НПК «Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры»
проект (старшая группа)
«Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ -2025
Тема:
«Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры»
Карева Елена Владимировна
воспитатель
МДОУ «Муниципальный детский «Теремок»
г. Кременки
Жуковского района Калужской области
г. Жуков
«Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры».
Карева Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальный детский сад «Теремок».
Из всех существующих в мире загадок,
Тайна кукол самая загадочная,
Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека….
М.Салтыков-Щедрин.
Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своей страны, её традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую главными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий, люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, дети не проявляют интерес к истории деревни, города не могут различить народные промыслы. Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребёнка. Чтобы развить в детях познавательные способности, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к культуре, помогать узнавать прошлое, учить ценить свои истоки.
Я представляю свой педагогический опыт по данной теме и хочу поделиться своими достижениями. Приобщая детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры я сама расту и развиваюсь как личность.
В последнее время всё острее встаёт вопрос о возрождении русских национальных традиций, чтобы воспитать любовь к Родине, надо знать и понимать свои традиции. Народная кукла, являясь образцом человека, помогает ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с народной куклой ребёнок познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.
Приобщение детей к русской народной культуре - работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно всё - форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога! В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла-это детская игрушка в виде фигурки человека.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Каждый мечтает иметь свою собственную куклу, сделанную своими руками. И пусть она будет не идеальна, но в ней вложена душа самого творца. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом.
Приобщение детей к традиционной культуре следует начинать с малых лет, так как детские впечатления самые яркие. Руководствуясь этим, я начала знакомить детей с народными приметами, пословицами, календарными праздниками и традициями русского народа, читала много потешек и сказок.
Вместе с детьми провели такие праздники, как Масленица, Сергей-Капустник (учили квасить капусту), Сороки, Колядки, Пасха.
С удовольствием смотрели различные учебные фильмы «Традиции русского народа», рассматривали иллюстрации, фотографии, часто посещали мини-музей в детском саду «Русская изба».
А особенно полюбили дети подвижные русские народные игры: «Горелки», «Жмурки», «Баба – Яга», «Золотые ворота», «Колпачок». В непосредственной образовательной деятельности знакомились с различными видами росписи, народными игрушками.
В этом году я решила познакомить детей с различными видами народных кукол. Научила изготавливать народных кукол по традиционной технологии. Знакомясь с историей возникновения кукол, дети получают знания о культуре и быте своего народа, его обычаях, традициях, чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно- нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.
В ходе знакомства с куклой, использую различные формы работы: занятия - путешествия, создание альбомов, мастер-классы, познавательные беседы, посиделки.
Разработала перспективный план по знакомству с народной куклой, провела несколько занятий по теме:
- «История появления куклы».
- «Русский национальный костюм».
- « Куклы разных народов».
Родители принимают непосредственное участие: помогают материалом и изготавливают тряпичных кукол. Совместно с ними была изготовлена папка « Народные куклы».
Детям очень полюбили технологию скручивания ткани, где столкнулись с трудностью завязывание узелков.
Название мастер – класса: «Изготовление народной куклы Россияночка».
Цель: Познакомить педагогов, воспитателей с народной куклой Россиянка и научит её изготавливать.
Задачи:
- научить мастерить куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество, а также заинтересовать педагогов в возрождении и сохранении народных традиций.
- знакомить с основными техническими приёмами изготовления традиционной народной куклой Россиянка.
- вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности и работе с детьми.
- развивать творческие способности детей и взрослых.
- создавать эмоционально - положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Время: 20-30 мин.
Минимальное и максимальное количество участников: 5-10 человек.
Участники мастер класса: педагоги, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- создание куклы «Россияночка» из тканевых лоскутков.
- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.
- приобщение к истокам русской народной культуры.
Вводный этап.
Приветствие:
Добрый день и добрый час.
Я очень рада видеть вас!
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Отгадайте загадку:
Расскажу ей сказку-
Она закроет глазки,
Поиграем – будем спать,
Уложу её в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром – дочка, днём – подружка?
