ПЛАН психолого-педагогического сопровождения детей 4-5 лет
рабочие листы (средняя группа)

Рачкова Екатерина Александровна

ПЛАН

психолого-педагогического сопровождения детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области

ПЛАН

психолого-педагогического сопровождения детей 4-5 лет

Воспитатель: Рачкова Е.А.

Описание возрастных и психологических особенностей

детей 4-5 лет

ПОКАЗАТЕЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ведущая потребность

Потребность в общении; познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Поведение

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация, стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты.

Деятельность

Развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов; повышается качество самообслуживания, что позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе

Отношения со взрослыми

Внеситуативно - деловое: взрослый — источник информации, сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному

общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания

взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Сношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».

Эмоции

Более ровные старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

Способ познания

Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов, интерес к музыке

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия

Мышление

Наглядно-образное

Речь

Процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук». В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Речь становится более связной и последовательной, учатся согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда; появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова

участия, сочувствия, сострадания. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.

Воображение

Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Цель психологического сопровождения детей 4-5 лет – сохранение и поддержка психологического здоровья детей, эмоционально-личностное развитие, формирование познавательной активности.

Задачи:

- формирование межличностного доверия;

- развитие игровой деятельности;

-овладение способами установления отношений с другими детьми;

- формирование позитивного отношения к сверстникам;

- развитие способности концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем

мире, на своем месте во взаимоотношениях с другими;

-расширение представлений детей о себе; повышение их уровня самопринятия;

- развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние (вербально и

невербально);

- формирование способности эмоциональной децентрации и произвольной

регуляции поведения;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

-выработка уверенности в своих силах, повышение активности, самоценности ребенка;

- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Работа психолога по эмоционально-личностному развитию детей средней группы построена по книге О.В. Хухлаевой, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я» и программе Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и дополнена дидактическими играми и упражнениями на развитие познавательных процессов из книг Земцовой О.Н. «Задачки для ума. Развиваем мышление.»– М.:Махаон,2007; Тихомировой Л.Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребѐнка. Дошкольники.» – М.: Рольф, 2000.

Занятия в средней группе проходят во второй половине дня (один раз в неделю), с подгруппой детей 6-8человек, длительность занятия –18 мин. Всего за год- 28 занятия.

Все занятия построены в игровой форме и включают в себя элементы игротерапии  (подвижные, коммуникативные, дидактические игры), сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии, тренинга, психогимнастики, физминутки, кинезиологической гимнастики, самомассажа, релаксации, логоритмики.

Структура и форма занятий

1 часть – Организационная. Настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие мышечных и речевых зажимов. Используются: игровые упражнения-приветствия, игровые упражнения-разминки, упражнения минутки –настрои, кинезиологические упражнения.

2 часть–Основная. Дать выход внутреннему напряжению, отреагирование внутренних проблем, актуализация потребностей детей, стимулирование двигательной активности, развитие познавательной активности, воображения, развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия, овладение экспрессивным языком тела. Используются: сказкотерапия, психодрама

- разыгрывание сценок, ситуаций, мысленных картинок, этюдов, подвижные,дидактические, коммуникативные игры, психогимнастика, которые чередуются с динамическими паузами, физкультминутками, логоритмическими упражнения.

3часть–Восстанавливающая. Развитие умения расслабляться, формированиенавыков саморегуляции, умения восстанавливать силы, восполнять запас энергии.

Используются: музыкотерапия, арт-терапия, релаксация, точечный самомассаж с дыхательной гимнастикой, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз.

4 часть–Заключительная. Рефлексия. Символическое окончание занятия. Выражение детьми своего отношения к занятию, подведение итогов, закрепление нового опыта, настрой на обычные дела.

5 часть – Ритуал «Прощание».

Календарно-тематическое планирование занятий по эмоциональноличностному развитию детей средней группы

Месяц

/

заняти

я

Тема

Базовый компонент

Национально

региональный

компонент

Компонент ДОУ

Содержание

1

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема: Кто Я?

Я расту,

изменяюсь.

Способствовать

становлению детской

идентичности, образа

«Я», развивать

познавательную

активность,

любознательность.

Совершенствовать

диалогическую речь:

учить участвовать в

беседе, понятно для

слушателей отвечать на

вопросы и задавать их.

Закреплять

представления о

летних играх и

забавах детей в

д\с.

Игра с верѐвочкой

Рассматривания

слайд-шоу с

летними фото

детей:

-снятие напряжения, скованности,

создание благоприятного психологического климата ;

на установление

контакта между

детьми и

психологом

-развитие

восприятия,

внимания,

мышления

Приветствие «Вот как

дружно мы живем!»

