Статья на тему "Трудности молодого педагога на начальных этапах профессиональной деятельности. Способы преодоления трудностей."
статья

Татьяна Шунина

Данная статья будет интересна молодым и начинающим педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_molodogo_pedagoga.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности молодого педагога на начальных этапах профессиональной деятельности. Способы преодоления трудностей

Шунина Т.М.

Шунина Татьяна Михайловна - учитель-логопед МБДОУ «ЦРР - детский сад «Золотой ключик» г. Строитель Яковлевского муниципального округа Белгородской области»

Аннотация: данная статья посвящена анализу типичных трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты на начальных этапах профессиональной деятельности в сфере образования. Рассматриваются основные проблемы, связанные с адаптацией к педагогической среде, освоением профессиональных компетенций, взаимодействием с коллегами и родителями, а также эмоциональным и профессиональным выгоранием. Предлагаются практические пути и способы преодоления этих трудностей, основанные на современных подходах к профессиональному развитию педагогов, включая наставничество, методическую поддержку, профессиональные сообщества и самообразование.

Ключевые слова: молодой педагог, начальный этап профессиональной деятельности, трудности, адаптация, профессиональное становление, наставничество, методическая поддержка, управление классом, профессиональное выгорание.

Введение

Профессия педагога – одна из самых сложных и ответственных, требующая не только глубоких предметных знаний, но и высокого уровня педагогического мастерства, коммуникативных навыков, стрессоустойчивости и творческого подхода. Для молодого педагога, только начинающего свой профессиональный путь, этот путь часто сопряжен с преодолением значительных трудностей. Период становления молодого педагога является критически важным, поскольку от успешности его адаптации и преодоления первых профессиональных вызовов во многом зависит его дальнейшая карьера, мотивация и удовлетворенность профессией.

Целью данной статьи является выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются молодые педагоги на начальных этапах профессиональной деятельности, и предложение эффективных способов их преодоления.

1. Типичные трудности молодого педагога на начальных этапах профессиональной деятельности:

Молодые специалисты, переходя от теоретической подготовки к практической деятельности, сталкиваются с целым комплексом проблем.

Адаптационные трудности:

Непривычная рабочая среда: смена студенческой скамьи на рабочий коллектив, необходимость соблюдения дисциплины, распорядка дня, взаимодействия с администрацией.

Недостаток опыта: отсутствие практических навыков, проведении занятий, взаимодействии с разными категориями обучающихся.

Несоответствие ожиданий и реальности: часто представления о профессии, сформированные в вузе, отличаются от реалий педагогической практики.

Трудности в педагогической деятельности:

Управление группой обучающихся: сложности в поддержании дисциплины, организации образовательного процесса.

Методическая подготовка: неуверенность в выборе методов и форм обучения, трудности в разработке рабочих программ и дидактических материалов, адаптации учебных программ.

Взаимодействие с обучающимися: трудности в установлении контакта с детьми, понимании их потребностей и мотивов, разрешении конфликтов.

Оценка результатов обучения: сложности в объективной оценке знаний и навыков обучающихся.

Трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса:

Взаимодействие с коллегами: необходимость интеграции в сложившийся коллектив, налаживание профессиональных контактов, адаптация к корпоративной культуре.

Взаимодействие с родителями: трудности в установлении конструктивного диалога с родителями, проведении родительских собраний, решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей.

Взаимодействие с администрацией: непонимание требований администрации, необходимость соблюдения правил и процедур.

Психоэмоциональные трудности:

Профессиональное выгорание: высокий уровень стресса, перегрузка, эмоциональное истощение, снижение мотивации к работе.

Неуверенность в себе: сомнения в своих силах, страх ошибок, боязнь критики.

Чувство изоляции: ощущение одиночества и непонимания со стороны более опытных коллег.

2. Способы преодоления трудностей молодого педагога:

Преодоление трудностей на начальных этапах профессиональной деятельности требует комплексного подхода и активного использования различных ресурсов.

Наставничество:

Суть: опытный педагог (наставник) оказывает методическую, психологическую и социальную поддержку молодому специалисту.

Механизм: наставник помогает в планировании уроков, выборе методов обучения, управлении группой детей, анализе образовательной деятельности, разрешении сложных педагогических ситуаций. Он также делится своим опытом, поддерживает и мотивирует молодого педагога.

Методическая поддержка:

Работа в методических объединениях (МО): активное участие в МО, посещение заседаний, обмен опытом с коллегами, изучение методических материалов.

Самообразование: чтение профессиональной литературы, изучение новых педагогических технологий, посещение курсов повышения квалификации, вебинаров, мастер-классов.

