Технологическая карта интегрированного занятия “Зачем верблюду горб?” разработала Анастасия Ситцева для старшей группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта интегрированного занятия
Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физичекое разитие
Тема занятия: «Зачем верблюду горб?»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: выяснение особенностей образа жизни и среде обитания верблюда в ходе рассказа воспитателя, рассматривание изображений, беседы, экспериментальной деятельности и интерактивной игры.
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):
1) Расширять представления детей о объектах живой природе, их образе жизни и среде обитания на примере верблюда посредством рассказа воспитателя. (внимательно слушать и запоминать рассказ воспитателя об образе жизни и среде обитания верблюда)
2) Развивать умение детей работать в группе, договариваться через совместную деятельность в ходе экспериментирования (в ходе экспериментирования относится друг другу с уважением, просить о помощи и помогать друг другу).
3) Воспитывать интерес и желание изучать объекты живой природы через интерактивную игру (проявлять желание поиграть в интерактивную игру, связанную с объектами живой природы).
Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальная деятельности):
1) Помочь выбрать подходящие картинки, связанные с жизнью верблюда
2) Закрепить знание детей о среде обитания и образе жизни верблюда.
3) Выяснить для чего верблюду запас жира на спине в ходе экспериментирования.
Словарная работа: верблюд, горб, пустыня.
Планируемый результат занятия: дети расширили знания о верблюде, его особенностях образа жизни и среде обитания, продемонстрировав и закрепив это через интерактивную игру, узнали и объяснили, для чего верблюду горб, правильно отвечали на вопросы воспитателя, делали выводы, договаривались и обсуждали между собой ход действий при экспериментировании, относясь уважительно друг к другу, сохраняли осанку, выполняли физкультминутку, зрительную и пальчиковую гимнастику, с интересом играли в интерактивную игру выбрав правильные изображения.
Подготовительная работа: беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Пустыня – что там есть?», «Животные в жарких странах», «Пустыня и её обитатели», чтение литературных произведений: сказка «Пустыня» Гузель Идрисова, туркменская сказка «Говорящий верблюд».
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Содержание деятельности педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Органзовать детей и создать положительный эмоциональный настрой. | Здравствуйте, мои друзья, Как большая мы семья. Утро доброе встречаем, Круг широкий собираем. Ручки дружно поднимите, Улыбнитесь, не грустите. Пусть наш день пройдёт в игре, В радости и доброте.
- Ребята, пока вы играли, к нам пришло письмо из Африки, представляете! Как думаете, от кого оно может быть? - на самом деле, нам написал маленький верблюжонок, хотите я прочту писмо? - Тогда, слушайте внимательно! | Словесный (худ.слово), наглядный (показ действий), сюрпризный момент. | Дети собираются в круг, повторяют за педагогом, внимательно слушают. | Дети организованы в круг, положительно настрены. |
2. | Основной этап |
| ||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию; Вызвать интерес к поиску решения проблемы. | - Дорогие ребята, вам пишет маленький верблюжонок, меня зовут Дюк, я люблю ходить за мамой и наблюдать за ней, и я заметил кое-что интересное, у мамы на спине есть горб, и я не понимаю, для чего он ей нужен? У меня пока такого нет, интересно, будет ли у меня такой, когда я выросту? И интересно, есть ли ещ что-то, чего я ещё не знаю о нас? Помогите, покажалуйста, я знаю, вы очень умные и со всем разберётесь, буду ждать вашего ответа! - Ребята, что будем делать? - А как можно помочь? - Хорошая идея! | Постановка проблемы,наводящие вопросы. | Дети внимательно слушают, рассуждают и отвечают на вопросы, ищут решение проблемы. | Дети заинтересованы в том, чтобы помощь Дюку, предложили несколько вариантов решения проблемы. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Рассказать и показать детям о верблюде, его особенностях, образе жизни и среде обитания; Закрепить полученные знания посредством наводящих вопросов. | Перед тем, как помочь Дюку, я расскажу вам о верблюдах, для этого, возьмите стульчики и сядьте напротив интерактивной доски. Не забывайте держать спину ровной, а ноги ставить вместе полной стопой на полу. Слушаем и смотрим внимательно, после я проверю, как хорошо вы меня слушали! Рассказ: Верблюд – это удивительное животное, идеально приспособленное для жизни в суровых условиях пустынь и степей. Он живёт в раскалённых песчаных пустынях Африки и Ближнего Востока (одногорбый верблюд, дромадер) и в холодных, каменистых пустынях и степях