из опыта работы музыкального руководителя
опыты и эксперименты
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
Заводовой Екатерины Александровны,
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад 103»
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Использование средств ритмопластической гимнастики положительно сказывается на совершенствовании «школы» движений - ритмичности, пластичности, музыкальности и двигательных качеств
При планировании работы с детьми, ставилось целью развитие художественно-творческих способностей средствами хореографии. Научить детей выражать свои музыкальные впечатления и быть предельно ритмичным; расширять кругозор, образно-художественное восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии ритмических способностей у детей. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к музыке и окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы ритмического развития ребёнка, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формировать активность, сознательность, самостоятельность, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Способствовать раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Приобретение первичных ритмико- двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит детям истинную радость. При этом у детей раздвигаются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, становятся имитацией поведения нужного художественного образа. Обычные прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы. Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.
Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний.
Метроритмические действия - непременный компонент эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Выполняя хореографические движения, дети неизменно испытывают от этого радостные чувства и истинное эстетическое удовольствие. Дети выражают через жест собственные положительные ощущения, опоэтизированные музыкой. Запомнившиеся движения могут иметь место в независимых автономных повторах их детьми во время самостоятельных занятий.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желание открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни.
Опыт представляет собой систему деятельности по обучению ритмики детей дошкольного возраста. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении.
Овладевая разнообразными движениьями дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, формируется четкость движений.
Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает всё занятие, регулирует движение.
Дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать метроритм, динамику и темп произведений, овладевают разнообразными формами движения, исполняют с музыкальным сопровождением разминку, танцевальные композиции.
Конечно, возможность обучения ритмопластике у дошкольников, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, родителей, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций.
Можно выделить основные задачи работы в обучении ритмопластике:
- Формировать активность, сознательность, самостоятельность, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
- Способствовать раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Решение задач происходит через систематические занятия ритмопластикой.
Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- создание кружка ритмопластике для детей ДОУ;
- обучение детей движения под музыку;
- ознакомление родителей с результатами обучения ритмопластикой;
- совместную практическую деятельность взрослых и детей.
Теоретическая база опыта
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников.
Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 77 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают "научить ребенка красиво двигаться».
Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.
Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.
Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.
Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.
Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Ритмопластика - это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.
Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.
Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.
Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.
В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Задачи обучения ритмопластике в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – потребности детей в движениях под музыку. Они сводятся к следующему:
- ритмическое развитие детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной музыкальной деятельности;
- обоснованность необходимости в приобщении ребенка к танцевальному искусству на ранних этапах дошкольного детства как основы для гармоничного развития.
Цель обучения ритмопластике
- Способствовать становлению исполнительских навыков в танце, артистичности и художественного вкуса детей.
- Развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
- Развивать ребёнка, формировать средствами музыки, танца и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.
- Интеграция разных видов деятельности дошкольников, в том числе взаимосвязь работы танцевального кружка с музыкальными занятиями способствует достижению цели комплексного развития танцевально-двигательных навыков детей и представлений о спортивных танцах.
Цель обучения ритмопластики достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Обучающие:
- Способствовать развитию музыкальности детей:
- Отрабатывать двигательные качества и умения детей:
- Обогащать двигательный опыт детей новыми видами движений.
- Отрабатывать умение запоминать и самостоятельно воспроизводить движение под музыку.
- Способствовать развитию творческих способностей детей.
- Организовывать детей во время движения под музыку.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
- Отрабатывать точность координации движений детей
Оздоровительные:
- Укрепление здоровья детей.
- Отрабатывать гибкость и пластичность движений.
- Формировать правильную осанку детей.
Перспективный план работы был составлен с учетом возрастных особенностей детей, по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана я опиралась на разработки А.И. Бурениной. План основан на принципе повторяемости. В следующие разделы:
- Танцы – игры;
- Танцы- фантазии;
- Образные танцы;
- Танцы с предметами;
- Танцы с предметами;
- Парные танцы;
- Спортивные танцы;
- Сюжетные танцы;
- Импровизированные танцы.
Я использую самые разнообразные формы и методы работы с детьми. Это, занятия – тренинги познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения. Используя разные типы занятий, в своей работе по обучению ритмопластике отдаю приоритет игровым занятиям.
