«Обучение дошкольников игре в шахматы»
консультация
Консультация для педагогов по организации обучения дошкольников игре в шахматы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 345.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Обучение дошкольников игре в шахматы»
Подготовила:
Козачук О.А.
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 г.Феодосии Республики Крым»
Шахматы — это не просто интересная игра, позволяющая увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:
- Совершенствуют логическое и абстрактное мышление.
- Развивают память и пространственное воображение.
- Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
- Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
- Способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.
- Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
Рекомендации по работе с детьми.
- Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шахматам — 5 лет. Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.
- Играть в шахматы рекомендуется не более 25-30 минут. Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно. Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шахматы чаще по своему желанию.
- Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.
- Воспитатель должен продумать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у ребёнка будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шахматами в дальнейшем.
- Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера.
- После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.
- Желательно оформить в группе специальный уголок шахмат. В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную фигуру во время игры.
- На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры, стихотворения. Старшим дошкольникам будут интересны любопытные сведения из истории шахмат.
- В занятие следует включать физкультминутки соответствующей тематики, например, сделать с детьми «Шахматную зарядку».
- К обучению дошкольников шахматной игре следует активно подключать родителей. В этом помогут, например, консультации: «Как играть с ребёнком в шахматы», мастер-классы и др.
Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду.
Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:
- Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
- Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
- Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
- Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
- Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.
В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:
- «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
- «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
- «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
- «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
- «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
- «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
Игры в шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы
Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы
Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....

Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"
Шахматы - это не увлечение, шахматы - это жизнь....

Семинар-практикум для педагогов «Обучение дошкольников игре в шахматы»
Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по обучению дошкольников игре в шахматы.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, в...
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.
Дидактические игры...

Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся...