Центральной Азии (двугорбый верблюд, бактриан). Он питается самой грубой растительностью: сухими колючками (верблюжьей колючкой), солянками, листьями и ветками кустарников – его жёсткие губы и крепкие зубы легко с ними справляются. Интересно, что у маленького верблюжонка горба нет. Он начинает расти только тогда, когда малыш переходит с материнского молока на твёрдую пищу. Жир из этой пищи постепенно запасается на спине, формируя знаменитый горб (или два у бактриана). Этот горб – не мешок с водой, а огромное хранилище энергии. Благодаря этому запасу верблюд может не есть несколько недель (иногда до месяца!), а без воды обходиться до 10-15 дней, что невероятно для большинства животных. Когда запасы жира используются, горб уменьшается, а после еды снова наполняется. Также жир спасает верблюдаа от перегрева, регулируя температру тела. Верблюды ведут кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь большими группами (стадами) по пустыне в поисках скудной пищи и редких источников воды. Они способны преодолевать огромные расстояния (до 40-50 км в день) по раскалённому песку или холодным камням. Их широкие, мягкие копыта не проваливаются в песок, а толстые мозоли на груди, коленях и ногах защищают кожу при лежании на горячей или каменистой земле. Длинные густые ресницы и специальные мышцы, плотно закрывающие ноздри, надёжно защищают от песка во время бурь. Когда верблюд находит воду, он может выпить невероятное количество за раз – до 100-150 литров! Если верблюд чувствует сильную угрозу или его очень разозлили, он может плюнуть в обидчика неприятной жвачкой – полупереваренным содержимым своего желудка. Это его способ защиты и предупреждения: «Отойди, не трогай меня!». Именно поэтому лучше наблюдать за этими удивительными животными на расстоянии, если ещё не подрружился с ним. Их потрясающая выносливость сделала верблюдов незаменимыми помощниками человека в пустыне на протяжении тысячелетий. - Глазки наши устали, давайте сделаем гимнастику для глаз, для этого, встаньте напротив меня, смотрим на изображение на конце палочки, и только глазами, не поворачивая головой. Гимнастика для глаз: Мы смотрели влево-вправо, Видели всё величаво! Глазки наши уставали, Мы их дружно закрывали. Пусть немного отдохнут, Светлый мир наш подождут. Раз — глазки открываем, Два — глазами круг рисуем, Три — мы быстро поморгем, Чтоб глаза не уставали! - А сейчас я пороверю, как внимательно вы меня слушали. - Вспимните, и скажите, где живёт верблюд? - А чем он питается? - Для чего верблюд носит на спине горб? - Вспомните и скажите, зачем верблюды плюются - Подумай и скажи, если бы верблюд жил на севере, ему было бы там хорошо? - Молодцы, вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю вам поэксперементировать и проверить, действительно ли жир спасает верблюда от перегрева. Хотите убедится в этом? - Отлично, тогда сядьте за стол с подготовленными материалами. | Смена места организации, напиминание, беседа, вопросы, гимнастика для глаз с художественным словом, | Дети садятся напротив интерактивной доски и внимательно слушают воспитателя, праильно сидят на стуле, выполняют гимнастику для глаз чётко следуя художественному слову, отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушали рассказ, не перебивая и не отвлекаясь, сидели ровно, выполняли гимнастику для глаз, правильно отвечали на вопросы. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Проверить, действительно ли жир может спасти верблюда от перегрева через проведение опыта; Закрепить знания правил техники безопасности с помощью карточек-символов; Развивать умение детей работать в группе. Помогать друг другу. | - Ребята, перед тем, как провести опыт давайте повторим правила работы с водой, в этом нам помогут карточки-символы (приложение 1). А теперь, подготовим наши руки. Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, пальчик, как дела? Дружба наша расцвела. Будем вместе мы играть, Песни петь и танцевать. Пальчики все подружились, И вместе крепко обнялись. - Здорово! Теперь можно пристапать к эксперементам, на забывайте, что просить помощь нужно вежливо и при необходимости помогать друг другу.
Опыт без наураши. - посмотрите, на столе два контейнера: в одной просто вода (как тело без жира), в другой вода, покрытая слоем растительного масла (это наш "жир", как в горбу). Осторожно потрогайте воду в первом контейнере. Какая она? Теперь опустите палец во второй контейнер, через слой масла, чтобы дотронуться до воды под ним. - Почувствовали разницу? - Вода под маслом кажется теплее или холоднее? - Правильно, под "жиром" вода остается прохладнее! Вот так и у верблюда: толстый слой жира в горбу работает как одеяло, но наоборот – не дает горячему солнцу быстро прогреть его тело в пустыне. Он сохраняет прохладу внутри! Молодцы, вы быстро поняли, как помогает горб верблюду!