Разминка «Передай

соседу справа»

«Самое интересное

летом»

«Я – маленький ,Я большой,»

«Я расту»

Дид.игра «Разложи по

порядку»

«Интервью»

«Ручеек радости»

2.

Я расту,

изменяюсь!

Формирование

позитивного отношения

ребенка к своему «Я»;

Развитие уверенности в

себе, оптимистического

отношения к жизни.

Углублять представления ребенка о себе в

прошлом, настоящем и

будущем.

Развивать

познавательную

активность, любознательность.

Создание у детей

чувства радости

от встречи в

родном д/с после

летнего отдыха

Развитие

представлений о

себе через

специально

организованные

игры.

-развитие

восприятия,

внимания,

мышления

Приветствие «Вот как

дружно мы живем!»

Разминка «Передай

соседу справа»

«Мысленная

картинка «Росток»»:

под музыку

«Умел-умею-буду

уметь»

«Линия времени»

Дид.игра «Разложи по

порядку»

«Театр»:

любознательность. инсценировка

стихотворения

Э.Мошковской

«Ручеек радости»

3.

Я- мальчик,

девочка!

Способствовать

осознанию ребенком

собственной самоценности, формирование

гендерной принадлежност; развивать умение

различать

индивидуальные

особенности (пол,

внешность, лицо,

походка),

Развивать

познавательную

активность,

любознательность.

Закрепление

представлений об особенностях

поведения

мальчиков и

девочек.

-отреагирование

положительных

эмоциональных

проявлений хорошего

настроения через

восприятие музыки,

через игры;

Развитие

познавательных

процессов .

Приветствие «Вот как

дружно мы живем!»

Разминка «Передай

соседу справа»

«Мысленная

картинка»:

«Девочки и мальчики

умеют»

Дид.игра «Разложи по

группам»

«Я люблю»

«Я- мама»

«Театр»

:инсценировка

стихотворения

И.Мазина

«Ручеек радости»

4.

Какие

девочки –

какие

мальчики?

Способствовать

становлению детской

идентичности, образа «Я»,

формирование

гендерной

принадлежности;

формирование

первичных

представлений о труде взрослых, его роли в жизни каждого

человека.

Развивать

познавательную

активность,

любознательность.

Воспитание в детях любви и

уважения к

папе, к маме, к

бабушке, к

дедушке

Развивать

чувствительность,

межличностное

доверие, умение

чувствовать

другого;

способность

устанавливать

логические и

причинно- следственные связи,

строить

умозаключения.

Развитие

познавательных

процессов .  

«Приветствие «Вот

как дружно мы

живем!»

Разминка «Передай

соседу справа»

Мысленная

картинка»:

«Какие девочки – какие мальчики»

«Что любят мальчики,

что любят девочки»

Дид.игра «Разложи по

группам»

«Кто кого обидел»

«Мама делает, папа

делает»

«Театр» :

инсценировка

стихотворения

Г.Кружкова

«Ручеек радости»

5. 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Давайте

дружить!

Способствовать

нравственному

развитию детей путем

формирования у них

представлений о дружбе

и взаимопомощи;

развивать навыки

социального поведения.

Учить детей

Доброжелательно общаться со

сверстниками, подсказывать, как можно

порадовать друга,

поздравить его, как

спокойно высказать свое

недовольство его

поступком, как

извиниться

Слушание песенок о

дружбе,

рассматривание

рисунков детей,

картинок из книг

про дружбу,

коммуникативные

игры на развитие

эмпатии, умения

сопереживать

другим формирование

позитивного

отношения к

сверстникам

«Приветствие «Со

мной рядом друзья»

Разминка «Найди

себе пару»

«Мысленная

картинка»

«Помоги другу, или

самая дружная пара»

«Пересядьте все, кто»

Дид.игра «Подбери

парные картинки»

«Паровозик»

«Кого укусил

комарик»

«Всем,всем до

свидания!»

6.

Тема: «Я

учусь

управлять

собой».

Привлечь внимание

детей к эмоциональному миру человека.

Обучение выражению и

распознаванию эмоций.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Развивать интерес к

самопознанию;

способность

концентрировать свое сознание на себе, своем

внутреннем мире, на своем месте во

взаимоотношениях

с другими.

Развитие

познавательных

процессов.

Приветствие «Со

мной рядом друзья»

Разминка

Коммуникативная игра «Тень»

«Мысленная

картинка»

«Собака хочет ласки»

«Непослушные

ножки, ручки!»

