Занятие "Прогулка по экологической тропе"
план-конспект занятия (старшая группа)
Прогулка по экологической тропе
Цель:
Продолжать учить детей различать и называть деревья лиственные, хвойные, фруктовые на территории детского сада. Формировать навыки поведения с объектами природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.
Словарная работа:
Деревья лиственные, хвойные, фруктовые, туя, берёза, калина, ива, яблонька.
Предварительная работа:
Наблюдения и беседы во время прогулок. Дидактические игры «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки».
Разучивание загадок и стихов о деревьях И.Токмаковой, П.Воронько, Т.А.Шарыгиной.
Экологическая игра «Узнай правило».
Организация занятия:
Занятие проводится на открытом воздухе, в июле, в первую половину дня.
Материалы:
Карта-схема экологической тропы, знаки-правила поведения на природе, , мешок для мусора, листья с разных деревьев, Знайка – игрушка(воспитатель)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка по экологической тропе
Цель:
Продолжать учить детей различать и называть деревья лиственные, хвойные, фруктовые на территории детского сада. Формировать навыки поведения с объектами природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.
Словарная работа:
Деревья лиственные, хвойные, фруктовые, туя, берёза, калина, ива, яблонька.
Предварительная работа:
Наблюдения и беседы во время прогулок. Дидактические игры «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки».
Разучивание загадок и стихов о деревьях И.Токмаковой, П.Воронько, Т.А.Шарыгиной.
Экологическая игра «Узнай правило».
Организация занятия:
Занятие проводится на открытом воздухе, в июле, в первую половину дня.
Материалы:
Карта-схема экологической тропы, знаки-правила поведения на природе, , мешок для мусора, листья с разных деревьев, Знайка – игрушка(воспитатель)
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей на участке и задаёт вопросы.
- Дети, какое сейчас время года? (Лето)
- Какая сегодня погода? (Тёплая, небо голубое, чистое, солнце светит и т.д.)
- Деревья на нашем участке яркие, зеленые
- Назовите деревья, которые растут на территории детского сада.?
Затем воспитатель загадочным голосом сообщает, что на участке есть гость. Он хочет поступить в наш детский сад и пришёл посмотреть на него. Он ходил вокруг детского сада и зашел полюбоваться нашими деревьям. Он хочет узнать, знаете ли вы какие деревья растут в нашем детском саду?
- Мы сейчас отправимся туда. А по пути расскажем Знайке о тех деревьях, которые нам встретятся. А поможет нам план-схема, на которой стрелочками указана тропинка. Она называется экологическая тропа.
- Ну а теперь нам пора отправляться в путь. Наша первая остановка.
Воспитатель читает загадку о березе.
- Наша белоствольная красавица берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины. Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Берёзка». Читает ребёнок:
Если б дали берёзке расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявая пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косички.
Воспитатель: «Стрелочка ведёт нас к домику на дереве».
Подходят к дереву, на котором висит скворечник.
- Дети, что это за домики и кто в них живёт?
Скворечники сделали люди. А как называются домики, которые птицы строят сами? (Гнёзда).
- А какие ещё птицы прилетели из тёплых краёв? Назовите их.
- Как этих птиц называют? (Перелётными).
- Послушаем стихотворение В.Туманского «Птичка».
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несёт,
Птичка домик сделать хочет,
Солнышко взойдёт, зайдёт
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поёт.
Воспитатель: «Стрелочка зовёт нас дальше и указывает на другое дерево. Подойдём поближе и поздороваемся с ним».
Ребёнок читает загадку про
Стоит летом золотая,
Сладким мёдом налитая. (Липа).
Воспитатель: «Правильно, дети, это липа, а ещё её называют «Сладкое дерево». Как вы думаете, почему? (Потому что, когда липа зацветает, вокруг неё летают пчёлы и собирают нектар для мёда).
Воспитатель: «Красивое дерево липа, и Аня прочитает про него стихотворение».
Выросла я липка
Тоненькой и гибкой,
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом,
Береги меня!
В полдень надо мною
Спрячешься от зноя,
Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою
Поливай меня!
Дети прощаются с липой.
Воспитатель: «Стрелочка указывает нам ещё на одно дерево, подойдём к нему, поздороваемся с ним. А Люся прочитает загадку:
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют». (Рябина).