Опыт с наурашей - Для опыта нам понадобится наша цифрова лаборатория Наураша и два контейнера: один с водой, другой с водой покрытый слоем масла. Контейнеры всё это время стояли под лампой и грелись, давайте же проверим, защитил ли жир воду от перегрева с помощью датчика «божья корвка». Опыт 1. Для начала я покажу как он работает, смотрите внимательно, на экране изображён градусник, сейчас, при комнатной температуре растение и рыба чувствуют себя хорошо, сейчас я нагрею датчик тёплой водой, посмотрите, рыба стала плохо себя чувствовать, вялой, а растение начало вянуть, по градуснику видно, что температура поднялась. А теперь, проведите опыт сами. Сначала опустите датчик в воду без масла, а потом в воду с маслом, сравните и зафиксируйте результаты на бланке (приложение 3).
- Молдцы, и что вы поняли? - Где вода была холоднее? - Как думаете, почему? - Также и работает горб с жиром у верблюда, он не пропускает внешнее тепло и защищает верблюда от перегрева.
Разминка: - Теперь давайте немного подвигаемся. Физкультминутка: «Невидимый танец» Раз — на цыпочки встаём, Два — коленки обнимаем. Три — в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп, Четыре — пятками топ-топ. Пять — вращение плечами, Шесть — улыбка! Хватит с нами! | Повторение правил, напоминание, пальчиковая гимнастика и физкультминутка с использованием художественного слова, наблюдение, указания, демонстрация педагогом (пример использования датчика), наводящие вопросы, похвала. | Дети повторяют правила используя карточки-символы, выполняют пальчиковую гимнастику и физкультминутку, внимательно следят за действиями педагога, слушают, проводят эксперемент, при необходимости помогают друг другу, фиксируют результаты, отвечают на вопросы. | Дети вспимнили все правила использования и техник безопасности, понимают принцип работы горба, сравнивают температуру, с интересом провод эксперемент, делают вывод, договариваться в группе, помогают друг другу, аргументируют свои выводы, правильно отвечают на вопросы, с желанием проводят пальчиковую гимнастику и визкультминутку. |
2.4 | Этап проведения дидактической игры на ИКТ | Закрепить полученные знания детей о образе жизни, среде обитания верблюда через интерактивную игру; Воспитывать интерес и желание изучать объекты живой природы через интерактивную игру. | - Ребята, подойдите к интерактивной доске, посмотрите, Дюк оставил нам игру! Давайте послушаем, что тут нужно делать? - Помогите мне найти все картинки, связанные с жизнью верблюда и положите их в конверт. - Ребята, давайте я вам покажу, как это. (Показ игровых действий воспитателем). - Перед тем, как вы будете играть, давайте повторим правила использования интерактивной доской с помощью наших карточек-символов (приложение 2). - молодцы, вы всё помните, а значит можно начинать играть, решите, кто из вас будет первым и выбирайте картинки поочереди. - Раз, два, три - игру начни! - Расскажи, что ты выбрал? Почему? - А ты почему выбрал эти изображения? - Давайте проверим, правильно ли вы всё ответили. - Молодцы! Вы верно подобрали картинки, я очень рада! | Указание, проблемная ситуация, показ игровых действий воспитателем, наводяще и уточняющие вопросы, похвала, хужожественное слово, беседа. | Дети подходят к интерактивной доске, внимательно слушают игровые правили, наблюдают и запоминают демонстрацию воспитателем игровых действий, решают между собой порядок, выбирают нужные картинки, отвечают на вопросы. | Дети вспомнили правила рабоы с интерактивной доской, играли в интерактивную игру сооблюдая все правила, самостоятелно распределили очередность между собой, с интересом выбирают картинки и отвеают на вопросы воспателя. |
3. | Заключительный этап | Подвести итогов занятия; Закрепить полученные знания через наводящие вопросы. | - Ребята, вот мы с вами сегодня столько всего узнали! Давайте вспомним, про кого мы сегодня говорили? - Расскажите, а что чем верблюжонок просил нас помочь ему? - Так для чего же верблюду горб на спине? - Здорово ребята, вы правы! Скажите, а чем мы сегодня занимались? - Что вам понравилось больше всего? - Были ли сложности? Как справились? - Про кого хотели бы узнать в следующий раз? - Как здорово! Вы всё помните и знаете, я этому очень рада, теперь и Дюк будет знать о себе больше, ведь я отправлю ему письмо про всё, что мы с вами сегодня узнали, спасибо вам большое! Думаю, Дюк будет очень рад. - А теперь, ребята, если вам понравилось занятия - похлопайте в ладоши. Если вам было сложно или что-то не поняли - потопайте. | Беседа, наводящие вопросы, вопросы на размышление, похвала. | Дети отвечают на вопросы вспитателя, подводят итог, оценивают занятие. | Дети правильно ответили, сделали вывод, рады, что помогли Дюку. |
Приложение 1
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОДОЙ

Приложение 2
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ
Приложение 3
ЛИСТ ФИКСАЦИИ
|
|
|
|
|
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Л. Толстого "Косточка" в старшей группе
Технологическая карта интегрированного занятия по чтению рассказа Л. Толстого "Косточка" в старшей группе...

Технологическая карта интегрированного занятия по социально – коммуникативному и музыкальному развитию в старших группах ДОУ.
Интегрированное занятие с воспитателем и музыкальным руководителем для старшего дошкольного возраста в ДОКУ....

технологическая карта к занятию по патриотическому воспитанию "Чудеса в русской избе" старшая группа
- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы. -Познакомить с традициями русского народа. -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.-развивать умение по...

технологическая карта к занятию по патриотическому воспитанию "Чудеса в русской избе" старшая группа
- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы. -Познакомить с традициями русского народа. -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.-развивать умение по...

Технологическая карта интегрированного занятия по познавательному развитию «Архитектурные сооружения малой Родины» Подготовительная группа (6-8 лет)
Цель: Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к малой Родине через ознакомление с малыми архитектурными формами. Задачи: Образовательные: 1.Познакомить детей с профес...

Технологическая карта интегрированного занятия по Познавательному развитию Разработала: воспитатель Юшкова Надежда Викторовна Тема занятия: «Правила поведения в театре»
Технологическая карта интегрированного занятия по Познавательному развитиюРазработала: воспитатель Юшкова Надежда ВикторовнаТема занятия: «Правила поведения в театре»Дата проведения: 09.10...

Технологическая карта педагогического занятия по аппликации «Государственные символы России» для детей старшей группы
Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство го...




