НПК «Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры»
проект (старшая группа)

Карева Елена Владимировна

«Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena_vladimirovna_mdou_teremok._master_klass.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ -2025

Тема:

«Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры»

Карева Елена Владимировна

воспитатель

МДОУ «Муниципальный детский «Теремок»

 г. Кременки

Жуковского района Калужской области

г. Жуков

 «Народная кукла - как средство приобщения к истокам русской народной культуры».

Карева Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальный детский сад «Теремок».

Из всех существующих в мире загадок,

Тайна кукол самая загадочная,

 Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека….

М.Салтыков-Щедрин.

Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своей страны, её традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую главными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий, люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, дети не проявляют интерес к истории деревни, города не могут различить народные промыслы. Для этого нужно обратиться к истокам  русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребёнка. Чтобы развить в детях познавательные способности, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к культуре, помогать узнавать прошлое, учить ценить свои истоки.

Я представляю свой педагогический опыт по данной теме  и хочу поделиться своими достижениями.  Приобщая детей дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры я сама расту и развиваюсь как личность.

 В последнее время всё острее встаёт вопрос о возрождении русских национальных традиций, чтобы воспитать любовь к Родине, надо знать и понимать свои традиции. Народная кукла, являясь образцом человека, помогает ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с народной куклой ребёнок познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

Приобщение детей к русской народной культуре - работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно всё - форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога! В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла-это детская игрушка в виде фигурки человека.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх -  эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Каждый мечтает иметь свою собственную куклу, сделанную своими руками. И пусть она будет не идеальна, но в ней вложена душа самого творца. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной  народной куклы. У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом.

Приобщение детей к традиционной культуре следует начинать с малых лет, так как детские впечатления самые яркие. Руководствуясь этим, я начала знакомить детей с народными приметами, пословицами, календарными праздниками и традициями русского народа, читала много потешек и сказок.

Вместе с детьми провели такие праздники, как Масленица, Сергей-Капустник (учили квасить капусту), Сороки, Колядки, Пасха.

С удовольствием смотрели различные учебные фильмы «Традиции русского народа», рассматривали иллюстрации, фотографии, часто посещали мини-музей в детском саду «Русская изба».

А особенно полюбили дети подвижные русские народные игры: «Горелки», «Жмурки», «Баба – Яга», «Золотые ворота», «Колпачок». В непосредственной образовательной деятельности знакомились с различными видами росписи, народными игрушками.

В этом году я решила познакомить детей с различными видами народных кукол.  Научила изготавливать народных кукол по традиционной технологии. Знакомясь с историей возникновения  кукол, дети получают знания о культуре и быте своего народа, его обычаях, традициях, чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно- нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь  наших детей самодельную куклу.

В ходе знакомства с куклой, использую различные формы работы: занятия - путешествия, создание альбомов, мастер-классы, познавательные беседы, посиделки.

Разработала перспективный план по знакомству с народной куклой,  провела  несколько занятий по теме:

- «История появления куклы».

- «Русский национальный костюм».

- « Куклы разных народов».

Родители принимают непосредственное участие: помогают материалом и изготавливают тряпичных кукол. Совместно  с ними была изготовлена папка « Народные куклы».

Детям очень полюбили  технологию скручивания ткани, где столкнулись с трудностью  завязывание узелков.

Название мастер – класса: «Изготовление народной куклы Россияночка».

Цель: Познакомить педагогов, воспитателей с народной куклой Россиянка и научит её изготавливать.

Задачи:

- научить мастерить куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество, а также заинтересовать педагогов в возрождении и сохранении народных традиций.

- знакомить с основными техническими приёмами изготовления традиционной народной куклой Россиянка.

- вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности и работе с детьми.

- развивать творческие способности детей и взрослых.

- создавать эмоционально - положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Время: 20-30 мин.

Минимальное и максимальное количество участников: 5-10 человек.

Участники мастер класса: педагоги, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

- создание куклы «Россияночка» из тканевых лоскутков.

- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.

- приобщение к истокам русской народной культуры.

Вводный этап.

Приветствие: 

Добрый день и добрый час.

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку-

Она закроет глазки,

Поиграем – будем спать,

Уложу её в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром – дочка, днём – подружка?

