Картотека игр на развитие логического мышления старших дошкольников
картотека (старшая группа)

Шешукова Наталья Олеговна

Картотека игр для развития логическое мышления, сообразительности старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     КАРТОТЕКА ИГР

       НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ

         ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

                       

                                         

Логические игры для детей старшей и подготовительной группы

Раздел: Обобщение, классификация.

1. «Найди лишнее понятие в каждой группе».

Объясни свой выбор.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать; связную речь, внимание.

- Треугольник, овал, квадрат.

- Помидор, огурец, апельсин.

- Ворона, бабочка, гусеница.

- Троллейбус, автобус, трамвай.

- Стол, стул, кресло.

- Ножницы, ложка, молоток.

- Вертолет, самолет, яхта.

- Стакан, тарелка, кастрюля.

- Береза, дуб, сосна.

- Ромашка, астра, василек.

- Сорока, курица, утка.

- Лисичка, мухомор, груздь.

- Щука, акула, дельфин.

- Ручка, тетрадь, кисточка, карандаш.

- Инженер, парикмахер, пловец, воспитатель.
- Кефир, сыр, сметана, колбаса.
- Лицо, лоб, щеки, нос.
- Бабушка, сын, папа, мальчик.
- Ветер, дождь, весна, снег.
- Сосна, гвоздика, береза, дуб.
- Река, лодка, озеро, море.
- Клоун, фокусник, кассир, дрессировщик.
- Длинный, короткий, высокий, новый.
- Красный, маленький, белый, зеленый.
- Яркий, добрый, веселый, умный.
- Считать, писать, играть, читать.
- Спать, прыгать, бегать, скакать.
- Лаять, мяукать, мычать, лететь.

2.«Пять названий на пять шагов»

Ребенок делает пять шагов и на каждый шаг произносит название предмета на предложенную тему («Мебель», «Города», «Деревья», «Цветы», «Обувь», «Геометрические фигуры»).

- Я знаю молочные продукты…

- Я знаю комнатные растения…

- я знаю перелетных птиц…

- Я знаю садовые цветы…

- Я знаю лиственные деревья…

- Я знаю школьные принадлежности…

- я знаю головные уборы…

- Я знаю виды спорта…

- Я знаю кондитерские изделия…

- Я знаю профессии людей…

- Я знаю музыкальные инструменты…

- Я знаю животных жарких стран…

- Я знаю явления природы…

- Я знаю сказки…

- Я знаю ягоды…

- Я знаю названия инструментов…

- Я знаю названия электробытовой техники…

- Я знаю названия городов…

- Я знаю названия рек…

- Я знаю названия стран…

- Я знаю названия спецтехники…

- Я знаю геометрические фигуры…

- Я знаю насекомых…

- Я знаю дни недели…

- Я знаю мебель…

- Я знаю посуду…

- Я знаю съедобные грибы…

3. «Вот так магазины»

Магазин «Лакомка» - торты, пирожные, конфеты, шоколад, вафли.

Магазин «Каблучок» - сапоги, тапочки, босоножки, туфли, валенки.

Магазин «Школьник» - тетради, ручки, карандаши, линейки.

Магазин «Верный друг» - собаку, кошку, попугая, хомяка.

Магазин «Океан» - рыбу (окунь, сазан), кальмаров, креветок.

Магазин «Твой дом» - светильник, обои, краску, плитку.

Магазин «Все для душа» - мыло, шампунь, пенку, стиральный порошок.

Магазин «На старт!» - спортивный костюм, лыжи, коньки, мячи.

Магазин «Мелодия» - кассеты, диски, магнитофоны, музыкальные центры.

Магазин «Шкатулка» - сережки, цепочки, кольца, ожерелье.

Магазин «Обжорка» - колбасу, сыр, мясо, хлеб, масло, кефир.

4. «Три части»

Я знаю три части машины… кузов, кабина, бампер.

Я знаю три части дома… лестница, дверь, окно.

Я знаю три части вертолета… кабина, сиденье, лопасти.

Я знаю три части телевизора… экран, шнур, панель управления.

Я знаю три части компьютера… монитор, мышка, колонки.

Я знаю три части дивана… спинка, сиденье, подлокотник.

Я знаю три части часов… циферблат, стрелки, винтики.

Я знаю три части корабля… каюта, палуба, мачта.

Я знаю три части стиральной машины… панель управления, барабан, шнур.

Я знаю три части велосипеда… сиденье, колеса, педаль.

Я знаю три части шубы… воротник, рукав, пуговицы.

Я знаю три части дерева… ствол, ветки, корни.

Я знаю три части тела… голова, руки, туловище.

5. «Закончи предложение»

Быстро бегает… заяц, олень.

Ловко плавает… пловец, рыба, утка.

Важно ходит… гусь, начальник.

Высоко прыгает… спортсмен, кенгуру.

Тихо ползает… разведчик, змея.

В небе летает… птица, самолет.

В лесу растет… ягода, грибы.

На полу валяется… ребенок, игрушка.

По полю мчится… конь, машина.

В цирке выступает… акробат, клоун.

