Ежедневные ритуалы — важная часть уклада детского сада.
консультация

Исанбаева Клара Ахатовна

Консультация для воспитателей "Ежедневные ритуалы - важная часть уклада детского сада".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ежедневные ритуалы — важная часть уклада детского сада.

Ритуал – это определенный набор действий, которые регулярно повторяются при определенных условиях. Психологи говорят о необходимости использования детских ритуалов, так как они:

Придают ребенку уверенности. Мир малышей огромен и, во многом, непредсказуем. Ритуалы помогают упорядочить действительность и справиться с тревогой. Детям важно чувствовать постоянство Привычный порядок действий позволяет преодолеть стресс.

Прививают полезные привычки. 

Ритуалы помогают привыкнуть к режимным моментам. Привычные действия, которые мы совершаем ежедневно, тоже являются своего рода ритуалами (к примеру, мыть руки перед едой, чистка зубов утром и перед сном и так далее). Выполняя ритуал, ребенок не просто совершает некое действие, но и понимает, для чего это необходимо, в результате чего формируются осознанные правильные привычки.

Помогают адаптироваться к новым условиям.

Если ребенок только начинает посещать детский сад, адаптацию могут облегчить ритуалы. Придумайте свой ритуал прощания перед заходом малыша в группу: это могут быть поцелуи, пожелания хорошего дня, обсуждение вечернего досуга и многое другое. Главное – создать позитивный настрой.

Ритуалы.
          (ежедневно)

«Утреннее приветствие» - цель сплочение детского коллектива, позитивный настрой на интересные дела в течение дня;

«Дружба начинается с улыбки» - цель: создание доброжелательных взаимоотношений в группе;

«Сказка перед сном» - цель: настрой на спокойный обеденный сон;

«Встретимся опять»- цель : позитивная оценка итогов дня, прощание;

«Гимнастика пробуждения»» - цель: формирование навыков ЗОЖ

Ритуал приветствия в детском саду является главным и первым компонентом в структуре занятия с малышами.

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы в коллективе, развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе, привлечение внимания детей.

Чувство сплочённости и единства крайне важно для комфортного нахождения ребёнка в группе. Благодаря им, дошкольник раскрывается, легко устанавливает контакт с воспитателями и другими ребятами.

Приветствие детей перед началом занятия в детском саду

Утреннее приветствие ценно тем, что оно задаёт тон всему дню дошкольника в детском саду.

Ритуал приветствия для дошкольников перед занятием влияет на ход мероприятия и его результат в целом. Оно способствует созданию настроя на восприятие новой информации, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.

Ритуалы начала занятия

1.«Дружба начинается с улыбки»

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

2.«Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

3.Применяем атрибуты.

 Например «Веселые ладошки», которые используются в игровой форме

 с детьми в  группе – Ладошка

«Дай пять», «Улыбнись», «Помаши», «Обними», «Потанцуй» и т.д.

«Здравствуй, друг!» 

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Ритуалы окончания занятия

«Хорошие новости»

Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?».

Высказываются по кругу, передавая из рук в руки мяч (или другой привлекательный предмет).

Время высказывания педагог ограничивает звуковым сигналом, (Желательно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан.)

«Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек)

и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

«Прощанье»

Особый ритуал начала обеда: хоровое «всем-всем приятного аппетита!» а потом вскидывание рук вверх «поедим и вооот такими вырастем!».

 Детям понравилось здороваться и так: потерли свои ладони о ладошку соседа слева, поздоровались коленями, плечами, улыбнулись друг другу, поделились хорошим настроением со своими друзьями

 праздники:

Государственные;

 календарные:

Именины

Поднятие государственного флага  РФ,

Слушание гимна РФ- цель воспитание патриотизма, уважения к государственной символике

8 марта, День матери, День защитника Отечества, Новый год, выпускной –

Вручение подарков, поздравления

Структура утреннего круга:

1.Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.

2. Организация утреннего кругаДети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

  1. ПриветствиеДети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Используется  пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

4.НовостиОдной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.

5.Обмен информациейТакже важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе.

Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.

  1. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся.

 

В нашей группе ритуалом является утренний круг. Программа составлена на весь год -  по неделям месяца. Каждая неделя имеет свою  тему.

Например:

Зима в лесу.

Мороз и солнце – день чудесный.

Вместе дружно мы живём.

Мы всё знаем и умеем.

Каждую неделю по этой теме мы учим стихотворение.

Игра-тренинг

У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжает тот, кто сидит слева.

«Улыбка»

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Игра-тренинг

Какая сегодня погода? Как улучшить настроение в хмурый день? Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Игра-тренинг

Спасибо солнышку за свет, спасибо няне за обед. Спасибо всем моим друзьям,

спасибо вам, и вам, и вам (обращение к объектам поворотом туловища, руками).

Пальчиковая гимнастика

Вот стоит большая ёлка, а на ней растут иголки,

 есть на ёлке так же шишки, а внизу - берлога мишки .

