Приобщение дошкольников к наследию чувашской культуры через организации дидактических игр.
статья (старшая группа)
татья посвящена вопросам приобщения дошкольников к культурному наследию чувашского народа через организацию дидактических игр. Автор акцентирует внимание на важности раннего дошкольного возраста как благоприятного периода для формирования духовно-нравственной личности, а также для начала процесса национально-культурной самоидентификации детей. Основной задачей статьи является освещение методики внедрения естества и традиций чувашской культуры в образовательный процесс дошкольных учреждений посредством различных игровых форм.
Ключевые идеи статьи заключаются в следующем:
1. Дошкольный возраст – это время для эмоционально-психологического воздействия, когда дети открыты для восприятия культуры и истории своего народа.
2. Патриотическое воспитание должно начинаться с раннего возраста, и одним из эффективных способов является интеграция культурного наследия в повседневную образовательную практику.
3. Дидактические игры, предлагаемые в статье, классифицируются по различным аспектам культурного наследия Чувашии, включая историю, быт и искусства. Каждая игра направлена на решение конкретных образовательных задач, а также развитие нравственно-патриотических ценностей.
4. Игровая форма обучения позволяет ребёнку обучаться, развивая при этом свои навыки в естественной, непринужденной обстановке.
В рамках статьи рассматриваются различные виды дидактических игр, такие как «Почта», «Путешествие по городу», «Где я нахожусь» и многие другие, которые знакомят детей с их малой родиной, культурными особенностями, а также с достижениям земляков. Игры помогают активному взаимодействию взрослых и детей, формируя у последних чувства гордости за свою культуру и народ.
Автор подчеркивает, что дидактическая игра является не только формой обучения, но и средством всестороннего воспитания личности. Применение игровых технологий в обучении позволяет осуществлять необходимое воздействие на детей, помогая им осознать свою идентичность и привязанность к родным местам.
Таким образом, статья является ценным вкладом в область дошкольного образования, предлагая практические рекомендации и эффективные методы для воспитания детей в духе любви к своей культуре и патриотизма через увлекательные и познавательные игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иванова Зоя Меркурьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 96» г.Чебоксары
Приобщение дошкольников к наследию чувашской культуры через организации дидактических игр.
Дошкольный возраст является самым благотворным для закладывания основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Именно: в этом возрасте начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире и этот период является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны. Ознакомление дошкольников с наследием Чувашии: с родным городом, республикой, страной - это знакомство с историей народа, с его культурой, обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Его суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родине, к родной природе, родному дому, к семье, к истории страны.
Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа в нашем детском саду осуществляем через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это непосредственно образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальная работа, фольклор.
Более подробно хочется остановиться на дидактических играх. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры нами понимается как процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине.
Помощь педагогам в восприятии детьми культурного наследия является дидактическая настольная игра. В практике педагоги используют дидактические игры как с целью обучения, так и с целью закрепления пройдённого материала. Для удобства дидактические игры классифицированы на разделы:
Моя малая Родина (мой дом, моя улица, мой город)
Дидактическая игра (далее Д/Игра) «Почта» (домашний адрес, улица, город)
Д/Игра «Путешествие по городу»;
Д /Игра «Где я нахожусь»;
Д/Игра «Мой адрес»;
Д/Игра «Наша страна»;
Д/Игра «Где находится памятник» ;
Д/Игра «Собери герб и флаг Чувашии»
Д/Игра «Музеи города»
Знакомство с орнаментом чувашской вышивки
Д/Игра «Закончи узор»;
Д/Игра «Найди чувашский орнамент»;
Д/Игра «Найди пару» (Машар-туп);
Д/Игра «Одень куклу»;
Д/Игра «Составь чувашский орнамент»;
Д/Игра «Найди отличия»;
Д/Игра «Что изображает узор»;
Д/Игра «Раскроем тайну узора»;
Д/Игра «Найди такой же узор»
Знакомство бытом чувашского народа
Д/Игра «Назови правильно» (предметы чувашского быта из дерева);
Д/Игра «Что лишнее?»;
Д/Игра «Кому что нужно для работы»;
Д/Игра «Угадай профессию»;
Д/Игра Угадай загадку»
Знакомство с знаменитыми людьми земли чувашской
Д/Игра «Узнай художника»;
Д/Игра «Узнай спортсмена»;
Д/Игра «Знаешь ли ты»
Д/Игра «Наши космонавты».
Дидактическая игра «Мы все разные, но дружные». Дети рассматривают картинки с символикой разных национальностей. Называют национальности, например, в Татарстане живут татары; в Армении армяне; в России русские; в Чувашии чуваши. Называют на каком языке говорит каждый народ (Чуваши на чувашском, армяне на армянском и т. д). Находят герб и флаг каждой национальности. Воспитатель подводит к выводу, что человек любой национальности может жить в разных местах (В России кроме русского населения есть и другое население, дети называют другие национальности, которые знают. У каждой национальности есть свой герб, флаг, язык.)
Дидактическая игра «Бабушкин сундук». Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат (вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта). Детям загадывают загадки, а дети отгадку находят в сундуке.
Дидактическая игра «Рубашка». Дети с помощью карточек составляют цепочку технологии изготовления рубашки. (посев конопли, прополка конопли, отделение семян, вымачивание, сушка конопли, мятие конопли, трёпка конопли, чесание конопли, прядение кудели в нитку, ткание на станках, выбеливание полотна, кройка рубашки, шитьё рубашки, вышивание оберегов на рубашке.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди предмет». - Из чего делали плетёные изделия? (из лыка, лозы, корней) - Какой вид обуви носили чуваши? (лапти, сапоги, валенки) - На чём ткали дорожки, покрывала? (на ткацком станке) - На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву? (домашняя посуда, мебель, ворота, игрушки) - Какие музыкальные инструменты вы знаете? (шапар — волынка, гусли, балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)
Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенные русло.
Список литературы:
1.Бородина Е. Н. Наследие: метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной-игровой деятельности. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – 140 с
2. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов
среднего Поволжья. – Чебоксары, 2003.
3. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров развитие детей - 5 лет способности к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Уч.мет. пособие.Чебоксары.Новое время 2005.
4.Махалова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского
народа / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2003.
5. Программа образования ребенка-дошкольника. / Л.В. Кузнецова [и др.]. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
6.Программа художественно-творческого развития ребѐнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. Автор Л.Г. Васильева. – Чебоксары: ЧРИО, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...

"Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица"
Выступление на окружной зимней методической неделе (для работников ДОУ) музыкального руководителя структурного подразделения "детский сад" ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово...

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».
Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...