К хозяину спешит… собака.

Сладко спит… человек, ребенок.

Громко кричит… малыш, мама.

В саду спеет… яблоко, груша.

В воде тонет… человек, игрушка.

По дороге едет… машина, карета.

В корзине лежит… ягода, грибы.

6. «О чем или о ком я говорю».

Отгадайте предмет по описанию, сначала загадывает воспитатель, затем дети друг другу.

Дикое животное: живет в лесу; большое, лохматое; любит мед... (медведь)

Дикое животное: живет в Африке; большой; царь зверей…(лев)

Транспорт: большой, тяжелый, с крыльями и хвостом…(самолет)

Овощ бывает: красным, желтым, зеленым; сочный, хрустящий, едят как в сыром, так и в вареном виде; много витаминов; кладут в салат; овальной формы в виде сердечка…(перец)

Сладкая; маленькая; в красивой бумажке, бывает шоколадная или леденец... (конфета)

Мебель: мягкий, удобный; можно на нем спать; можно сидеть… (диван)

Домашнее животное: большая, рогатая, длинный хвост с метелкой, дает молоко…(корова)

Хвойное дерево: вырастает высокое, имеет прямой ствол, растут шишки, вместо листьев иголки…(сосна)

Сначала было деревом, потом древесиной, бумагой, ее можно читать, рассматривать иллюстрации…(книга)

Транспорт: бывает маленькой и большой, на четырех колесах, на ней можно ездить, железной и пластмассовой…(машина)

Спортивный инвентарь: звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Ягода: вкусный, алый, сочный ... (арбуз)

Дикое животное: бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ... (листья)

Школьные принадлежности: в клеточку, линейку, толстая и тонкая, в ней можно писать…(тетрадь)

Домашнее животное: сторожит, рычит, добрая, злая… (собака)

7. «Что бывает? Какое бывает?»

Начните игру словами:

Холодным может быть снег, а еще вода, а еще холодным может быть...- ребенок должен продолжить — дать хотя бы один ответ.
Теперь наоборот:

Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея, а еще горячим может быть…

Твердым может быть камень, а еще хлеб, а еще твердым может быть…

Зайчик может быть белым или серым, пушистым или гладкий, шустрый, живой или игрушечный. А еще… и так далее рассуждать о других предметах или живых существах.

А может зайчик быть одновременно серым и шустрым? А одновременно гладким и пушистым? Или одновременно большим и маленьким?"

Каждый знает, что круглым бывает…

Каждый знает, что острым бывает…

Каждый знает, что жидким бывает…

Каждый знает, что длинным бывает…

Каждый знает, что пушистым бывает…

Каждый знает, что твердым бывает…

Каждый знает, что квадратным бывает…

Каждый знает, что ароматным бывает…

Каждый знает, что синим бывает…

Каждый знает, что новым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что жарким бывает…

Каждый знает, что сладким бывает…

Каждый знает, что легким бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

8. «Закончи предложения»

Зима, весна, осень, лето — это ...(времена года)
Понедельник, вторник, среда — это ...(дни недели)
Январь, февраль, март — это…
Утро, день, вечер, ночь — это…
Врач, учитель, строитель — это…
Плавание, футбол, гимнастика — это…
Квадрат, круг, овал — это…
Окунь, ерш, карась — это…
Снегирь, синица, воробей — это…
Тополь, дуб, осина — это…
Татьяна, Мария, Анна — это…
Андрей, Иван, Михаил — это…
Россия, Франция, Германия — это…
Волга, Днепр, Енисей — это…

Ноябрьск, Екатеринбург, Самара – это…

А, У, О – это…

В, Р, С – это…

Плюс, минус, равно – это…

Золушка, Три поросенка, Кот в сапогах – это…

Пенал, тетрадь, ручка – это…

Клюшка, лыжи, обруч – это …

Пылесос, холодильник, микроволновая печь – это…

Молоток, кусачки, отвертка – это…

Кузнечик, бабочка, муравей – это…

Ромашка, колокольчик, василек – это…

Роза, астра, георгин – это…

Раздел: Суждения, классификация

(соотнесение понятий род - вид)

9. «Кого больше, чего больше»

Кого на свете больше: людей или детей? Все люди – дети? Все дети – люди?

Кого на свете больше: людей или женщин? Все люди - женщины? Все женщины – люди?

Кого на свете больше: животных или медведей? Все животные – медведи? Все ли медведи – животные?

Чего на свете больше: деревьев или лиственных деревьев? Все деревья – лиственные? Все лиственные – деревья?

Кого на свете больше: насекомых или бабочек? Все ли насекомые - бабочки? Все ли бабочки – насекомые?

Чего в лесу больше деревьев или сосен? Все ли деревья - сосны? Все ли сосны – деревья?

Чего в лесу больше: грибов или несъедобных грибов?

Чего больше: кукол или игрушек? Все ли игрушки куклы? Всели куклы – игрушки?

Чего больше: чашек или посуды? Вся ли посуда – чашки? Все ли чашки – посуда?

Что дольше длится: зимний день или зимняя ночь?

Что дольше длится: летняя ночь или летний день?