«Стоп, кулак!»

«Танцы для пальцев»

Дид.игра «Да и нет -

не говори!

«Театр» :

инсценировка

стихотворения

С.Я.Маршака

«Ручеек радости»

7.

Я учусь не

драться.

Создавать нравственные

основы личности

ребенка. Формирование

навыков адекватного

эмоционального

реагирования на

совершенное действие

или поступок.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Формирование

способности

регулировать

процессы

возбуждения и

торможения,

развитие умения

быстро

переключаться с

активной

деятельности на

пассивную и

наоборот

Развитие

познавательных

процессов .

Приветствие «Со

мной рядом друзья»

Разминка коммуникативная

игра «Тень»

«Мысленная

картинка» на тему

волшебства

«Оживи картинку»

«Не-хозяин чувств»

«Стоп, кулак-а как?»

Дид.игра «Кто

наблюдательней?»

«Сказочная страна»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

Л. Барбаса «Вова растеряшка»

«Ручеек радости»

8.

Я учусь не

обзывать

других.

Воспитывать у детей

нравственные качества и

чувства. Расширять и

углублять представление детей о доброжелательном отношении к

окружающим их людям.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Преодоление

агрессивности,

конфликтности

-развивать чувство

ответственности за

другого человека

-развивать

вербальную и

невербальную

коммуникацию

-овладение

способами

установления

отношений с

другими детьми

Приветствие «Со

мной рядом друзья»

Разминка- игра «Эхо»

«Мысленная

картинка» на тему

волшебства

«Кто больше знает

обзывалок»

«Обзывалки-стоп!»

Дид.игра «Угадай по

описанию»

«Оживи картинку»

«Акулы-рыбки»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

В.Семерина

«Страшный зверь»

«Ручеек радости»

9.

Я учусь не

обижаться.

Развитие уверенности в

себе, оптимистического

отношения к жизни,

развитие общения и

взаимодействия ребенка

со взрослыми и

сверстниками.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Повышать уровень

самопринятия

-развитие навыков

-развитие умения

выходить из

конфликтных

ситуаций

-развивать

вербальную и

невербальную

коммуникацию

Приветствие «Со

мной рядом друзья»

Разминка- коммуни- кативная игра

«Зеркало»

«Мысленная

картинка» на тему

«Обида»

«Хозяин своих

чувств»

«Какими чувствами

нужно уметь

управлять?»

«Обида-стоп1»

Дид.игра «Запомни и

повтори»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

Э.Мошковской

«Лежебока»

«Ручеек радости»

10. 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Можно ли

обидеться на

маму?

Воспитывать

организованность,

дисциплинированность,

уважение к старшим;

помогать детям понять

скрытые мотивы

поведения

героев сказок;

развивать волевые

качества: умение

ограничивать свои

желания, выполнять

установленн

-Формирование

чувствительности к

невербальным

средствам общения

-развивать

экспрессивные

способности;

побуждать детей в

своих поступках

следовать

положительному

примеру.

-развитие речи,

мышления.

Приветствие «Утром

в садике родном»

Разминка игра

«Волшебный стул»

«Мысленная

картинка» на тему

«Обида»;

«Хозяин своих

чувств»;

Дид.игра «Скажи

наоборот»

«Обида-стоп1»

Работа со сказкой:

О.Хухлаева «Как

зайчик обидел свою

маму.»; «Театр»

инсценировка

стихотворения

Л.Квитко «Вася

хозяйничает»

«Ручеек радости»

11.

Ты обиду не

держи,

поскорее

расскажи.

Формировать у детей

опыт проживания

различных чувств.

Способствовать

адекватному

проявлению отрицательных эмоций.

Формировать

умение слушать

собеседника, не

перебивать без

надобности.

Побуждать рассказывать

о своем восприятии

конкретного поступка

литературного

персонажа;

Удовлетворение

потребности детей в

самовыражении.

Расширять

представления детей об окружающем мире.

Обучение приѐму

визуализации,

Сказкотерапия,

Игротерапия.

Релаксация.

-учить детей

устанавливать

«обратную связь»

при взаимодействии

друг с другом, а

также с другими

людьми;

-в играх и

упражнениях

формировать

способность

эмоциональной

децентрации и

произвольной

регуляции

поведения

Приветствие «Утром

в садике родном»

Разминка «Мы два

друга – Любим друг

друга!

