Методическая разработка "Свойства воды"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Свойства воды»
Подготовила и провела:
Богославская Анастасия Александровна
воспитатель
первая квалификационная категория
2024-2025 учебный год
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Интеграция областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая технология:
- физкультминутка;
Личностно-ориентированная технология:
- индивидуальный подход к детям;
Информационно-коммуникационная технология:
- презентация;
- аудио сопровождение;
Игровая технология:
- погружение детей в воображаемую ситуацию;
- в деятельность детей вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую;
- успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память
детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Продолжать развивать связную речь детей;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к природе;
- Воспитывать доброе, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: стулья по количеству детей, стул для воспитателя, фартуки по количеству детей, глобус, сок лимона, молоко, чайная ложка/картинка, шар, куб емкости различной формы, соль/сахар, емкости с водой, марля, ватные диски, воронки, вода с песком, смарт доска, ноутбук.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтение сказки «Путешествие Капельки»
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
- Знакомство с круговоротом воды в природе
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- Загадки;
- Физкультминутка;
Активизация словаря: глобус, суша, круговорот воды в природе, текучая, пресная, текучая, прозрачная, фильтр,
Ход НОД:
Воспитатель:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус )
Воспитатель: А что такое глобус?
Предполагаемые ответы детей: Глобус - это модель Земли.
Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли?
Ответы детей
Воспитатель: Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
Предполагаемые ответы детей: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.
Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
Воспитатель: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Предполагаемые ответы детей: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.
Воспитатель:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
(Воспитатель показывает круг, который разделен на 4 части, из которых 3 части раскрашены голубым цветом – вода, а 1 часть зеленым цветом – земля)
Воспитатель: Посмотрите, на доску круг разделен на 2 части, 2 цвета – синюю (вода) и зеленую (сушу – землю).
Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Кому нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем вода нужна растениям?
Ответы детей.
Воспитатель: А как они её получают?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему животные не могут жить без воды?
Ответы детей.
Воспитатель: А людям нужна вода?
Ответы детей.
Звучит запись журчания ручейка (Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Для жизни человека вода имеет очень важное значение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся вода пригодна для человека, растительного и животного мира. Почему эту воду невозможно пить?
Предполагаемые ответы детей: она соленая
Воспитатель: А нужна вода – пресная. А какая это вода пресная? Какая она по вкусу?
Предполагаемые ответы детей: без вкуса, без соли.
Воспитатель: Верно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. Людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в посёлках, деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
Воспитатель: Питьевую воду нужно беречь. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Воспитатель: А как вода поступает в реку?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, что такое круговорот воды в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что такое лаборатория?
Предполагаемые ответы детей: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Давайте ненадолго превратимся в учёных и будем исследовать воду. Пройдите в лабораторию на свои рабочие места.
Педагог совместно с детьми проговаривают с опорой на схему правила поведения в лаборатории во время проведения экспериментов.
Воспитатель: Каждой группе ученых есть свое задание, оно указано на карточке. Выполнив, его ученые подходят к доске находят нужную карточку обозначающие то свойство воды, которое они исследовали, объясняв его всем.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. А есть ли у воды вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем!
Ответы детей.
Опыт 5:
Сначала воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
Ребята, что у вас получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? (нет).
Вывод: Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
Опыт 6:
А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? (да). А что мы для этого сделали?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.
Итог занятия:
Воспитатель: ребята, о чем сегодня мы с вами разговаривали?
Ответы детей.
Воспитатель: что мы о ней узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: с какими свойствами воды мы познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель: что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: а что вызвало у вас затруднение?
Ответы детей.
Воспитатель: что необходимо помнить людям, чтобы сберечь воду?
Ответы детей.
Воспитатель: К сожалению, пришло время заканчивать, но в нашу лабораторию мы вернемся еще не раз и продолжим исследование с водой, ведь у нее еще много секретов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....

Методическая разработка "Вода нужна всем"
Работа позволяет провести более глукое и наглядное знакомство с о свойствами, состояниями и функциями воды. Расширяет представления о взаимосвязи животных со средой обитания решением проблемных задач....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Методическая разработка. "Вода и ее значение"
Опытно-экспериментальная деятельность для знакомства со свойствами воды....

Методическая разработка "Вода водичка"
Методическая разработка на тему "Вода водичка" для воспитателей средней группы детского сада....

Методические разработки, "Вода - волшебница"
Воспитатель эксперементирует с детьми качество воды. Его свойства....