Что дольше длится: пятница или неделя?

Что дольше длится сутки или день?

Чего больше: времен года или весенних месяцев?

Чего больше весенних месяцев или весенних дней?

Что дольше длится: весна или март?

Раздел: Сравнение

10. «Что общее и чем отличаются друг от друга»

Город и деревня Квартира и комната

Весна и лето Школа и детский сад

Учитель и воспитатель Портфель и сумка

Молоток и отвертка Гвоздь и шуруп

Самолет и вертолет Собак и волк

Корова и коза Ель и береза

Нож и ножницы Корабль и подводная лодка

Ложка и вилка Чашка и стакан

Стол и стул Платье и сарафан

11. «Какими звуками отличаются слова»

Ветер – вечер Галка – палка

Рак – мак Пол – гол

Город – голод Стол – стул

Бочка – почка Козы – косы

Раздел: Систематизация.

12. «Что сначала, что потом»

Цель: Развивать умение обобщать; понимать последовательность, выявлять причинно-следственные связи; связную речь.

Есть много игр-карточек с такими заданиями. Но можно поиграть в такую игру и без карточек.
Вы начинайте фразу, а ребенок пусть продолжает:

Кем был головастик раньше и кем станет потом?

Кем был цыпленок раньше и кем станет потом?

Как появляется бабочка? Яичко – Гусеница – Куколка – Бабочка.

Как появляется лягушка? Икринка – Головастик – Лягушка.

Как появляется курица? Яйцо – Птенчик – Курица.

Младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

Как получается хлеб? Колос – Зерно – Мука – Тесто – Хлеб.

Сначала на дереве появляются: почки - листочки – цветы - плоды.

Дерево – древесина – бумага – книга.

Семечко – хлопок – вата – материал – одежда.
Снег зимой – вода весной.

Семечко – подсолнух.

Ягоды – варенье, компот.

Облака - туча – дождь

13. «Подумай и назови следующее слово»

Зима, весна, лето…

Январь, февраль, март…

Утро, день, вечер…

Понедельник, вторник, среда…

Десять, девять, восемь…

Один, два, три…

Круг, квадрат, треугольник…

Береза, тополь, дуб…

Белка, заяц, лиса…

Ясли, детский сад, школа…

Раздел: Суждения, умозаключения.

14. «Закончи предложение»

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

Лодка плывет, а машина…

Дрова пилят, а гвозди…

Птица летает, а змея…

Стакан из стекла, а ведро…

Платье из шелка, а кофта…

Мяч из резины, а обруч…

Свечка из воска, а снеговик…

Ваза из хрусталя, кувшин…

Перец горький, а суп…

Зимой холодно, а летом…

Дерево высокое, а куст…

Слон большой, а комар…

15. «Продолжи предложение».

Продолжите предложения, придумав подходящий по смыслу свой ответ.

Если на улице выпал снег, то…

Если на небе светит солнце, то…

Если птицы улетают на юг, то…

Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то…

Если на небе сверкает молния, то…

Если ты услышал веселую музыку, то…

Если зазвонил телефон, то…

Если у тебя сегодня день рожденья, то…

Если дома нарядили елку, то…

Если прошел дождь, то…

Если зимой будет сильный мороз, то…

Если взлететь высоко, как птица, то…

Если тротуар мокрый, то…

Если мама отпустит, то…

16. «Назови причину».

Дети поливают цветы на клумбе, потому что…

На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…

Зимой медведь спит, потому что…

Яблоки из зеленых становятся красными, потому что…

Игрушки надо убирать после игры, потому что…

Снег начал таять, потому что…

Зимой надо теплее одеваться, потому что…

На ночь надо выключать свет, потому что…

Дети учатся в школе, потому что…

Мама гладит ребенка по голове, потому что…

Дети лепят снеговиков, потому что...

Дети учат буквы, потому что…

Лед на речке растаял, потому что…

Деревья сильно закачались, потому что…

Маму вызвали в школу, потому что…

На проталинах появились первые цветы, потому что…

Очень хочется пить, потому что…

Маша взяла зонт, потому что…

Стало очень холодно, потому что…

Вова заболел, у него поднялась температура, потому что…

Мышка убежала в норку, потому что…
Сегодня в цирке отменили представление, потому что…

На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…

17. «Верю – не верю»

Кошка гуляет по крыше.

Олень сидит на дереве.

Домик рисует девочку.

Олень бродит по лесу.

Трава растет на лугу.

В кастрюле варится кружка.

На деревьях растут булки.

Земля имеет форму шара.

После ночи наступает вечер.

Весной распускаются почки на деревьях.

Летом всегда идет снег.

Мороженое всегда едят вареным.

Спелый арбуз должен быть сладким.

В кино все идут, чтобы спать.

Самый главный цвет в радуге – черный.

Самый маленький палец на руке называется мизинцем.

Все ученики в школе получают только пятерки.

Когда идет дождь надо брать с собой зонт.

Если ничего не делать, то все будешь знать.

Пчелы живут в ульях.

Воздушные шары – маленькие и квадратные.