«Мысленная

картинка» на тему

«Мальчик (девочка)

обиделся»

«Простучи обиду на

барабане»

Дид.игра «Скажи

наоборот»

Работа со сказкой:

О.Хухлаевой «Сказка

о лисенке, который

обиделся»

«Чтоб не обижаться,

надо расслабляться»

«Театр»

инсценировка

стихотворения «Котауси и Мауси»

«Ручеек радости»

12.

Тема: Мои

Чувства.

Страх.

Формировать у детей

опыт проживания

различных чувств.

Развитие эмоциональной

восприимчивости,

эмоционального отклика

на литературные и

музыкальные произведения.

Способствовать адекватному проявлению отрицательных эмоций.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Рассматривание

картинок из книг со

сказочными

героями: Бабой

Ягой, Кащеем,

Серым волком

Магнитофон и

аудиокассета

-знакомство с

чувством страха

-учить детей

узнавать чувство

страха по его

проявлениям

-развивать умение

справляться с

чувством страха

-учить детей

выражать чувство

страха в рисунке

Приветствие «Утром

в садике родном»

Разминкакоммуникативная

игра «Тень»

«Мысленная

картинка»: кто-то

очень страшный»

«Руки-звери»

«Я страшилок не

боюсь, в кого хочешь

превращусь»

Дид.игра «Сложи

картинку из

геометрических

фигур»

Работа со сказкой:

О. Хухлаевой «Верь в

себя»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

Б. Заходера «Приятная

встреча»

«Ручеек радости»

13.

Кто живет в

темноте?

Формировать у детей

опыт проживания

различных чувств.

Развитие эмоциональной

восприимчивости,

эмоционального отклика

на литературные и

музыкальные произведения.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Игры с шарфом, с

верѐвочкой;

психогимнастика,

Театрализованная

игра, Играинсценировка на

развитие

экспрессивных способностей.-

помочь осознать

свои чувства,

переживания;

-поддержка

уверенности в себе,

снижение

тревожности в

процессе

межличностного

взаимодействия

Приветствие «Утром

в садике родном»

Разминка «Игра с

платочком»

«Мысленная

картинка»: «Кто

живет в темной

комнате»

«Темная комнатка»

«Грустная темнота»

Дид. упр.«Дорисуй

фигуру»

«Фу, убирай!»

«Сказка по кругу»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

К.Кангура

«Сороконожка»

«Ручеек радости»

14.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Злость.

Обучение умению

различать

эмоциональное

состояние по его

внешнему проявлению и

выражению через

мимику, пантомимику,

интонацию.

Формирование навыков

адекватного

эмоционального

реагирования на

совершенное действие

или поступок. Развивать

вербальное и невербальное общение

детей.

Сказкотерапия,

Игротерапия.

Релаксация.

-знакомство с

чувством злости

-развитие эмпатии,

умения

сопереживать

другим

-развивать

способность

моделировать и

решать проблемную

ситуацию

Развитие познавательных

процессов .

Приветствие «В садик

радостно иду!»

Разминка «Улыбнись

быстрее мне!»

«Сладко, сладко,

потянись»

«Мысленная

картинка»: Что-то

очень злое»

«Злая Черная Рука»

«Как злую Черную

Руку превратить в

Добрую Белую Руку»

Дид.игра «Найди

пропущенное слово» Работа со сказкой:

О.Хухлаевой «Как

злость Танечку и

Ванечку в плен

поймала»

«Превращаем

Танечку, превращаем

Ванечку»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

М.Бородицкой

«Убежало молоко»

«Ручеек радости»

15.

Злость.

Обучение умению

различать

эмоциональное

состояние по его

внешнему проявлению и

выражению через

мимику, пантомимику,

интонацию.

Формировать навыки

социального поведения.

Музыкотерапия.

Игротерапия,

Коммуникативный

тренинг.-

формирование

способности

эмоциональной

децентрации и

произвольной

регуляции

поведения

-развитие

рефлексивного

умения

-развивать

способность

адекватно

воспринимать свои

и чужие

достоинства и

недостатки

Приветствие

«Улыбнись быстрее

мне!»

Разминка игра «Парвода-лѐд»

«Мысленная

картинка: очень очень добрая»

«Подыши как…»

«Кто меньше всех

боится злого?»

Работа со сказкой:

О.Хухлаевой « Сказка

о храбрых зайчатах.

Которые думали, что

они трусливые»

«Волшебное

животное»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

С.Черного «Кто?»

«Ручеек радости»

16.

Вредные

чувства –

обида, злость

Создавать нравственные

основы личности

ребенка.

Формировать желание

улучшать свои

личностные качества.

Развивать готовность к

сотрудничеству и

поддержку другого в

трудной ситуации,

Знакомство с народным

фольклором «мирилками»

Психогимнастика.