Таким образом, в работе по обучению детей я использую разные формы и методы в комплексе, правильно сочетаю их между собой. Выбор методов и необходимость их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые я решаю в своей деятельности.
Используя разные виды занятий, в своей работе по обучению ритмопластике я отдаю приоритет игровым занятиям, которые направлены на развитие пластичности детей, на формирование обобщенных представлений.
Методика обучения дошкольников языку ритмопластических движений во многом зависит от выбора «единиц» этого языка, с которыми предполагается познакомить детей. Необходимо подбирать достаточно простые, доступные движения. Эти движения составили некоторую систему выразительных средств, позволяющую создать разнообразные хореографические композиции. Особое внимание хочется обратить на использование специальных, корригирующих упражнений. Данный метод показал, что если включать в занятия с детьми корригирующие упражнения, то можно добиться исправления дефектов в осанке, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив укороченные и укрепив растянутые.
Опираясь на сведения, почерпнутые из научной литературы по анатомии и физиологии детей и исходя из собственного педагогического опыта, была разработана система упражнений, способствующих развитию специальных данных и корректирующих недостатки природной осанки ребёнка.
Занятия проходят при тесном контакте педагога с детьми. Педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
Название движения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ движения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения движения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения связки движений.
Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение изученного.
Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оцениваются достижения детей. Если появляются затруднения, руководителю кружка следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознано выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает разные варианты движений и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
На третьем этапе обучения, задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под фонограмму, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения движений и формировать у детей индивидуальный стиль. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.
Этап совершенствования и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и детей, наибольшее значение имеет отношение музыкального руководителя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных, действиях. Мои методы и формы работы создают образец взаимодействия с музыкой, неравнодушного отношения к ней, демонстрируют необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Работа по обучению ритмопластикой более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Эта работа осуществляется с целью создания единого этнокультурного образовательного пространства детского сада и семьи через следующие формы работы: родительские собрания, анкетирование, круглый стол, дни открытых дверей, всеобуч, фотовыставки, конкурсы поделок и т.д.
Анализ результативности
В результате проводимой работы в ДОУ с использованием ритмопластики можно сделать вывод об эффективности работы по обучению ритмопластике. Индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся при использовании комплексов по ритмопластике, что позволило достичь следующих результатов: заболевания не прогрессируют - 19%, улучшения отмечены -81%. Прогрессирования заболеваний не наблюдалось.
Танцевальные ритмопластические этюды танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорными.
Итак, ритмопластическим движениям придаётся особое значение, так как детям с нарушениями осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмопластических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.
Мною осуществляется консультационная помощь педагогам по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, по организации мероприятий направленных на формирование ценностей ЗОЖ.
Повышение информационно-просветительской работы среди семьи осуществлялось через информ - экспрессы, паспорта здоровья, совместные праздники, недели здоровья.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Ритмика: это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ, конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. А это, в свою очередь, помогает детям ярче и выразительнее проявлять свои актёрские способности, принимая участие в театральных постановках.
Формирование пластичности детей во многом зависит от музыкального руководителя детского сада: от его методической грамотности, понимания важности данного направления в формировании личности воспитанника, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка. Эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения оздоровительной гимнастики. С каждым днем программу совершенствуют, вносят в неё все новые методики, предлагают различные игры.
На самом деле заниматься преподаванием ритмопластики своему ребенку может каждый родитель в отдельности. Однако наибольших результатов удается достигнуть лишь тогда, когда упражнения выполняются в группе детей под присмотром опытного профессионала.
Положительным моментом преподавания ритмопластики педагогом, а не самим родителем, также является то, что у родителя появляется свободное время для выполнения домашних дел, в то время как ребенок обучается у специалиста.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Материалы по теме инновационной направленности «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» разработаны с учетом современных требований программы развития и могут быть использованы в воспитательно-образовательной работе педагогов ДОУ.
Информацию о накопленном мною положительном опыте по теме: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.
С целью распространения положительного педагогического опыта, размещаю опыт работы его описание на сайте: www.ds86sar.schoolrm .ru
Реализуется в практике работы МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» г.о.Саранск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.
Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...
Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)
Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...