем, высказывать свою точку зрения и постоять за себя. В таком случае предпочтительным будет обращение к психологу.
От 6 до 10 баллов – средняя агрессивность. Средняя степень агрессии нормальный показатель для всех детей.
От 11 до 15 баллов – повышенный уровень агрессии. Повышенный уровень агрессии у детей, тоже распространенный случай и зачастую связан с эмоциональным расстройством ребенка. В таком случае, необходимо уделять больше времени ребенку, прислушиваться к его просьбам. В наказаниях быть последовательными и не унижать личность малыша. Научить возможным способам подавления гнева. Развивать способность к сочувствию.
От 16 до 20 баллов – высокий уровень агрессивности. Определив высокую агрессивность ребенка, скорее всего это и без теста будет заметно, необходимо обратиться за психологической помощью к специалисту.
Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии у детей является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.
3 группа .дети, имеющие проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве);
Хочется остановится на нереализованной потребности в лидерстве.
В современном обществе лидерство – черта одобряемая, востребованная. Лидерство – это практически синоним успешности. «Воспитываем лидеров» – такой лозунг часто можно услышать в «продвинутых» детских садах, школах, различных молодежных организациях. Но даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, – прежде всего еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать, помочь ему найти пути развития положительных качеств и учить использованию их во благо самого себя и окружающих.
- Одна из распространенных ловушек в том, что родители детей-лидеров иногда ощущают себя в чем-то слабее собственного ребенка и осознанно, либо отказываются от воспитательной функции по отношению к нему. Между тем каждый ребенок нуждается в авторитетах, образцах для подражания.
- Приказной тон, причем не только среди сверстников, но и в кругу семьи, своеволие, упрямство, агрессия в ответ на любые ограничения – подобное поведение часто путают с лидерством и называют проявлениями сильного характера. И тогда родители, хоть и страдают от такого поведения ребенка, но в глубине души гордятся силой характера, раскованностью и энергией своего отпрыска.
- Если ребенку удается таким способом достигать желаемого, да еще он видит негласное одобрение, способ закрепляется.
Основная проблема в том, что в отличие от лидерства истинного, такое псевдолидерство на деле означает полную несамостоятельность ребенка. Зачем уметь что-то делать самому, если все сделают за тебя?!
- Лидер действует не истериками и приказами. Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
- Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в детском саду предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не личностная черта малыша.
- Ребенок-лидер имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты, причем это может проявиться уже начиная с 3–4 лет.
- Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, чем-то занять себя.
- Как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано. Ребенок-лидер способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для другого малыша.
- В детском коллективе ребенок-лидер частенько берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
«У нас в садике все ребята ссорятся, кому вставать первым, когда мы идем на физкультуру, толкают друг друга, ругаются!» – рассказывает маме четырехлетний малыш. «А ты тоже ссоришься и ругаешься?» – интересуется мама. «Нет, я говорю им, кто должен стоять первым и почему!» – отвечает ребенок. «И они тебя слушаются?» – удивляется мама. «Конечно, я же правильно все им говорю» – отвечает ребенок-лидер.
- Дети-лидеры часто очень чувствительны к оценкам их деятельности, болезненно воспринимают критику, ошибки и неудачи. Присматривайтесь к тому, кого выбирает ребенок в качестве своих кумиров, «злодеев» или «благородных героев», дело в том, что в «злодействе» лидерство обычно более наглядно и очевидно. Так, например, во времена популярности сериала «Бригада» я, работая в школе, наблюдала, как во многих классах – от 3-го до 11-го – мальчишки-лидеры стали подражать главному герою этого фильма, преступнику, копируя его язык, перенимая ценности. Очень уж ярким и притягательным был образ человека, вокруг которого крутятся другие, подчиняются ему.
Дети добиваются восхваления слишком просто
Загляните на сегодняшние спортивные кружки. Там все сплошь «победители». Принцип «каждый получает награду» помогает каждому ребенку ощутить себя особенным, но исследования указывают, что этот принцип приводит к непредвиденным последствиям. Через некоторое время дети замечают, что мама и папа оказываются единственными, кто считает их потрясающими, поэтому начинают сомневаться в объективности родителей. Если дети легко получают вознаграждения, а на их плохое поведение родители закрывают глаза, то со временем такие дети учатся жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать сложной реальности. Потому что они не приспособлены к тому, чтобы сталкиваться со сложностями.
У детей может проявляться завышенная самооценка. Как об этом узнать? Очень просто.
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. ЩУР)
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура проведения: Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и дают инструкцию.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».
Интерпретация результатов:
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
4 группа .дети, имеющие проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
Дети – жизнерадостные, подвижные и активные создания, просто физически неспособные долго усидеть на одном месте. Поэтому когда они становятся вялыми, быстро устают и жалуются на сонливость или слабость, родители начинают бить тревогу и не зря. Ведь повышенная утомляемость и слабость у ребенка может быть не только следствием переутомления, но и признаком развивающегося заболевания.
Утомляемость практически всегда ощущается и взрослым человеком, и ребенком одинаково. Она может быть разной степени выраженности, и люди описывают ее по-разному. Одни называют ее слабостью, другие усталостью, третьи разбитостью или сонливостью. В любом случае присутствует ощущение общего недомогания, которое в медицине называют астенией.
Нам важно вовремя это заметить и предложить родителям обратиться к врачу.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность, инертность.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить, как влияние нарушенной части психики на здоровую часть.
К нарушениям внимания относятся:
-неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
-снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
-повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
-снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале дня, но вскоре устают и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья и хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и подбирать индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом. Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются:
-общее ослабление нервной системы (неврастения)
-ухудшение состояния здоровья;
-физическое и умственное переутомление;
-наличие тяжелых переживания, травм;
-эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
-недостатки воспитания (например, в условия гиперопеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);
-нарушения режима труда и отдыха;
-нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)
- подвижность;
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные, ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
-неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
-неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
-частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
-беспомощность в доведении задания до конца;
-отрицательное отношение к заданиям, требующие напряжения;
-забывчивость, ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения;
-потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Мы рассмотрели несколько определение детей категории «группы риска»
Специалисты организуют КРР по обоснованному запросу педагогов и родителей, а также на основании результатов психологической диагностики, рекомендаций ППк. • Содержание КРР для каждого воспитанника специалисты определяют с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ППк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.
Это курс занятий направленный на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников. Задачи: - развивать высшие когнитивные процессы...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).
3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» предназначена для детей 2-7 лет.К «группе риска» относятся обучающиеся следующих категорий:дети вет...