Игротерапия.

Коммуникативные

игры.-создание

условий для

свободного и

открытого

проявления чувств

без причинения

вреда другим

-помочь осознать

свои

положительные

качества и

обозначить

вербально свои

отрицательные

качества

Приветствие «Мы

возьмем стакан

смешинок»;

Разминка «Звериный

хор»

«Пальцы-братцы»

«Кто как обижается»

«Обижаться не могу,

ой, смеюсь,

кукареку!»

Дид.игра «Скажи

наоборот»

«Звери поссорились»

«Слова – утешение»

«Кто больше знает

мирилок»

«Танец мира»

17.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Радость-1.

Развитие

оптимистического

отношения к жизни;

Формирование

доброжелательного и

внимательного

отношения детей к другим людям.

Развитие

Коммуникативных навыков.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Психогимнастика.

Релаксация.

Игротерапия,

Арттерапия.-

знакомство с

чувством радости

-развитие умения

Приветствие «Пропой

свое имя»

Разминка «Звериный

хор»

«Рисуем по точкам»

«Солнечный зайчик»

Этюд «Встреча с другом»

Дид.игра «Продолжи

ряд»

«Я радуюсь, когда…»

«Доброе животное»

18.

Радость-2.

Развитие

оптимистического

отношения к жизни;

Формирование

доброжелательного и

внимательного

отношения детей к

другим людям.

Обучение умению

различать

эмоциональное

состояние других людей

и описывать его

словами.

Психогимнастика.

Релаксация.

Игротерапия,

Арттерапия. -

продолжение

знакомства с

чувством радости

-формирование

чувствительности к

невербальным

средствам общения

-обогащение речи

словами,

описывающими

эмоции.

Приветствие с

сопутствующим

движением

Разминка «Ниточкаиголочка»

«Узнай настроение»

«Солнечный зайчик»

«Мимическая

гимнастика»

«История про

хорошее настроение»

«Умка»

«Моя мама радуется,

когда…»

« Выражаем радость

на лице»

19.

Тема -

Любовь. Я

люблю маму

- мама любит

меня!

Формирование чувства

семейной

принадлежности,

позитивного отношения

ребенка к своему «Я».

Воспитывать любовь и

уважение к родителям;

Дать

первоначальные

представления о

родственных

отношениях.

Рекомендации

по организации

семейных

прогулок на

природу родного

города.

Расширять

представления

детей о

семейных

праздниках —

днях рождения

членов семьи.

Самомассаж.

Логоритмика.

Сказкотерапия.

Психогимнастика.

Арттерапия.

-удовлетворение

потребности детей в

тепле и

эмоциональной

близости,

-формировать

позитивное

отношение к своему

«Я»

-развивать

способность

описывать

состояние других

людей

Приветствие

«Ветерок шепчет твоѐ

имя»

Разминка «Погодный

массаж»

«Ехал Грека…»

Работа со сказкой:

О.Хухлаевой «Сказка

о букашке Сашке»

«Как я люблю мою

маму»

Дид.игра «Бусы»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

А.Фройденберг

«Великан и мышь»

«Ручеек радости»

20.

Я люблю

папу - папа

любит меня!

Формирование чувства

семейной

принадлежности,

позитивного отношения

ребенка к своему «Я».

Воспитывать любовь и

уважение к родителям;

Дать

первоначальные

представления о

родственных

отношениях.

Рекомендации

по организации

семейных

прогулок на

природу родного

города.

Расширять

представления

детей о

семейных

праздниках —

днях рождения

членов семьи.

Самомассаж.

Логоритмика.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Арттерапия.-

развивать

способность

концентрировать

свое сознание на

себе, своем

внутреннем мире,

на своем месте во

взаимоотношениях

с другими

-развивать

способность

вербально и

невербально выражать свои

эмоции

Приветствие

«Ветерок шепчет твоѐ

имя»

Разминка ««Ниточкаиголочка»

«Погода на спине»

«Я очень хорошая

киска»

«Угадай, кто

зарычал»

Дид.игра «Проведи

дорожку» , «Что

лишнее»

«Папа и две сестры»

«Как я люблю моего

папу»

«Театр».

Инсценировка стихотворения

К.Чуковского

«Черепаха»

«Ручеек радости»

21.

М

А

Р

Т

Я люблю

мою семью –

моя семья

любит меня!

Углублять

представления детей о

семье, ее членах.

Формирование чувства

семейной

принадлежности,

позитивного отношения

ребенка к своему «Я».