Использование информационных ресурсов: изучение методических рекомендаций, разработок других педагогов на образовательных порталах.

Профессиональные сообщества.

Общение с коллегами: создание неформальных групп общения с молодыми педагогами для обмена опытом и поддержки.

Участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях: повышает мотивацию, позволяет получить обратную связь и оценить свои достижения.

Развитие навыков управления группой детей.

Изучение психологических основ детского коллектива: понимание возрастных особенностей дошкольников, симптоматики различных нозологий, причин девиантного поведения.

Разработка системы правил и санкций: четкое установление правил поведения и последовательное их применение.

Использование интерактивных методов обучения: вовлечение детей в образовательный процесс, повышение их мотивации.

Эффективное планирование разных видов деятельности: использование разнообразных форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы.

Развитие навыков взаимодействия.

Повышение коммуникативной компетентности: обучение навыкам эффективного общения, умению слушать и слышать, аргументировать свою позицию.

Изучение основ конфликтологии: развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов с детьми, родителями и коллегами.

Налаживание профессиональных контактов: активное взаимодействие с коллегами, администрацией, посещение открытых занятий.

Забота о собственном психоэмоциональном состоянии.

Соблюдение режима труда и отдыха: важно избегать переработок, уделять время отдыху и восстановлению.

Развитие стрессоустойчивости: использование релаксационных техник, психологических упражнений, позитивное мышление.

Обращение за психологической помощью: при необходимости обращение к педагогу - психологу или другим специалистам.

Поиск поддержки: общение с коллегами, друзьями, семьей.

Заключение

Начальный этап профессиональной деятельности молодого педагога является сложным, но в то же время очень важным периодом для формирования его как специалиста. Преодоление трудностей возможно при условии активной позиции самого педагога, его стремления к самосовершенствованию, а также при поддержке со стороны образовательной организации, коллег и наставников. Создание системы поддержки молодых педагогов, включающей наставничество, методическую помощь, психологическую поддержку и возможности для профессионального развития, является залогом успешного становления новых поколений педагогических кадров, способных обеспечить высокое качество образования.

Список источников

1. Кузнецова, Л. Н. Психология и адаптация молодого учителя. Санкт-Петербург: Речь, 2021.

2. Иванова, Т. А. Трудности в профессиональной деятельности педагогов и их преодоление. Образование и общество, 2022, №4, 33-40.

3. Шарова, Е. В. Профессиональная адаптация учителя: проблемы и решения. Вестник педагогических наук, 2020, №1, 22-28.

4. Dempsey, J. V. Supporting New Teachers: A Guide for Mentors and School Leaders. New York: Routledge, 2019.

5. Баранова, О. С. Социальные и профессиональные трудности молодых педагогов. Педагогическая практика, 2021, №5, 54-59.

6. Brown, J. L., & Wiggins, G. Teaching at its Best: A Research-Based Resource for College Instructors. San Francisco: Jossey-Bass, 2018.

7. Дьяченко, А. Н. Поддержка молодых специалистов в образовательных учреждениях. Журнал педагогических исследований, 2022, том 11, №2, 41-47.

8. Aitken, V., & Neuman, M. The Early Career Teacher: Creating Success in the Classroom. London: Sage Publications, 2020.

9. Романова, Т. А. Эмоциональные трудности молодых педагогов. Научные записки, 2023, №2, 11-17.

10. Reavis, K. & Gardner, K. Strategies for Success: Helping New Teachers Thrive. Oxford: Oxford University Press, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Начальные этапы коррекционной работы по преодолению заикания в условиях логопедической группы с ФФНР»

В логопедической  практике нередко встречается  такая  ситуация, когда    ребенок, имеющий легкую   или  среднюю  степень  тяжести заикания, оста...

эссе «Молодой педагог - Наставник: путь к профессиональному росту»

Номинация «Молодой педагог» - «Мои первые шаги в профессии»...

Мастер-класс для педагогов к районному этапу профессионального конкурса «Воспитатель года Оренбуржья 2025» на тему: «Квест технология – увлекательно, креативно, современно»

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании квест-технологии. Повысить мотивацию педагогического коллектива к использованию данной техноло...

Презентация Мастер-класс для педагогов к районному этапу профессионального конкурса «Воспитатель года Оренбуржья 2025» на тему: «Квест технология - увлекательно, креативно, современно»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным треб...

Анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры» (С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Т. В. Володина)

Анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры»(С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Т. В. Володина)  - материал для диагностики педагогов....