Педагоги: (Кукла)
Сегодня мы поговорим о русских куклах. Проходите, присаживайтесь поудобнее. Мы с вами собрались, как раньше, в давние времена на посиделки собирались наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, вели разговоры, да делились друг с другом секретами своего мастерства. Я хочу поделиться с вами секретами изготовления традиционной народной куклы «Россияночка». Но для начала предлагаю вам высказать свое мнение: какую роль выполняет кукла в воспитании современной девочки,
(Участники высказывают свое мнение)
Теоретический этап:
Педагог: Кукла для ребенка всегда выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты.
Традиционной игрушкой в бедных, крестьянских семьях с давних времён была народная кукла. Народные куклы были предназначены для игры, забавы ребёнка.
Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы, при этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаённой неприязнью накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении народных кукол недопустимо было использовать режущие и колющие предметы, которыми человек мог пораниться. Лоскутки ткани и нитки для изготовления будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Народные куклы обязательно делались безликими. И сейчас мы с вами изготовим куклу «Россияночка» - это кукла весёлая, задорная, доброжелательная приносит в дом радость и веселье.
«Россияночка» - это женский образ, девочки, девушки, матери, бабушки, который связывает нас с далёким прошлым наших предков. Эта кукла символизирует праздник, веселье, радость, красоту, счастье, любовь, богатство. Кукла проста в изготовлении, интересна, красива и подойдёт в качестве сувенира. Так давайте же приступим к изготовлению этой доброй, чудесной куколки.
Практический этап:
Для изготовления куклы нам понадобятся три крупных лоскута ткани - квадраты разного цвета, один меньше другого (первый -20см, второй- 18см, третьей -16см.), небольшой треугольный кусочек ткани для платочка (красного цвета) кусочек ваты, ножницы, шпажка, красная узкая ленточка, красные нитки.
- Берём кусочек ваты, делаем из него шарик, закручиваем на шпажку, делаем головку, завязываем нитками.
- Затем берём лоскут красного цвета и нашу головку кладём посередине, к центру. Обернули шарик и завязываем нитками. Получилась одна юбочка.
- А теперь берём лоскут синей ткани, и делаем тоже самое, расправляем равномерно на голове складочки и закручиваем, завязываем, делаем узелочки, расправляем юбочки.
- Берём лоскут белой ткани. Она у нас будет голова и ручки. Делаем также на серединку, но надо сделать, чтобы лицо было красивым, складочки убираем назад за спинку, заматываем.
- Теперь белую ткань выравниваем, и ещё будем делать ручки, подгибаем, ещё раз подгибаем, завязываем. Получилась ручка, сделаем два узелочка. Тоже делаем с другой ручкой. Здесь проверяем. Чтобы ручки были одинаковые (соединяем две ручки в ладошки), завязываем.
- Всё расправляем, делаем талию и завязываем нитками.
- Потом подвяжем поясок и подвязываем платочек. Складываем и завязываем платочек. Можно просто завязать, а можно и сзади.
Кукла «Россияночка» готова! Можно поиграть.
Педагог: Вот какие замечательные куклы у нас получились.
Уважаемые коллеги, поделитесь своими впечатлениями - какие чувства вы испытали при изготовлении куклы?
Педагоги делятся впечатлениями.
Кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. Пусть Куколка, сделанная вашими руками, станет украшением и защитой вашему дому, а может быть кто-то из вас захочет её подарить хорошему человеку. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучие.
Мне хочется пожелать всем побольше добрых вестей, радости и благополучия, мира вашему дому!
Используемая литература:
- Аскарова Л. П. « Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Дошкольное воспитание - 2011.№7 стр. 117-125.
- Князева О.А, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры 1997.
- Косарева В.Н. Народная кукла и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград 2013.
- Скляренко О. Народные куклы своими руками. Забавы и обереги. СПб. 2015.
- Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство - пресс 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...

Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"
Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Конспект мастер-класса для педагогов « Народная кукла как средство приобщения к истокам русского народа»
Вызвать интерес участников мастер-класса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. (передать опыт, мастерство путем прямого и к...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...

Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....