Зимой медведь спит в берлоге.

После понедельника наступает четверг.

Дятел любит плавать на воде.

После зимы наступает лето.

Летом коровы пасутся на лугу.

Из головастика появляется лягушка.

18. «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: Развивать критичность мышления, наблюдательность; соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом.

- Уборщица шьет головные уборы.

- Плотник печет торты.

- Машинист чинит машины.

- Водитель водит хороводы.

- Секретарь хранит секреты.

- Пожарный обжаривает продукты.

- Часовой чинит часы.

- Строитель учит ходить строем.

- Садовник заведует детским садом.

- Портной работает в порту.

- Механик шьет изделия из меха.

- Тепличница следит за теплом в домах.

- Парикмахер – тот, кто делает парики.

- Курьер – тот, кто ухаживает за курами.

- Оператор – тот, кто делает операции.

- Журналист продает журналы.

- Переводчик переводит людей через улицы.

19. «Закончи предложение»

Если сосна выше ели, то ель…

Если папа старше мамы, то…

Если чемодан тяжелее сумки, то…

Если мотоцикл едет быстрее велосипеда, то…

Если сапоги грязнее туфель, то…

Если река шире ручейка, то…

Если кофта дороже туфель, то…

Если лента короче веревки, то…

Если валенки теплее сапог, то…

Если тетрадь тоньше книги, то…

Если мальчик тяжелее девочки, то…

20. «Веселые «Данетки»

Ребята, я сегодня вам

Вопросы хитрые задам.

Коль отрицательный ответ,

Прошу ответить словом "нет",

А утвердительный - тогда

Скажите громко слово "да".

Не сомневаюсь я, ребята,

У каждого ума палата,

Но у меня для вас совет:

Ответы "ДА", ответы "НЕТ"

Давать мгновенно не спешите,

Подумав крепко, говорите.

* * *

1.

Откройте мне один секрет:

Живут жирафы в тундре? ...

2.

Увидишь в ясный день крота,

Парящим в небе, правда? ...

3.

Строитель строит города.

А осы строят соты? ...

4.

Оранжевый и красный цвет

Горячими считают? ...

5.

Машинам дан зелёный свет,

Идти по зебре можно? ...

6.

В окошке утром - солнца свет,

Ночь наступает, верно? ...

7.

В реке теплющая вода.

И в проруби такая? ...

8.

А будет нам видна звезда,

Коль ночью небо в тучах? ...

9.

Лес - обитания среда

Для белок, зайцев, дятлов? ...

10.

Ведь без кленового листа

Флаг Украины, точно? ...

11.

Читатель, прочитав, всегда

Съедает книжку, правда? ...

12.

Морковь с капустой в турникет,

Входя в метро, опустим? ...

13.

Монах себе даёт обет.

Его кладёт он ложкой? ...

14.

Худой мальчишка, как скелет,

Легко поднимет штангу? ...

15.

На небе много есть планет,

Луна - планета! Так ведь? ...

16.

Из рубероида рулет

Подходит на десерт нам? ...

17.

Пасутся в Арктике стада

Коров и коз рогатых? ...

18.

С аэродрома поезда

По полосе взлетают? ...

19.

У пешеходов есть мечта -

Споткнувшись, рухнуть в яму? ...

20.

Когда приходят холода,

На юг летят все лоси? ...

21.

Печём ватрушки изо льда

В горячей печке, правда? ...

22

Ответишь ты мне без труда:

Зимой цветёт черешня? ...

23.

По морю плавают суда.

Нефть перевозит танкер? ...

24

По снегу две полоски - след.

Медведь прошёл по снегу? ...

25.

Замёрзшая вода тверда.

Вода стать может газом? ...

26.

В игру с названьем чехарда

Играют клюшкой с шайбой? ...

27.

Бежит дистанцию атлет

  1. От финиша до старта? ...
  2. 28.
  3. За вторником идёт среда,
  4. За четвергом - суббота? ...
  5. 29.
  6. Хамелеон меняет цвет.

А осьминог меняет? ...

30.

Мы ставим чашечки в буфет.

Диван туда поставим? ...

31.

Друзьям ты говоришь: "Привет!"

И завучу так скажешь? ...

32.

Растает снег - в ручьях вода.

Весной бывает это? ...

33.

Садится слон на провода,

Чтоб пообедать, правда? ...

34.

На карте мира - города,

Материки и страны? ...

35.

Увидев рыбака, - "Привет!" -

Кричит плотва из речки? ...

36.

Что есть лягушка на обед -

Слона с горошком, правда? ...

37.

У жабы, точно, нет хвоста.

А у коровы есть он? ...

38.

В тени - "плюс тридцать", и тогда

Мы шубы надёваем? ...

39.

Мамуля купит мне конфет

За то, что я ленился? ...

40.

В троллейбусе, купив билет,

На крыше нужно ехать? ...

* * *

Вопросы кончились, друзья!

И всех хвалю, ребята, я.

Зачёту подошёл конец.

Кто не ошибся - молодец!

А кто ошибся хоть чуток,

Не молодец, а молоток!