Воспитывать любовь и

уважение к родителям;

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Воспитывать

потребность в

культурном

семейном

отдыхе в

городском парке,

в театрах и

музеях города

Мытищи.

Закреплять

знание

домашнего

адреса и

телефона, имен и

отчеств

родителей.

Музыкотерапия(песенки о маме и

папе).

Игротерапия.

Психогимнастика.

Арттерапия. -

развитие

рефлексивного

умения

-формирование и

развитие

положительного

самоотношения и

принятия других

людей вне

зависимости от

пола, возраста,

культурных

особенностей;

-развитие

экспрессивных

способностей

Приветствие «Мы

солнцу скажем:

«Здравствуй!»»

Разминка «Моем

стекла»

«Кидаемся словами»

«Хочу- не хочу»

«Руки- волны»

«Я люблю свою

семью, потому что…»

Дид.игра «Продолжи

предложение»

«Имя моей мамы

похоже…»

«Не думай, что мы

тебя не любим»

«Нарисуй свою семью

в виде цветов»

«Театр»

инсценировка

стихотворения

В.Дж.Смита «Час

потехи»

«Ручеек радости»

22.

Я люблю

моих друзей

- мои друзья

любят меня!

Формирование чувства

Принадлежности к

детскому сообществу.

Формировать у детей

опыт поведения в среде

сверстников, воспитывать чувство симпатии к

ним.

Формирование

готовности к совместной

деятельности со

сверстниками.

Развивать вербальное и

невербальное общение

детей.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Подвижные и

коммуникативные,

игры, игры с

правилами.

-развитие

сплочённости

группы,

-развивать

способность

концентрировать

свое сознание на

себе, своем внутреннем мире, на

своем месте во

взаимоотношениях

с другими

- формировать

чувство

справедливости.

Приветствие «Мы

солнцу скажем:

«Здравствуй!»»

Разминка «Рисуем на

спине»

«Разговор тела»

«Бинарная

гимнастика»

Дид.игра «Найди

пару», «Найди

отличия».

«Звериное пианино»

«Я знаю пять имен

своих друзей»

«Твое имя похоже…»

«Кто сильнее любит»

«Ручеек радости»

23.

Я люблю

всех людей

Формирование

открытого отношения к

окружающему миру,

Развитие гуманного

отношения детей к

другим людям.

Формирование

разумного и творческого

отношения детей к

действительности.

Игротерапия,

арттерапия.

-развивать

чувствительность,

межличностное

доверие, умение

чувствовать другого

-развивать чувство

единства,

сплоченности,

-развитие фантазии,

и воображения

Приветствие

«Давайте порадуемся

солнцу и птицам!»

Разминка:

«Поменяйтесь

местами»

«Поругаемся руками»

«Массаж чувствами»

«Кто пришел?»

«Пусть всегда

будет…»

Дид.игра «Сложи

картинку из

геометрических

фигур» «Большой круг –

маленький круг»

«Все, кого я люблю»

«Ручеек радости»

24.

Герой и

подвиг

Воспитывать у детей

нравственные качества и

чувства.

Расширять опыт

правильной оценки

хороших и плохих

поступков.

Развивать волевые

качества.

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Сказкотерапия, игра

с правилом,

арттерапия,

психогимнастика:

-раскрепощение и

принятие на себя

инициативы через

освоение умения

владеть рольюобразом,

придумывание

сюжета

-освоение приемов

визуализации

(умения

концентрироваться

и собираться,

чувствовать себя

сильным) для

успешного

выполнения задачи

Приветствие

«Давайте порадуемся

солнцу и птицам!»

Разминка:

«Передай чувство»

«Чьи колени»

«Герой и его подвиг»

« Кто дольше

простоит?»

Подв. игра

«Запрещенное

движение»

Дид.игры и задания:

«Лабиринт»,

«Проведи дорожку»

«Найди отличия»

«Рисунок героя»

«Ручеек радости»

25.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Я люблю

мою Землю –

Земля любит

меня

Расширять

представления детей об

окружающем мире.

Продолжать знакомить

детей с многообразием

животного и

растительного мира, с

явлениями неживой

природы

Через

восприятие

художественных

произведений и

музыку

воспитывать

любовь к

родному краю;

рассказывать

детям о самых

красивых местах

родного города,

его достопримечательностях.

Формировать

основы

экологической

культуры и

безопасного

поведения в

природе

Музыкотерапия,

арттерапия,

сказкотерапия:

- развивать наблюдательность,

-формировать

положительное и

гуманное

отношение к

окружающему

миру,

-развивать

эстетические

чувства и чувство

любви.

Развитие

познавательных

процессов .