Педагоги: (Кукла)

Сегодня мы поговорим о русских куклах. Проходите, присаживайтесь поудобнее. Мы с вами собрались, как раньше, в давние времена на посиделки собирались наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, вели разговоры, да делились друг с другом секретами своего мастерства. Я хочу поделиться с вами секретами изготовления традиционной народной куклы «Россияночка». Но для начала предлагаю вам высказать свое мнение: какую роль выполняет кукла в воспитании современной девочки,

(Участники высказывают свое мнение)

Теоретический этап:

Педагог: Кукла  для ребенка всегда выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты.

Традиционной игрушкой в бедных, крестьянских семьях с давних времён была народная  кукла. Народные куклы были предназначены для игры, забавы ребёнка.  

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы, при этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаённой неприязнью накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении народных кукол недопустимо было использовать режущие и колющие предметы, которыми человек мог пораниться. Лоскутки ткани и нитки для изготовления будущих кукол нужно было не резать, а рвать.  Народные куклы обязательно делались безликими. И сейчас мы с вами  изготовим куклу «Россияночка» - это кукла весёлая, задорная, доброжелательная приносит в дом  радость и веселье.

«Россияночка» - это женский образ, девочки, девушки, матери, бабушки, который связывает нас с далёким прошлым наших предков. Эта кукла символизирует праздник, веселье, радость, красоту, счастье, любовь, богатство.  Кукла проста в изготовлении, интересна, красива и подойдёт в качестве сувенира. Так давайте же приступим к изготовлению этой  доброй, чудесной куколки.

Практический этап:

Для изготовления куклы нам понадобятся три крупных лоскута ткани - квадраты разного цвета, один меньше другого  (первый -20см, второй- 18см, третьей -16см.), небольшой треугольный кусочек ткани для платочка (красного цвета) кусочек ваты, ножницы, шпажка, красная узкая ленточка, красные нитки.

  1. Берём кусочек ваты, делаем из него шарик, закручиваем на шпажку, делаем головку, завязываем нитками.
  2. Затем берём лоскут красного цвета и нашу головку кладём посередине, к центру. Обернули шарик и завязываем нитками. Получилась одна юбочка.
  3. А теперь берём лоскут синей ткани, и делаем тоже самое, расправляем равномерно на голове складочки и закручиваем, завязываем, делаем узелочки, расправляем юбочки.
  4. Берём лоскут белой ткани. Она у нас будет голова и ручки. Делаем также на серединку, но надо сделать, чтобы лицо было красивым, складочки убираем назад за спинку, заматываем.
  5. Теперь белую ткань выравниваем, и ещё будем делать ручки, подгибаем, ещё раз подгибаем,  завязываем. Получилась ручка, сделаем два узелочка. Тоже делаем с другой ручкой. Здесь проверяем. Чтобы ручки были одинаковые (соединяем две ручки в ладошки),  завязываем.
  6. Всё расправляем, делаем талию и завязываем нитками.
  7. Потом подвяжем поясок и подвязываем платочек. Складываем и завязываем платочек. Можно просто завязать, а можно и сзади.

Кукла  «Россияночка» готова! Можно поиграть.

Педагог: Вот какие замечательные куклы у нас получились.

Уважаемые коллеги, поделитесь своими впечатлениями - какие чувства вы испытали при изготовлении куклы?

Педагоги делятся  впечатлениями.

Кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. Пусть Куколка, сделанная вашими руками, станет украшением и защитой вашему дому, а может быть кто-то из вас захочет её подарить хорошему человеку. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучие.

Мне хочется пожелать всем побольше добрых вестей, радости и благополучия, мира вашему дому!

Используемая литература:

  1. Аскарова Л. П. « Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Дошкольное воспитание - 2011.№7 стр. 117-125.
  2. Князева О.А, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры 1997.
  3. Косарева В.Н. Народная кукла и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград  2013.        
  4. Скляренко О. Народные куклы своими руками. Забавы и обереги. СПб. 2015.
  5. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство - пресс 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Конспект мастер-класса для педагогов « Народная кукла как средство приобщения к истокам русского народа»

Вызвать   интерес  участников мастер-класса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. (передать   опыт, мастерство  путем прямого и к...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...