21. Веселые «Данетки»

Закончи предложение, но помни, что не всегда ответ в рифму бывает правильным!

Веселые данетки - без фантиков "конфетки" -

Только "да" и только "нет" - дайте правильный ответ!

— Если ты бежишь в буфет,

Значит, ты голодный? ... (да)

— В небе месяц и звезда —

Значит, это полдень? ... (нет)

— На лётном поле поезда

Готовы к старту в небо? ... (нет)

— Кто много кушает конфет,

Тот сладкоежка, верно? ... (да)

— Кастрюля и сковорода

Нужны для ловли рыбы? ... (нет)

— Сохранить большой секрет

Очень трудно, правда? ... (да)

— Если любишь ты балет,

То пойдешь в театр? ... (да)

— Растут усы и борода

У тех, кто ходит в садик? ... (нет)

— Если ленишься всегда,

В дневнике пятерки? ... (нет)

— Ты с аппетитом съел обед,

Сказать спасибо нужно? ... (да)

— Если врешь везде, всегда,

Значит, ты правдивый? ... (нет)

— В колодце чистая вода,

Чтоб плавать и нырять там? ... (нет)

23. Загадки от Бабы Яги

1.

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

Василиса Премудрая Баба Яга

2.

В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут ее...

Снегурка Кикимора

3.

Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его...

Незнайка Леший

4.

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка...

Мороз Водяной

5.

Он живет глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

24. Занимательные задачки.

1. Сколько ушей у трёх мышей?

2. Сколько лап у двух медвежат?

3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
6. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)

7. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(отдать одно яблоко вместе с корзиной).

8. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)


9. У мамы есть братья Николай и Виктор, сестра Маргарита, сын Олег и дочь Мария. Сколько всего детей у мамы?

10. Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?

11. Меня зовут Сергей. У моей сестры есть единственный брат. Как зовут брата моей сестры?

12. Три музыканта играли вместе разные музыкальные произведения 3 часа. Сколько времени играл каждый музыкант?

13. Термометр за окном показывает 5 градусов тепла. Сколько градусов показывает еще один термометр, висящий рядом?

14. Игорь ниже Саши, но выше Гены. Кто выше: Саша или Гена?

15. На ветке сидели 3 воробья и 2 голубя. Один голубь и один воробей улетели. Сколько всего воробьев осталось на ветке?

16. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!»
Как она догадалась? Что увидела девочка на улице?

17. Как ты думаешь, какая птица быстрее летает: страус или журавль?

18. Чтобы поджарить яичницу из 2 яиц нужно 3 минуты. А сколько нужно минут, чтобы поджарить яичницу из 1 яйца?

19. Сможешь ли ты сказать, чем питаются пингвины в Африке?

20. На большом диване в ряд
Вещи Танины лежат:
Два чулка, кукла Марина
И веселый Буратино.
Помогите Танюшке
Сосчитать ее игрушки.

21. Скажи, что тяжелее: килограмм клубники или килограмм груш?

22. В солнечную погоду дорога от дома до детского сада занимает 10 минут. Скажи, сколько времени занимает обратная дорога от детского сада до дома, если солнце закрыто облаками?

23. В каком слове семь букв «Я»?

24. Подумай и скажи, какие грибы не едят зайцы?

25. Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего, открой?

26. Подумай и скажи, из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)

27. Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…

28. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

29. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

30. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?

31. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?

32. На одном дереве сидело 10 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?

33. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (подсказка: дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына)

34. Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?

35. Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?

36. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?

37. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?

38. Подумай и скажи — что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?

39. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?

40. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?

41. Подумай и скажи — кто громче рычит: тигр или буйвол?

42. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
— А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?

43. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 — остальные идут обратно)

44. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)

45. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?

46. Прочитай слова и скажи, какое слово лишнее в каждом ряду?
— диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
— гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
— боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.

47. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?

48. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки — островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?

49. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?

50. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель?

51. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

52. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

53. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

25. «Главное значение»

Какие из названных предметов имеют прямое, а не переносное значение.

Горький… лук, лекарство, шоколад, правда, слова.

Светлый… день, ум, голова, человек, комната.

Теплый… воздух, вода, день, взгляд, разговор, человек.

Темный… мысли, волосы, силы, дела, пещера.

Золотые… руки, браслеты, волосы, сердце, слова.

Холодный… руки, приветствие, взгляд, прощание, чай.

Легкий… походка, задачка, ветерок, волненье, одеяло.

Тяжелый… характер, груз, чемодан, взгляд, болезнь, путь.

Длинный… язык, коса, речь, веревка, дорога, разговоры, остановка.

Горячий… напиток, батарея, сердце, песок, день, конь.

26. «Давай поиграем»

С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:
• на предположение, угадывание, додумывание;
• на выяснение причины или смысла происходящих событий;
• на принятие решения и планирование своих действий.

Например.

Вопросы первого типа:

- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны печки и плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
- … зачем нам нужен телефон?

- … чего боится дерево?

Вопросы второго типа:

- Почему масло тает на раскаленной сковороде?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?

Вопросы третьего типа:

- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать, сколько времени?

