Зимующие птицы
план-конспект занятия (средняя группа)

Трифанова Елена Алексеевна

Конспект занятия "Зимующте птицы" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Зимующие птицы» в средней группе


Цель: уточнить и обобщить знания детей о зимующих птицах (ворона, голубь, воробей, дятел, синица, снегирь)

Задачи: 
Образовательные: закрепить знания о внешнем виде птиц, строении тела, о питании в зимний период, учить различать их по голосу,  упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;

Развивающие: развивать связную речь, посредством использования картинок с изображением птиц, активизировать словарь по теме,  развивать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него,  развивать логическое мышление, развивать зрительное и слуховое внимание и память.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Планируемый результат: ребенок обогатит знания о внешнем виде зимующих птиц, об особенности строения птиц,

Материал: Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Магнитная доска; фланелеграф, кормушка, маленькие предметные картинки птиц: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица; Раскраски «Птицы» по количеству детей. Запись хруста снега; раздаточный материал: мешочки с различными видами корма, кормушка.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

 

1. Вводная часть.
Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся? (здороваются).

А теперь встанем в круг.

Круг радости:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

2. Основная часть.

Ребята, я сегодня, когда пришла в детский сад, то на столе лежал конверт, а на нем написано: детский сад 29 группа № 5, ребятам из средней группы. Письмо пришло из леса, но от кого загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

Не барашек, и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шубка серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Дети: зайчик

Воспитатель: Ребята, а почему вы думаете, что это зайчик?

ответы детей

Воспитатель: Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.

Зачитывается письмо: “Дорогие ребята, я сегодня бегал по лесу, и почему-то в лесу стало тихо, не слышно пение птиц. Ничего не пойму, что к чему. Помогите разобраться.

Воспитатель: ну что ребята, поможем зайчику?  (Да) 

Воспитатель: а как вы думаете, почему не слышно пение птиц?

ответы детей

Давайте вместе отправимся в лес и поможем зайчику разобраться.

Воспитатель: Но сначала, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как же вы догадались, что именно зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Воспитатель: Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно)
Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес?
(одеться потеплее)
(дети имитируют процесс одевания)
Нынче за окном мороз.
Чтоб никто не замёрз,
Надеваем мы штанишки –
Надеваем свитерок,

Чтоб от холода берёг.

Шубка – тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё на ножки
Обуваем мы сапожки.
Всё –готовы мы гулять.
Будем дружно мы шагать!!!  
(Идем по группе под мук.сопров. хруст снега, метель))
По тропинке мы пройдём
Друг за дружкою гуськом.
Вот и пришли мы все в лесок.

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво. А какой в лесу свежий воздух!!! Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание.
Глубокий вдох носом. Выдох ртом. (3 раза)

Воспитатель: ребята, что-то и правда не слышно птичек?


Воспитатель обращает внимание на конверт под елочкой. Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит? Старичок пишет, что фотографировал для нас птичек, но подул ветер и все картинки перепутались. А когда вы сложите картинки, то узнаете кого фотографировал старичок-Лесовичок.

Игра «Сложи картинку» (каждый ребенок собирает одну картинку).

Воспитатель: кто это?

Дети: птицы

Воспитатель: какие?  Каждый ребенок называет птичку какая у него получилась.

Воспитатель: а как можно этих птиц назвать, одним словом. (зимующие)

Воспитатель: а почему они так называются? 

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель предлагает детям взять картинку той картинки с птичкой, которую они собирали и прикрепить на фланелеграф.

Воспитатель: - дети, давайте рассмотрим этих птиц, что у них общего? Чем похожи?
Дети вместе с воспитателем: у них есть крылья, клюв, две лапки, перышки

Воспитатель: - А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный, кто заметил отличия?

Дети: У снегиря грудка красная, у синицы — желтая, у дятла спинка и голова ярко-красные, у снегиря – грудка красная.

Воспитатель: - Чем птицы отличаются от зверей?
Дети: - Птицы умеют летать.
Воспитатель: - Что помогает им летать?
Дети: - Крылья.

Воспитатель: вы, наверное, устали, давайте немножечко отдохнем и превратимся в птичек. «Раз, два, три, в птичек превратись»

Физминутка «Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели, (летают)

Полетели и присели, (присели)

Поклевали зернышки, (клюют)

Поиграли в полюшке,

Водички попили, (попили)

Перышки помыли, (чистим перышки)

В стороны посмотрели, (смотрят в стороны)

Прочь улетели (улетают на стульчики)     

 

«Раз, два, три, в ребяток превратись» Дети садятся на свои места

Воспитатель: а вы знаете как птички поют?

Я сейчас вам буду показывать картинку птички, а вы мне произнесёте звуки которая издает птичка (ворона «кар-кар-кар»,  воробей «чик-чирик, чив -чив-чив; синица «цинь-цинь-цинь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

Воспитатель: а хотите послушать, как весело поют птицы?

Игра «Угадай, кто поёт?» Дети слушают звукозапись.

Вот так ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма.

Воспитатель: - Ребята, какая бывает зима?

Дети: - Зима суровая, снежная, холодная.

Воспитатель: Почему же всё-таки не слышно пение птичек?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, они подкармливают их, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

 Правильно, одни птицы улетели в теплые края, это перелетные птицы. А другие перебрались поближе к людям. Такие птицы не боятся мороза и зимуют около нас.

Воспитатель: а вы помогаете птичкам, как?

Я вам сейчас предлагаю подойти к столу. На столе стоят блюдца с кормом. На 1-м – хлебные крошки от булки, на 2 –м подсолнечные семечки, на 3-м – рис, на 4 – м пшено.

После того как рассмотрят, предложить поиграть в игру: Игра «Определи корм»:

«У меня в мешочках насыпан корм, вы должны отгадать, что насыпано в мешочке » (4 мешочка: в 1-м крошки хлеба, во 2-м подсолнечные семечки, в 3 – мешочке рис, в 4 м- мешочке пшено. Рассмотреть с детьми: семечки черные крупные, пшено – мелкое и желтое, рис – покрупнее чем пшено и белого цвета. Завязать мешочек и дать детям определить на ощупь, где какой корм находится. Попросить описать, сказав какого он размера, а также постараться припомнить его цвет.

Воспитатель: показывает детям кормушку

Игра «Наполним кормушку».
Воспитатель: - Давайте и мы с вами поможем птицам и наполним кормушку кормом, которую повесим на нашем участке. (дети выбирают корм и наполняют кормушку)

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой, ребята, посмотрите, к нам на кормушку уже птички прилетели. Я предлагаю вам с птичками с играть в игру. Называется она «Угадай, кто улетел».

По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель убирает с кормушки одну из птиц. Дети отгадывают, какая птица улетела. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: ну что ребята, все птички улетели и нам пора возвращаться в д/с.

Включается музыка, дети идут по «сугробам»

Воспитатель: Вот пришли с прогулки детки

                           Раздеваться нам пора.

                           Сняли куртки, сняли шапки,

                           Сапоги сняли, перчатки…

                           Сняли кофточки, штанишки….

                           Наши детки молодцы

Все снимают сами

Вещи все теперь сушить

До прихода мамы.

Воспитатель: я предлагаю всем сесть в круг, и вспомнить что мы сегодня с вами делали?

- От кого мы получили письмо?

- Что было написано в письме?

- Что нам удалось узнать?

- Каких птиц вы увидели?

- Каких птиц называют зимующими?

- Как нужно помогать птицам в зимнее время года?

- Чем питаются птицы зимой?

Ребята, а что вам больше всего понравилось?

Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что вы будете помогать птицам и они переживут зиму!

Воспитатель: - Дети, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...