Самообразование
статья (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №31 городского округа города Райчихинска Амурской области
Отчёт
работы по самообразованию
(2024 – 2025 учебный год)
Тема: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников»
Воспитатель: Михайлюк В.Ю
Г. Райчихинск 2025г.
Для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе, мною была выбрана тема по самообразованию: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников». В 2024-2025 учебном году я начала изучать данную тему.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с художественным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного (коллективного) чтения, что особенно актуально для детей, воспитывающихся детских домах; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, потому что художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Выбранная моей тема по самообразованию связана с целью, как можно глубже познакомиться с методами, приёмами и способами работы по данной теме.
Для меня определилась проблема: Как повысить мотивацию дошкольников приобщения к художественной литературе?
Сформулировала цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.
Определила задачи:
-Изучить методическую литературу по ознакомлению с художественной литературой с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
-Активизировать поиск нетрадиционных подходов, форм и методов речевого развития детей;
-Искать эмоционально – привлекательные для детей формы использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников;
-Применять на практике современные методы и технологии использования художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.
-Сделать выводы по изучаемой проблеме.
По окончании изучения данной темы планировала:
Пополнить свои теоретические и практические знания по теме самообразования, с целью успешного применения их в работе с детьми.
Для правильной организации работы по данному направлению, я изучила методическую литературу,
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. . Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
В систему работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» я включила такие формы и методы работы, которые использую в практике:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Игры-драматизации (игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.
В декабре мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую я включила игры по сказкам К.И. Чуковского, Г.Х. Андерсена, по сказкам народов мира, эти игры я использую на занятиях по художественные литературы.
В феврале я провела литературную викторину с детьми нашей группы «Угадай сказку», в ходе, которого дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку», были проведены тематические беседы, игры драматизации, пополнился центр «Мир книги» портретами детских писателей.
Для родителей мною было проведено: презентация по теме «Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника», консультация на тему «Приобщение детей к художественной литературе».
В результате изучения темы ««Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников »» я пополнила свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы через которые можно воспитывать у детей ценностное отношения к художественной литературе, использование которой способствует развитию речевой активности детей и успешно их применила на практике.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №31 городского округа города Райчихинска Амурской области
Отчёт
работы по самообразованию
(2024 – 2025 учебный год)
Тема: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников»
Воспитатель: Михайлюк В.Ю
Г. Райчихинск 2025г.
Для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе, мною была выбрана тема по самообразованию: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников». В 2024-2025 учебном году я начала изучать данную тему.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с художественным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного (коллективного) чтения, что особенно актуально для детей, воспитывающихся детских домах; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, потому что художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Выбранная моей тема по самообразованию связана с целью, как можно глубже познакомиться с методами, приёмами и способами работы по данной теме.
Для меня определилась проблема: Как повысить мотивацию дошкольников приобщения к художественной литературе?
Сформулировала цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.
Определила задачи:
-Изучить методическую литературу по ознакомлению с художественной литературой с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
-Активизировать поиск нетрадиционных подходов, форм и методов речевого развития детей;
-Искать эмоционально – привлекательные для детей формы использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников;
-Применять на практике современные методы и технологии использования художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.
-Сделать выводы по изучаемой проблеме.
По окончании изучения данной темы планировала:
Пополнить свои теоретические и практические знания по теме самообразования, с целью успешного применения их в работе с детьми.
Для правильной организации работы по данному направлению, я изучила методическую литературу,
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. . Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
В систему работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» я включила такие формы и методы работы, которые использую в практике:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Игры-драматизации (игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.
В декабре мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую я включила игры по сказкам К.И. Чуковского, Г.Х. Андерсена, по сказкам народов мира, эти игры я использую на занятиях по художественные литературы.
В феврале я провела литературную викторину с детьми нашей группы «Угадай сказку», в ходе, которого дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку», были проведены тематические беседы, игры драматизации, пополнился центр «Мир книги» портретами детских писателей.
Для родителей мною было проведено: презентация по теме «Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника», консультация на тему «Приобщение детей к художественной литературе».
В результате изучения темы ««Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников »» я пополнила свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы через которые можно воспитывать у детей ценностное отношения к художественной литературе, использование которой способствует развитию речевой активности детей и успешно их применила на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
