Технология проблемного обучение
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Использование технологии проблемного обучения с детьми старшего дошкольного возраста.
Выполнила: Предохина Кристина Георгиевна
Проблемное обучение — это педагогическая технология, направленная на развитие познавательной активности детей путем постановки перед ними определенных задач, решение которых требует самостоятельного анализа ситуации, выдвижения гипотез и нахождения решений. Особенно эффективно использование данной методики в работе с дошкольниками, поскольку именно этот период является наиболее благоприятным для формирования интереса к познанию окружающего мира.
Что такое технология проблемного обучения?
Технология проблемного обучения предполагает создание ситуаций, в которых ребенок сталкивается с определенной проблемой, требующей самостоятельного решения. Педагог организует деятельность таким образом, чтобы дети самостоятельно находили пути решения поставленных задач, задавали вопросы и искали ответы на них. Данный подход способствует развитию креативности, инициативности и ответственности у детей.
Использование технологии проблемного обучения имеет ряд преимуществ:
- Развитие познавательного интереса: ребенок учится ставить цели и достигать их, проявляя инициативу и любопытство.
- Формирование коммуникативных навыков: в ходе работы дети учатся общаться, делиться идеями и работать в команде. Это важно для воспитания социальных навыков, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
- Повышение уровня мотивации: участвуя в решении реальных и интересных задач, дети проявляют больший интерес к обучению. Они становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто его пассивными наблюдателями.
- Развитие критического мышления: проблемное обучение побуждает детей анализировать ситуацию, задавать вопросы и формулировать собственные выводы. Это способствует развитию аналитических и критических навыков, которые необходимы в будущем.
Итак, основная цель проблемного обучения заключается в формировании у ребенка способности мыслить критически, анализировать информацию, выдвигать предположения и находить решения сложных ситуаций. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Развитие самостоятельности и инициативности;
- Формирование умения ставить вопросы и искать ответы;
- Повышение уровня мотивации к обучению;
- Стимулирование интереса к исследовательской деятельности;
- Обучение приемам коллективного взаимодействия и сотрудничества.
Для успешного внедрения технологии проблемного обучения важно учитывать ряд принципов:
Создание проблемной ситуации
Основополагающий принцип состоит в создании условий, при которых ребенок сталкивается с ситуацией неопределенности или затруднения, требующей активного поиска выхода. Это может быть сформулированная задача, экспериментальная ситуация или загадка, стимулирующая активность мысли.
Например, воспитатель предлагает детям рассмотреть картину, изображающую лес зимой, и задаёт вопросы типа: «Почему снег лежит на ветках деревьев?» или «Что произойдет, если солнце станет сильнее светить?»
Организация процесса исследования
Следующий этап включает организацию процесса исследования проблемы ребенком. Важно научить детей наблюдать, сопоставлять факты, формулировать выводы и проверять их опытным путём. Например, организуя занятие по изучению свойств воды, воспитатель ставит проблему: «Может ли вода исчезнуть?» Затем предлагает провести эксперименты, демонстрирующие испарение жидкости.
Подведение итогов и рефлексия
Завершающим этапом является обсуждение результатов, сделанных выводов и возможных ошибок. Воспитатель помогает ребенку осознать процесс своего познания, оценить правильность найденных решений и определить пути дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...

Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"
- создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»
Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...