27. «Противоположности»

Крутой подъем – пологий спуск

Долгожданное богатство – неожиданная бедность

Слабый мороз – сильная жара

Грустная старость – радостное детство

Тихий плач – громкий смех

Узкий выезд – широкий въезд

Радостная встреча – грустное расставание

Вспомнить радость – забыть печаль

Светлый верх - темный низ

Мелкий недостаток – большое достоинство

Отдать много – получить мало

Темное прошлое – светлое будущее

Грустный конец – радостное начало

Счастливый конец – грустное начало

Внезапная ссора – долгожданное примирение

Богатый урожай – бедный урожай

Большой плюс – маленький минус

Частые пропуски – редкие пропуски

Добрый волшебник – злой чародей

Горячее сердце – холодное сердце

Легкая задача – трудная задача

Жаркое лето – холодная зима

28. «Самые, самые»

Самый знаменитый долгожитель – Кощей Бессмертный

Самый добрый врач – доктор Айболит

Самая печальная царевна – Несмеяна

Самый высокий мужчина – дядя Степа

Самый маленький мальчик – мальчик с пальчик

Самый некрасивый птенец – гадкий утенок

Самый большой сладкоежка – Карлсон

Самый длинноносый человечек – Буратино

Самый длиннобородый человек – Карабас Барабас

Самая злая старуха – Баба Яга

Самая холодная королева – Снежная королева

Самая маленькая девочка - Дюймовочка

29. «Парное слово - картинка».

Цель: Развивать умение обобщать связную речь; самоконтроль; внимание.

Море – корабль, небо …- самолет

Поезд – машинист, автобус…- водитель

Самолет – аэропорт, корабль…- порт

Автомобиль – дорога, поезд… - рельсы

Лекарство – аптека, продукты…- магазин

Театр – спектакль, музей…- экскурсии

Самолет – летчик, ракета… - космонавт

Больница – врач, магазин…- продавец

Школа – учитель, детский сад… - воспитатель

Моряк – корабль, летчик… - самолет

Охотник – ружье, рыбак… - удочка

Щука – река, кит… - море

Собака – будка, лошадь… - стойло

Медведь – берлога, волк… - логово

Овощи – суп, фрукты… - компот

Суп – ложка, макароны… - вилка

Компот – сахар, суп… - соль

Ваза – стекло, кастрюля… - металл

Обедать – стол, спать… - кровать

Лиса – хитрая, заяц…- трусливый

Тапочки – дома, туфли… - улица

Сандалии – лето, валенки…- зима

Обувь – сапожник, одежда … - портной, швея

Человек – ребенок, птица…- птенец, лягушка…- головастик

Кофта – шерсть, шуба…- мех

Человек – нос, птица…- клюв

Звери - шерсть, птица… - перья, человек…- кожа

Береза – подберезовик, осина…- подосиновик, мох… - моховик.

30. «Игра - ассоциации»

Цель: развитие логики, фантазии, быстроты реакции.

Играть можно вдвоем, втроем и больше.

Первый ребенок говорит, например — «Я — гроза»,

второй — «А я — туча», третий - «А я — дождь», четвертый — «А я — зонтик» и т.д.

31. «Небылицы»

Цель: Развивать критичность мышления; умения соотносить усвоенные

знания с воспринимаемым материалом; связную речь, внимание.

Сел воробышек на дом, -

Провалилась крыша.

Под березкою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

- Бывает ли так на самом деле?

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

32. «Лучший знаток природы»

У какого дерева белый ствол?

У какого цветка на стебле острые шипы?

На каком дереве растут желуди?

У каких овощных растений стебли стелются по земле?

Какое время года благоприятно для роста растений? Почему?

Какие грибы растут на пеньках?

Как еще можно назвать белый гриб?

Какое название грибов похоже на ласковое название животных?

Какая ягода после мороза становится сладкой?

33. «Памятные узелки» 

Бумажный … змей, пакет

Золотой … ключик,

Зоркий … человек, глаз

Надёжный … друг

Негасимый … огонь

Недовольный … человек

Счастливый … день

Торопливый … ребенок

Трудовой … подвиг

Хитрый … лис

Белая … стена

Берёзовая … роща

Болтливая … девчонка

Дикая … собака

Дорогая … вещь

Крылатая … фраза, птица

Некрасивая … кукла

Скрипучая … дверь

Чужая … вещь

Журчащий … ручей

Волшебные … слова

Еловые … шишки

Знакомые … люди

Мелкие … предметы

Мыльные … пузыри

Неуступчивые … ребята

Пропавшие … деньги

Самоходные … сапоги

 

34. Левая и правая рука

(Рассказ с вопросами) 

После мультфильма “Левша” мы с Леной отправились гулять. Лена взяла меня за руку и спросила:

– Папа, а какая рука у меня правая?

– Правой рукой ты держишь ложку, когда ешь. Ясно?

– Ясно, мы с тобой идём и держимся за правые руки.

– Нет, твоя правая рука держит мою левую. Лена обежала меня и пошла с другой стороны:

– А теперь мы держимся за правые руки?