(дети соединяют подушечки больших, указательных и мизинцев обеих рук, а средний и безымянный сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы – несколько раз)

Пальчиковая гимнастика

Большой палец встал один, указательный за ним, средний будет безымянный, тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – ура! На работу им пора

(сжать пальцы в кулачок, поочерёдно разгибать их, начиная с большого. На предпоследней строчке широко расставить пальцы в стороны).

Пальчиковая гимнастика

Прыгнул заинька с крылечка и в траве нашёл колечко, а колечко непростое – блестит словно золотое (пальцы в кулачок, указательный и средний - вверх в стороны; большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные в стороны).

После пальчиковой гимнастики  беседа на различные темы. После беседы какая – нибудь дидактическая игра.

   

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Дети, в чём вы сегодня пришли в детский сад?

Давайте посмотрим, у кого какие шубки и пальто.

А как же животные зимуют в лесу? У них есть одежда?

А что их согревает?

А звери шубы когда-нибудь снимают? (нет)

(показ картины «Зима в лесу»)

О чём эта картина? Кого вы видите на картине? Как вы думаете, куда исчезли лесные обитатели? Что за сугроб под ёлкой? Наверное это медведь залёг в своей берлоге.

Не только холодно, но и голодно зверятам зимой в лесу. Надо их накормить тем, что они любят

Дид/игра «Накорми зверей»  

Цель: развивать элементы логического мышления

Дети, каких диких животных вы знаете? Найдите картинки с их изображением. Вы помните, как зимует медведь?

Зачем медведю шуба, если он зимой спит?

Почему у зайца зимой белая шубка?

Зачем волку шуба, если он весь день бегает?

Шубки животным очень нужны. Летом они красивые и тёплые, а зимой ещё красивее и теплее. Иногда в лесу бывает так холодно, задувают метели, что зверятам надо спрятаться в свои домики

Дид/игра «Чей дом»

Цель: уточнить представления животных о месте обитания диких животных

 

Слушайте сказку: «Встретились в зимнем лесу заяц и белка. Белка спрашивает: «Заяц, а зачем ты шубку поменял?»

Что ответил заяц?

«А ты белочка как зимой живёшь?» – спрашивает заяц?

Как вы думаете, что ответила белка? Вам помогут ответить наши модели (живу в дупле, где заготовлены орехи, грибы; меняю шубку на серую, очень тёплую)

Дид/игра «Парные картинки»

Цель: уточнить представления о многообразии животного мира леса, находить картинки по сходству

Отгадайте загадку: Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. Кто это?
Да, это ёжик, который живёт в доме, но ёжики живут и в лесу. У ёжика есть шубка? (из колючек) Как вы думаете, она очень тёплая, ему не холодно в ней зиму зимовать?

А вы видели ёжиков зимой? Куда же они прячутся? Хотите узнать7 (рассказ с показом картины)

Дид/игра «Скажи правильно»

Цель: формировать  умение изменять  слова в предложении, правильно подбирать предлоги для определения места нахождения животного (медведь в…и т.д.)

Показ картины «Зима в лесу»

Как вы думаете, снег не мешает деревьям, когда лежит на ветках? Деревьям не холодно без листьев? (снег укрывает деревья, не даёт им замёрзнуть зимой) А в лесу укрываются от холодного ветра дикие звери.

Мы с вами много знаем о жизни животных зимой, где они живут, как спасаются от холода и голода.

Вот так и проживут дикие звери суровую зиму, а весной у всех зверей появятся детёныши. Угадайте у кого какие?

Дид/игра «Чья мама»

Цель: уточнить представление о детёнышах животных, учить правильно их называть

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритуалы и традиции в детском саду

Традиции и ритуалы которые можно проводить в группе детского сада, описание самого метода проведений традиций и ритуалов в группе детского сада...

Консультация для педагогов «Ритуалы и традиции в детском саду»

Ритуалы и традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и...

Выступление на обучающем семинаре «Отражение ценности Книги в укладе детского сада: правила и нормы»

Цель: обмен опытом как ценность Книги живет в нормах и  правилах нашего Уклада, как нормы и правила задают характер и систему отношений в общностях – профессиональных, профессионально &nda...

Выступление на обучающем семинаре «Отражение ценности «книги» в укладе детского сада: правила и нормы»

Цель: обмен опытом как ценность «книги» живет в нормах и  правилах нашего Уклада, как нормы и правила задают характер и систему отношений в общностях – профессиональных, професс...

Отражение ценности «книга» в укладе детского сада: характер воспитательных процессов

Хочу представить вашему вниманию несколько игровых и нетрадиционных приемов с использованием элементов устного народного творчества, которые помогут активизировать речевую деятельность детей и способс...

Картотека ритуалов окончания занятий в детском саду

Окончание занятия - это завершение определённого вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, а с другой стороны, что дети готовы к констр...

Ежедневные ритуалы как важная часть уклада ДОУ.

Для воспитателей консультация про укладов в ДОУ....