Приветствие

«Давайте порадуемся

солнцу и птицам!»

Разминка: «Вулкан»

Работа со сказкой:

О.Хухлаевой «Как

зайчик свой дом

искал»

Дид.игры «Кто

больше назовѐт»,

«Что изменилось?».

««Что перепутал

художник?».

«Кто живет в нашем

общем доме»

«Украшаем Землю»

«Ручеек радости»

26.

Тема: Что

такое

счастье?

Страна

«Хорошо».

Учить детей рассуждать

на заданную тему,

стимулировать их к

высказыванию разных

точек зрения по одному

и тому же вопросу,

помогая увидеть

несовпадение точек

зрения и воспитывать

терпимость к ним

Просмотр

мультфильма «Как

ослик своѐ счастье

искал»,коммуникативная игра,

релаксация под

музыку:

-развивать

потребность в

эмоциональном

самовыражении,

-способствовать

обмену личным

опытом детей,

-развивать умение

слушать друг друга задавать вопросы(

давать «обратную

связь»),

-развивать способность строить

умозаключения.

Приветствие

«Солнце, я тебя

люблю»

Разминка «Ручеек»

«Что будет, если…»

Дид.игра « Дорисуй

картинку» , «Найди

отличия»

Релаксация

«Бабочки»,

«Страна «Хорошо»»

«Ручеек радости»

27.

Что значит

быть

счастливым?

Формировать

позитивные установки

на саморазвитие.

Развивать способность

детей выражать свое

отношение к личностнозначимым для них

событиям и явлениям.

Развитие уверенности в

себе,оптимистического

отношения к жизни

Развивать

познавательную

активность,

любознательность.

Визуализация,

Сказкотерапия,

арттерапия,

психогимнастика.-

отреагирование

положительных

эмоций,

-развитие

рефлексивного

умения;

-формировать через

внутренний

источник

активности

потребность к

саморазвитию

Развитие

познавательных

процессов .

Приветствие

«Солнце, я тебя

люблю»

Разминка «Ручеек»

Мысленная картинка

«Счастье»

О.Хухлаевой «Хочу

быть счастливым»

Дид.игра «Доскажи

пропущенное слово»

«Счастье – это…»

Работа со сказкой:

Дид.игра «Найди

отличия»

«Рисунок моего

счастья»

«Крылья»

«Счастливый сон»

«Ручеек

радости»

28.

Итоговое

Закреплять навыки

социального поведения.

Закрепление чувства

принадлежности к

детскому сообществу.

Поддержка

положительного

отношения к

сверстникам.

Развитие интереса к

участию в подвижных и

спортивных играх

Развитие в игровой

деятельности

организованности,

самостоятельности,

инициативности.

Продолжать

поддерживать

интерес

дошкольников к

народным и

хороводным

играм.

Игротерапия,

арттерапия,

музыкотерапия:

-подкрепление

активностиребен-ка,

- поддержание

атмосферы

сотрудничества в

группе,

-развитие

исполнительских

навыков (ролевого

воплощения,

умения действовать

в воображаемом

плане), потребности

к самовыражению.

Дид.игры на

развитие

познавательных

процессов.

Приветствие

«Солнце, я тебя

люблю»

Разминка «Подарок

соседу справа»

«Любимые игры»

«Ракета»

Дид. игры «Кто

больше назовѐт»,

«Продолжи ряд»,

«Что лишнее?»

«Снежки из бумаги»

«Нарисуй себя с

другом»

«Ручеек радости»

Диагностический блок программы психолого-педагогического сопровождения детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Методика

Цели

Источник

Показатели

«Коробка форм»

Исследование степени сформированности восприятия

формы и пространственных

отношений.

Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Экспесс-диагностика в

детском саду: Комплект

материалов для педагоговпсихологов детских

дошкольных образовательных

учреждений.-2-е изд.-

М.:Генезис,2013. – 80с.

«Покажи и назови»

Выявление общей

осведомленности ребенка

«Матрешка 4-составная»

Исследование уровня развития

восприятия, моторики

«Разрезные картинки 4-

составные»

Исследование способности к

зрительному синтезу.

«8 предметов»

Исследование объема

образной памяти.

«Лабиринты»

Исследование устойчивости

концентрации, объема внимания, особенностей зрительного

восприятия.

«Найди такую же картинку»

Исследование уровня развития

зрительного анализа,

устойчивости внимания

«Найди домик для картинки»

Исследование уровня развития

наглядно-образного мышления

«На что это похоже?»