1. А ты как думаешь?

– Нет, моя правая рука держит твою левую. Непонятно? Давай поступим так: у меня есть две конфеты, мы возьмём их в правые руки...

– Знаю, знаю, – перебила меня Лена. – Мы встанем спиной друг к другу и возьмёмся за руки. И конфетки встретятся!

2. Права ли Лена?

– Проверим, – согласился я.

Мы встали, как хотела Лена, но конфеты не встретились. Лена очень удивилась.

Тем временем мы подошли к газетному киоску, и я сказал:

– Ты пока думай, а я посмотрю: нет ли новых журналов.

3. Подумай и ты: как нам с Леной взяться правыми  и левыми руками?

Когда мы пошли дальше, Лена с хитрецой взглянула на меня:

– Папа, я догадалась, но хочу, чтобы ты сказал.

4. Как ты думаешь: догадалось ли Лена?

– Ладно, слушай, – улыбнулся я. – Чтобы взять правой рукой правую руку, а левой рукой – левую, можно встать “паровозиком”. Становись впереди. Сейчас наши конфеты встретятся. Мы взялись за руки.

– Чух, чух, чух! – поехал “паровозик”. Но конфеты не встретились.

– Где же твоя конфета? – удивился я. А Лена почему-то покраснела.

5. Где конфеты Лена?

– Ладно, Лена. Съешь и мою конфету! – засмеялся я.

А потом я посадил Лену на плечи, и мы пошли домой.

– Папа, а мы опять держимся правыми и левыми руками, – сказала Лена.

6. Так ли это?|

А дома Лена спрыгнула с моих плеч и лукаво посмотрела на меня:

– А я знаю, как нам по-другому ухватиться правыми и левыми руками.

Думал я, думал, но так и не догадался.

7. А ты?

 Ответы:

1. Нет. 2. Нет. 3. Встать “паровозиком”. 4. Нет, Лена хитрит. 5. Лена её съела. 6. Да. 7. Надо встать лицом к лицу и протянуть друг другу руки: крест-накрест.

35. Найди рифму

1. Как у нашего Мирона

На носу сидит... ворона

2. А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря... кит

3. Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор

От врагов своих спасался,

Залезая на... забор

4. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в... окно

5. В сыром тропическом лесу

Ловил ужей и жаб

На длинном Ванином носу

Крылатый...

 

6. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это... брюки

7. Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит...

8. И наутро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло –

Он сказал, что это...

9. На брата сердится сестра:

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: – Ты где, ... Малина

10. Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа –

Ноги клал на... табурет

11. Иван Топорышкин пошёл на охоту,

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на...

12. Снова леший козни строит,

Но теперь он - гуманоид.

Пересел в тарелку джинн –

Устарел его...

13. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный...

14. Проснулась старушка и стала искать

Домашние туфли, свечу и...

15. В темноте увидел Петя:

Сверху смотрит великан.

Оказалось на рассвете –

Это старый...

16. То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака...

17. Всем-всем-всем!

На нас идёт

Чудо-Юдо Рыба-...

18. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как...

                                         

                                        Конструктивные игры для детей 3-4 го года жизни.

 «Геометрические фигуры»

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.

Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас­красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Найди и назови фигуру»

 Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

 «Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

 «Куриное семейство»

Цель игры: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.

Материал: сюжетная картинка с изображением куринного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.

Ход игры, Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки.

В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру       выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать  круги на бумаге.

 «Паруса»

Цель игры: познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.

Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.

Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.

В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру       вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.

 "Выкладывание картинок"

Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.

Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры.

Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.

 «Конструирование по схеме»

 Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры. Детям дают карточку с контурными  схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

 "Конструируем из палочек"

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

 «Найди фигуру»

Цель игры: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.

Материал: набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, за­тем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.

«Найди пару»

Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих

Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту,  (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

 «Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

"Накладываем детали"

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

Конструктивные игры для детей 4-5го года жизни.

 « Выкладывание фигур»

Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке­ты? Сколько здесь одинаковых фигур?"

 «Найди лишнее»

Цель игры: развивать логическое мышление дошкольников.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

 «На что похоже?»

Цель игры: развивать наглядно- образное мышление детей.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур.

Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

 «Конструируем из палочек»

Цель игры: развитие логического умения детей.

Материал: палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок.

Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

 «Сопоставь»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.

Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет.     Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

 «Вспомни, на что похоже»

Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.  

 «Посчитай и сконструируй»

Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов ­ человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

 «Обустрой комнату»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры

Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла­дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.

 «Соотношение геометрических тел и фигур»

Цель игры: учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор.

Ход игры. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой.

Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали.

 «Накладываем детали»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки схемы, строительные детали.

Ход игры. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные де­тали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель

задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребе­нок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.

Конструктивные игры для детей 5- 7го года жизни.

«Построй по модели»

Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.

Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

 «Создай схему»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

 «Моделирование по схеме»

Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.

Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание -  отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.

 «Ошибки в узоре»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»

 «Составь из палочек»

Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Материал: счетные палочки.

Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

  1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».
  2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек».

