Методическая разработка "Свойства воды"
методическая разработка (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_noge_stoit_odnoi.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Свойства воды» 

Подготовила и провела:

  Богославская Анастасия Александровна

воспитатель

 первая квалификационная категория

2024-2025 учебный год

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Интеграция областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Используемые технологии:

Здоровьесберегающая технология: 

  • физкультминутка;

Личностно-ориентированная технология:

  • индивидуальный подход к детям;

Информационно-коммуникационная технология:

  • презентация;
  • аудио сопровождение;

Игровая технология:

  • погружение детей в воображаемую ситуацию;
  • в деятельность детей вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую;
  • успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память

детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Продолжать развивать связную речь детей;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к природе;
  • Воспитывать доброе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: стулья по количеству детей, стул для воспитателя, фартуки по количеству детей, глобус, сок лимона, молоко, чайная ложка/картинка, шар, куб емкости различной формы, соль/сахар, емкости с водой, марля, ватные диски, воронки, вода с песком, смарт доска, ноутбук.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Формы совместной деятельности взрослых и детей: 

  • Загадки;
  • Физкультминутка;

Активизация словаря: глобус, суша, круговорот воды в природе, текучая, пресная, текучая, прозрачная, фильтр,

Ход НОД:

Воспитатель:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(глобус )

Воспитатель: А что такое глобус?

Предполагаемые ответы детей: Глобус - это модель Земли.

Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли?

Ответы детей

Воспитатель: Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

Предполагаемые ответы детей: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.

Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

Воспитатель: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Предполагаемые ответы детей: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

(Воспитатель показывает круг, который разделен на 4 части, из которых 3 части раскрашены голубым цветом – вода, а 1 часть зеленым цветом – земля)

Воспитатель: Посмотрите, на доску круг разделен на 2 части, 2 цвета – синюю (вода) и зеленую (сушу – землю).

Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Зачем вода нужна растениям?

Ответы детей.

Воспитатель: А как они её получают?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему животные не могут жить без воды?

Ответы детей.

Воспитатель: А людям нужна вода?

 Ответы детей.                                                 

Звучит запись журчания ручейка (Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Для жизни человека вода имеет очень важное значение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся вода пригодна для человека, растительного и животного мира. Почему эту воду невозможно пить?

Предполагаемые ответы детей: она соленая

Воспитатель: А нужна вода – пресная. А какая это вода пресная? Какая она по вкусу?

Предполагаемые ответы детей: без вкуса, без соли.

Воспитатель: Верно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. Людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в посёлках, деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

Воспитатель: Питьевую воду нужно беречь. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Воспитатель: А как вода поступает в реку?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, что такое круговорот воды в природе? 

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что такое лаборатория?

Предполагаемые ответы детей: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: Давайте ненадолго превратимся в учёных и будем исследовать воду. Пройдите в лабораторию на свои рабочие места.

Педагог совместно с детьми проговаривают с опорой на схему правила поведения в лаборатории во время проведения экспериментов.

Воспитатель: Каждой группе ученых есть свое задание, оно указано на карточке. Выполнив, его ученые подходят к доске находят нужную карточку обозначающие то свойство воды, которое они исследовали, объясняв его всем.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. А есть ли у воды вкус?

Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

 Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем!

Ответы детей.

Опыт 5: 

Сначала воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.

Ребята, что у вас получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? (нет).

Вывод: Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.

Опыт 6:

А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? (да). А что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.

Итог занятия:

Воспитатель: ребята, о чем сегодня мы с вами разговаривали?

Ответы детей.

Воспитатель: что мы о ней узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: с какими свойствами воды мы познакомились?

Ответы детей.

Воспитатель: что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: а что вызвало у вас затруднение?

Ответы детей.

Воспитатель: что необходимо помнить людям, чтобы сберечь воду?

Ответы детей.

Воспитатель: К сожалению, пришло время заканчивать, но в нашу лабораторию мы вернемся еще не раз и продолжим исследование с водой, ведь у нее еще много секретов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....

Методическая разработка "Вода нужна всем"

Работа позволяет провести более глукое и наглядное знакомство с о свойствами, состояниями и функциями воды. Расширяет представления о взаимосвязи животных со средой обитания решением проблемных задач....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Методическая разработка. "Вода и ее значение"

Опытно-экспериментальная деятельность для знакомства со свойствами воды....

Методическая разработка "Вода водичка"

Методическая разработка на тему "Вода водичка" для воспитателей средней группы детского сада....

Методические разработки, "Вода - волшебница"

Воспитатель эксперементирует с детьми качество воды. Его свойства....