Отчет по самообразованию воспитателя подготовительной группы
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Гордеева Наталья Александровна

«Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы Гордеевой Н.А 2020 – 2021 год. C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210311_120447.jpg

Тема: «Мнемотехника как средство развития речи

детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Целью моей работы является:

Определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники:

- формирование ассоциативного мышления;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие воображения.

За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

2. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10

4. О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986

6. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

8.Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.; Эксмо, 2006г.

9. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»; «Дошкольное воспитание»;

10. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

- Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.

- В современном обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества.

- Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.

- К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи      

- На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей старшего дошкольного возраста один из актуальных вопросов.

- Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.

Деятельность по реализации темы:C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210412_134742.jpg

1.Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы развитию связной речи детей, работа с родителями.

2.Созданы картотеки разнообразных игр, направленных на развитие речи:C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210311_100547.jpg

- Тематическая картотека дидактических игр для формирования лексико – грамматических категорий и навыков словообразования.

- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».      C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210412_134518.jpg

- «Игры на развитие связной речи с элементами ТРИЗа».

- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).

- Картотека речедвигательных игр.                                          

- Картотека игр направленных на развитие общения и др.      C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210412_134720.jpg

3.В группе собрана библиотека с художественной и познавательной литературой.

4.Подобран разнообразный наглядный материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, “перфокарты”, слоговые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты) для чтения, схемы, символы, модели и др.C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210412_134324.jpg

5. Оформлены “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т.д.).

6. Проведены индивидуальные беседы, консультации для родителей на темы: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

В работе с детьми использую развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, что очень важно в развитии связной речи детей.

Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и упражнения, рисунки, панно, мозаики, коллажи, дидактические игры.

Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Таким образом, использование методов мнемотехники: - облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников; - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; - ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; - развивает творческое познание детей. Я считаю, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.

Вывод:

Подводя итоги за 2020 – 2021 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.

Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы №2 Барановской С.Н.

laquo;Развитие творческой способностей посредствам театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»....

Отчет по самообразованию в подготовительной группе

Отчет по самообразованию в подготовительной группе...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...