Исследование уровня развития

воображения

Эмоционально-личностное развитие

«Страхи в домиках»

А.И.Захаров (модификация

М.А. Панфиловой)

Диагностика страхов у детей

Захаров А.И. «Дневные и

ночные страхи у детей» - Издво «Союз», СПб., 2000;

Методика«Выбери нужное лицо»

( модификация «Тест тревожности» Р.Теммпл, В.Амен,

М.Дорки)

Определение уровня

тревожности ребенка

Немов Р.С. Психология. Кн. 3.

Психодиагностика. 4-е М.ИздВладос, 2001, 640с.

«Кактус» проективная

методика

М.А. Панфилова

Выявление состояния

эмоциональной сферы

ребенка, выявление наличия

агрессии, ее направленности и

интенсивности

Панфилова М. А.Игротерапия

общения. Тесты и

коррекционные игры. Изд:

Гном,2011 г

"Рисунок человека"

проективная методика

К.Маховер (Ф.Гудинаф)

определения индивидуальных

особенностей личности.

Немов Р.С. Психология. Кн. 3.

Психодиагностика. 4-е М. ИздВладос, 2001, 640с.

Индивидуальные особенности

Опросник для воспитателей

Изучение личностных

особенностей детей и их

взаимоотношений с

окружающими.

Составлен по справочникам

для дошкольного психолога

Опросник для родителей

Исследование личностных

особенностей детей и

социальной ситуации развития

Составлен по материалам

сайтаfestival.1september.ru

«Фестиваля педагогических

идей "Открытый урок"

План работы с родителями (законными представителями) детей среднего дошкольного возраста

Форма работы

Цель/задачи

Примерные сроки проведения

Выступление на

родительском собрании

Познакомить родителей с

психологическими особенностями детей среднего

дошкольного возраста и их

«Зоной ближайшего

развития»

Сентябрь

Анкетирование родителей

Изучение социальной

ситуации развития каждого

ребенка, установление

обратной связи с родителями.

Октябрь

Консультации групповые и

индивидуальные по темам:

«Эмоциональный мир

детей 4-5 лет и роль

родителей в его

развитии»: «Кому живѐтся

легче: оптимисту или

пессимисту? Как

воспитать в ребенке

здоровый

оптимизм?»:«Индивидуаль

ный подход в воспитании

ребенка»;« От развивающей игровой среды к

гармоничным детско-родительским

отношениям.»

Просвещение родителей в

вопросах воспитания,

дошкольного образования,

обеспечение единого подхода

родителей и педагогов ДОУ к

воспитательно-образовательному процессу.

В течение года

Практикум развития

коммуникативных

способностей для

родителей «Учим

детей дружить»

Расширение родительских

стратегий поведения в

общении с детьми и в

развитии у них коммуникативных способностей.

Ноябрь-декабрь

«Круглый стол» «Влияние

семейных отношений на

детей. Роль матери в

воспитании, роль отца».

Развитие родительского

самосознания, чувства ответственности, педагогической и

психологической компетентности.

Февраль-март

Оформление папок, ширм

Повышение психолого-педагогической компетенции

родителей.

В течение года

Взаимодействие со специалистами по

работе с детьми среднего дошкольного возраста

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Учитель-логопед

Руководитель ИЗО студии

1. Помощь в

проведении опроса

родителей

«Изучение индивидуальных особенностей ребѐнка и

социальной ситуации развития»

2.Опрос воспитателей« Изучение личностных

особенностей

детей и их

взаимоотношеий с

окружающими.»

3.Консультации

для воспитателей:

«Особенности

построения

развивающей

среды для

обеспечения

социально-личностного развития

дошкольников в

ДОУ», «Игры для

развития эмоционального интеллекта детей», «Роль

сказкотерапии в

эмоциональном и

социальном развитии детей».

1.Рекомендации и

помощь в подборе

музыкальных и

хороводных игр,

музыкальных

композиций по темам

занятий.

2.Совместное

создание

музыкальной

фонотеки для релаксационных упражнений

1.Рекомендации и

помощь в

подборе для

тематических

игровых занятий

загадок,

пословиц,

поговорок, чистоговорок,

сказок.

2.Подбречевого развития

детей среднего

возраста.
ор игр для

1.Обмен опытом

в проведении

пальчиковых игр.

2. Помощь в

подборе

арттепевтических

игр, упражнений

и творческих

заданий для

малышей в соответствие с

тематическим

планом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей в СП Лекотека в 2015-2016 у/г.

Годовой план включает работу психолога по основным направлениям с родителями, педагогами и детьми....

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

План психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Наш дом - Земля

План психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Наш дом - Земля...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...