    3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

 «Найди ошибку»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении.

 «Что изменилось»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: строительные детали.

 Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

 «Меняясь местами»

Цель игры: развитие памяти и логического мышления детей.

Материал: листы бумаги, строительные детали, фломастеры.

Ход игры. Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.  

 «Роботы»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: карты с изображением роботов.

Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы.

  1. «Сколько роботов изображено''.
  2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей».

3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других».

4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»

«Разрежь и сложи»

Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.

Материал: плотная бумага, ножницы.

Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерностъ: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.

 «Моделирование»

Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.

Ход игры. Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.

 Игры на развитие логического мышления для детей старшего  дошкольного возраста.

 Лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам.

ГРИБЫ - ЯГОДЫ

Словесная игра «Назови и объясни».

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок)

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

Вопросы. Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки»:

Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).

Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек - маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

ОВОЩИ - ФРУКТЫ

Логические задачи. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:

груша или персик? (Груша) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты) На столе - четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре) В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке).

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты». У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?». У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.).

Небылицы. Дети находят несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Селдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

 Стал уже осыпаться спаржовник

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

У меня на грядке

Крокодил растет!!!

А в Москве-реке

Огурец живет!

Я боюсь, ребятки,

Что за этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

Осенью на грядке

Крокодил поспел!

Огурец в Москве-реке

Всех лягушек съел!

А в Москве-реке

Клюнет на крючок...

(Как вам это нравится?)

Страшный кабачок!

Ох! Когда ж на грядке

Будет все в порядке?!

ДЕРЕВЬЯ

Логические задачи. 

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.) 

На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут?) 

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного - елочки, у другого - березки). Игровое поле - доска 16х16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

Словесная игра «Чересчур». Дети должны ответить на вопросы воспитателя.

Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот..) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть)                         

Хорошо, когда в лесу много сугробов, Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает - будет много воды. Деревъя смогут впитывать влагу и быстро расти)

А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть)

А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть)

Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром).

Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-государство. 

Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран - ревет, завывает. А деревья по краю леса сгибаются до земли стволами. Веточками цепляются друг за друга - непроходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает - устает. Никак ему пальчиками-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.                          

Логические задачи. 

Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели) 

Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся) 

От чего плавают утки? (От берега) 

На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать) 

По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) 

Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять)

Небылицы.

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

МЕБЕЛЬ

Логические задачи. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.) 

Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

Небылицы.

ПУТАНИЦА

Это стул - на нем лежат.

Это стол - на нем сидят.

Вот кровать - на ней едят.

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят,

А на диване продукты лежат.

Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Если стол выше стула, значит, стул... (ниже стола). Если диван шире кресла, значит, кресло... Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол... Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер... Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор... Если диван мягче кресла, значит, кресло... Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать... Если холодильник выше плиты, значит, плита...

Игра «Переставим мебель». Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая -свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.

ПОСУДА, ПИЩА

Хитрые вопросы. Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп) 

По чему повар ходит в белом халате? (По полу)

 Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка) 

Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды) 

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Словесная игра «Родственники». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок - родственник Песка, потому что.... Река - родственница Песка, потому что... Ветер - родственник Песка, потому что.... Стекло - родственник Песка, потому что.... Дорога -родственница Песка, потому что.... Небылицы.

ПОВАР-НЕУМЕХА 

Повар сварил из картошки компот, От него у детей разболелся живот. Повар сварил очень сладкие щи, В щах апельсины и сливы ищи. На блюдо сложил мясные конфеты, Детей угостил шоколадной котлетой.

ОДЕЖДА - ОБУВЬ

Логические задачи. Однажды Степан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, пришей пока пуговицы к этой куртке». Сколько пуговиц сможет пришить бабушка? (Ни одной) Мальчик вышел гулять в разных ботинках: один - черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые?». Помогите мальчику.

КАКАЯ ОДЕЖДА?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка... свитер...

Впрочем, я...

Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь)

ПОЧТА

Словесная игра «Цепочка ассоциаций». 

Первый игрок говорит любое слово, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»;

третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и говорит это слово и т.д.

Игра-беседа «Чудо».

Мне во сне приснилось чудо:

На почте я купил верблюда.

А газеты поутру

Принесла мне кенгуру

И письмо в коробке,

Верьте - не верьте,

Ну, а фрукты принесли

В голубом конверте!

Вопросы. Может ли такое произойти на самом деле? Что продают на почте?

Кто приносит газеты? Может ли письмо быть в коробке? Что можно отправить в коробке?

     Дидактическая игра «Посылки»,

Воспитатель показывает коробку, в которую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается одному из играющих: «Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда воспитатель достает из коробки игрушка (или картинку).                   |

Далее воспитатель, меняя «картинки» в коробке, обращается поочередно к другим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу ответа. Он и становится ведущим. Чем неожиданнее ответы, тем веселее получается игра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»

Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...

Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".

Примерные задания для успешного развития логического мышления  старших дошкольников....

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша

Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша...

Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.Учитель – логопед Мятлева О.А.     Мы живем в ХХI веке, веке информационных технологий, когда...