Воспитатель: «Посмотрите на это стройное и высокое дерево и на его цветы. Они собраны в белые соцветия и издают аромат. Рябина – доброе дерево. И ягодой всех потчует и мёдом угощает.
Ребёнок читает стихотворение Т.А.Шарыгиной:
На плечах её – косы длинные,
Брови смелые, соболиные,
Сарафан с широкой каймою,
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитыми листьями,
Разрисован алыми кистями.
Подойду, и глазам не верится:
То стоит не юная девица,
А рябины тонкое деревце!
Попрощаемся с рябиной и пойдём дальше.
Воспитатель: «Дети, какие деревья называют вечнозелёными?» (Ель, сосну). «Почему?».
Вот стрелочка и привела нас к такому дереву.
Ребёнок читает стихотворение И.Токмаковой «Сосны»:
Сосны до неба хотят дорасти
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Воспитатель: «На территории нашего детского сада вы можете не сразу найти сосну, потому что она не такая высокая, как сказано в стихотворении. Это потому, что она посажена недавно и ещё не успела дорасти до неба. Листья у сосны в виде узких, длинных хвоинок. Поэтому сосну называют хвойным деревом. Сосновая кора внизу серо-коричневая, грубая и шершавая, а наверху – тонкая, золотисто-оранжевая. Кора и хвоя пахнут смолой. Про какие деревья говорят: «Зимой и летом одним цветом?» (Ель, сосна).
Ель – это ещё одно хвойное дерево. И следующая стрелочка ведёт нас к высокому могучему дереву. Весной хвоя на елях становится ярко зелёной, а на концах еловых веток появляются маленькие, величиной с напёрсток, шишечки, из которых к концу лета вырастают крупные смолистые шишки.
Ребёнок читает стихотворение И.Токмаковой «Ели»:
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – ёлочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
Воспитатель: «Попрощаемся с елями и пойдём дальше. Вот стрелочка и привела нас к конечной остановке. Дети, куда мы с вами пришли?» (В сад).
Давайте поздороваемся с садом. Как называются деревья, которые растут в саду? (Фруктовые). В нашем саду растут сливовые деревья. Значит, как называется наш сад? (Сливовый сад). Посмотрите, как выглядит дерево сливы. Оно не очень высокое, примерно двух-трёхметровое, с округлой кроной. У сливы могучая корневая система. Её корни уходят под землю на глубину до 12 метров и разрастаются в ширину далеко за пределы кроны. «Слива себя не хвалит, а дорожка к ней не зарастает», - так говорит о сливе народ. Посмотрите, как красив цветущий сад. Цветение этих плодовых деревьев начинается ещё до того, как на ветках появляются зелёные листья. Кажется, что сливовые ветки покрыты бледно-розовой пеной. Писатель Сергей Красиков так поэтически объяснил название сливы: «Слива и в молодости, и в зрелости по цвету постоянно сливается то с бледно-розовым рассветом, то с фиолетово-сиреневым вечером, и, видимо, поэтому получила своё столь необычное название».
Ребёнок читает стихотворение Т.А.Шорыгиной «Чудесное дерево»:
Весною на сливах цветы раскрываются –
И с утренней зорькой соцветья сливаются.
А летом на ветках плоды наливаются –
С сиреневым сумраком сада сливаются.
Вот потому называют красиво
Это чудесное дерево сливой!
Затем Знайка говорит: «Какие вы, ребята, молодцы, знаете все деревья. А как вести себя в саду и на территории детского сада вы знаете?»
Дети: «Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т.д.»
Знайка: «Спасибо, вы умеете вести себя. А сейчас давайте приберёмся в саду».
Дети собирают мусор (ветки, сухие растения и др.) и складывают в мешок.
Знайка: «Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю вас поиграть со мной в дидактическую игру «С какого дерева лист».
Проводится игра.
Знайка: «Хорошо мы с вами поиграли. Я от вас узнал много интересного о лиственных, хвойных и фруктовых деревьях, перелётных птицах, научился ухаживать за садом, территорией детского сада. Я думаю, что вас смело можно перевести в подготовительную группу потому что вы настоящие друзья природы.
Хочу вам подарить эмблемы-медальоны «Юный эколог» с девизом «Люби и береги природу». А чтобы и другие дети правильно вели себя, давайте развесим в саду на других деревьях знаки с правилами поведения на природе.
Воспитатель и дети: «До свидания, Знайка. Ждём тебя в нашем детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
