Отчет по самообразованию воспитателя младшей группы
материал (младшая группа)

Козулина Кристина Викторовна

"Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД «КУБИКИ»

633100, Новосибирская область, Новосибирский район, с.Толмачево, мкр. Пригородный простор, ул. Детский проезд  , 1

тел. 8-953-760—92-95 , e-mail: ds_kub_nov@edu54.ru

Отчет по самообразованию педагога на тему: «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Выполнила: Козулина Кристина Викторовна

Тема самообразования:

«Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                        В.А. Сухомлинский

Цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования: 

1) Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

 2) Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

3) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.

4) Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Актуальность. 

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи у ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Методы и приёмы работы:

  1. Массаж кистей рук.
  2.  Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  3. Пальчиковые игры и упражнения со стихами, со скороговорками.
  4. Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, штампами, пальцем.

Предполагаемый результат:

  1. Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
  2. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.

Содержание работы

Сроки реализации

Практические выходы (картотеки, доклады, и т.д.)

1

Изучение литературы по теме самообразованию

Сентябрь

Учебная литература, методические пособия

2

Написание плана работы на год

Сентябрь

Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана

3

Создание картотеки пальчиковых и дидактических игр

Сентябрь

Проведение диагностического исследования.

4

Выявление уровня развития мелкой моторики рук

Сентябрь

Проведение диагностического исследования

5

Индивидуальная работа с детьми (лепка)

Октябрь

Творческая выставка

6

Консультации для родителей

Октябрь

Презентация, текстовый материал

7

Разучивание пальчиковых игр «Осень», «Еж», «Овощи»

Октябрь

Картотеки игр

8

Разучивание новых пальчиковых игр  «Капуска», «Зайка»

Октябрь

Картотеки игр

9

Консультации для родителей

Ноябрь

Оформление папки передвижки «Игры с Пальчиками

10

Индивидуальная работа с детьми

Ноябрь

Творческая выставка (аппликация)

11

Дидактические игры

Ноябрь

Конструктор, «Чудесный мешочек», «Прищепки»

12

Продолжать пополнять картотеку игры развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

Ноябрь

Картотеки

13

Игры со счётными палочками

Декабрь

Картотеки

14

Разучивание новых пальчиковых игр «Елка», «Снежок», «Замок»

Декабрь

Картотеки

15

Индивидуальная работа с детьми(лепка)

Декабрь

16

Создание картотеки игр с массажными мячиками

Декабрь

Картотеки

17

Игры с массажными мячиками «Ёжик», «Орех»

Январь

Картотеки

18

Консультация для родителей«Крупная польза мелкой моторики»

Январь

Презентация, текстовой материал

19

Дидактические игры

Январь

«Разрезные картинки», «Сухой бассейн», «Помоги развесить одежду», «Пазлы»

20

Весёлые упражнения с карандашами.

Январь

Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками.

21

Заучивание пальчиковых игр «Медведь» «Белка»

Февраль

Картотеки

22

Заучивание игр с массажными мячиками «Шарик», «Иголки»

Февраль

Картотеки

23

Настольные игры

Февраль

«Мозаика», «Разрезные картинки», «Выложи дом из цветных геометрических фигур» Игры со счётными палочками

24

Индивидуальная работа с детьми(аппликация)

Февраль

Творческая выставка

25

Игры с массажными мячиками

Март

Игры

26

Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры»

Март

Текстовой материал

27

Дидактические игры

Март

«Пазлы», «Шнуровки», «Бусы для мамы»

28

Заучивание пальчиковых игр«Весна», «Уточка»

Март

Картотеки

29

Веселые упражнения с карандашами.  Способствовать умению раскатывать карандаш между ладонями

Апрель

Игры

30

Индивидуальная работа с детьми(лепка)

Апрель

Творческая выставка

31

Заучивание пальчиковых игр  «У дорожки дуб растет», «Пчела», «Кап, кап, кап»

Апрель

Картотеки

32

Дидактические игры со счётными  Палочками - «Солнце светит ярко- ярко»

Апрель

Игры

33

Дидактические игры

Май

«Пазлы», «Шнуровки», «Прищепки»

34

Проведение контрольного диагностического исследования

Май

Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

35

Анализ работы по теме самообразования

Май

Отчёт

Итог:

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.  С   помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

         На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами,  работа с тестом,  для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

         Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу года можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Список использованной литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ, 2011-64с
  2. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. – М- «Карапуз» 2007-18с
  3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
  4. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
  5.  Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
  6.  Крупенчук О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
  7.  Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
  8.  Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс, 2007-211с
  9.  Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с
  10. Соколова.Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию(Вторая младшая группа). ТЕМА : " Развитие мелкой моторики у детей младшего и дошкольного возраста".

Цель : достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики у детей через использование разнообрзных методов и приемов....

Отчет по самообразованию 2 младшая группа

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы №2 Барановской С.Н.

laquo;Развитие творческой способностей посредствам театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»....

Отчет по самообразованию воспитателя подготовительной группы

laquo;Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы. Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие....