Профориентационная работа с детьми
опыты и эксперименты

Глазкова Жанна Васильевна

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа с детьми в ДОУ

через музыкально – творческое развитие.

Мы в профессии играем,

по душе их выбираем.

И мечтаем поскорее

мамы с папой стать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать,

а кем быть решить и стать.

 В современном обществе важнейшим направлением социально культурного развития является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности, к своей будущей профессиональной деятельности.

Знакомство детей с профессиями, воспитание у них трудолюбия является одной из ведущих задач на протяжении практически всей истории дошкольной педагогики.

Актуальность:

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Целью  ранней профориентации является формирование у ребёнка эмоционального отношения к профессиональному миру, с помощью различных доступных ему видов деятельности.

 

Одной же из главных задач воспитания подрастающего поколения является развитие творческих качеств личности.

В душе каждого ребёнка таится желание проявить себя, как творческая личность. И мы, педагоги должны помочь ему в этом.

Взаимодействие с родителями – особое направление в работе, так как маленький ребёнок первоначально берёт всё из семьи. Папа оделся в Деда Мороза-папа актёр, мама приготовила обед-мама повар! Папа построил забор-папа строитель! Мама сшила платье-мама швея! И т.д. Дети все первые профориентационные навыки берут от родителей и узнают о профессиях от них..

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развивается коммуникативная, познавательно – исследовательская деятельность, формируется понимания норм и правил общественного поведения. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых состоит на диалоге детей с взрослыми, что способствует социализации дошкольников. Если у человека потребность к труду не воспитана, если у него нет умения и желания трудиться, то он не реализует себя как личность. Задача любого педагога состоит в подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания детей к труду, а значит трудового самоуправления.

Одним из видов  деятельности, способствующей развитию индивидуальности и профориентационных навыков ребёнка, является музыкально – творческая деятельность. Именно она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.

Слайд

Музыкально-творческая деятельность способствует становлению познавательной и эмоциональной сферы, формирует «творчество», как качество личности.

Музыкально – творческая деятельность влияет на общую культуру поведения детей. Чередование различных заданий, видов деятельности: пения, слушания музыки, музыкально – ритмических движений под музыку, театрализованных постановок и др. видов деятельности - требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.

Таким образом, музыкально – творческая  деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры человека, его профессиональную заинтересованность.

Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно и активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Войдя в мир музыкального творчества, ребёнок учится передавать свои эмоции, чувства в исполняемом произведении. Вкладывает в него частицу своей души, что отражает его внутренний мир.

Музыкальное образование предопределяет необходимость раннего включения обучающихся в профессиональную деятельность. Изначальная установка на определенную музыкальную  или другую специальность позволяет ребенку сориентироваться в различных сферах творчества и даёт возможность самостоятельно выбрать будущую профессию

Слайд

На музыкальных занятиях совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, врач, водитель, лётчик) в игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношение людей в работе. Также на музыкальных занятиях проводятся физкультминутки и  музыкально-ритмические  движения, в процессе которых дети подпевают и исполняют подражательные движения. Очень важное место в профориентационной  работе с дошкольниками занимают музыкально-познавательные досуги: «В гостях у светофора», «Скорая помощь», «Мы-пожарные», «В космос», «Лётчики», «Военные» и другие

 Слайд

При знакомстве дошкольников с профессиями, ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть, её нужно обыграть! Ведь игра для дошкольника – это ведущий вид деятельности. В игре ребёнок получает первый практический опыт социального взаимодействия,  развивается  творческое воображение и фантазия, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими эмоциями и чувствами, развиваются  умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, быстрота  реакции, внимания, памяти и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира.

 В процессе всего учебного года мы работали над задачей ранней профориентации детей посредством развития музыкально-творческих способностей и выявления направленности на ту или иную область профориентации.

Слайд парикмахер

Для выявления интереса к профессии парикмахер, и проявления музыкально-творческих способностей, детьми группы Радуга был показан мини спектакль о профессии парикмахер, в котором были отражены все тонкости данной профессии. В театрализованной ими деятельности они показали, как можно постричь волосы, сделать причёску или укладку. Дети поняли, чтобы стать настоящим мастером своего дела нужно много учиться и трудиться, тогда и люди, которых ты обслуживаешь будут довольны.

Слайды

В мини сценках, показанных детям групп Катерок и Дельфинёнок были представлены профессии детский врач, певица, дворник, водитель, пожарный, полицейский. Дети с удовольствием погружались в ту или иную профессию и старались показать её во всех проявлениях. Так в профессии врач дети поняли, чтобы стать детским врачом нужно закончить садик, школу, отучиться в ВУЗе, пройти практику и только потом можно будет работать и лечить больных детей, зная, что и какие лекарства и микстуры будут нужны больному.

Слайд

В ярмарке мастеров дети группы Ручек представили 4 важных профессии, которые немного забыты или мало освещены людьми, это- кузнец, шахтёр, повар, портной,  профессии, которые очень важны и нужны для нашей необъятной страны.

 В своих выступлениях дети показали и рассказали об этих уральских профессиях, глубоко погрузились в проживание и обыгрывание ролей. Смогли донести до зрителей, как важны и нужны эти профессии в народе.

Слайд

В своей профессиональной деятельности я активно знакомлю детей с музыкальными профессиями: актёр, певица, музыкант, танцовщица, балерина и др. Кто-то заинтерисовывается спрашивает, а кто-то просто слушает, воспринимает. Но знакомство с профессиями происходит очень часто. Дети средней группы Радуга хотят стать композиторами, сочинять музыку. Им очень нравятся музыкальные профессии. Будем надеяться, что ранняя профориентация будет очень положительно влиять на детей и их будущую направленность в выборе своего предназначения, в выборе их будущей профессии.

Таким образом, музыкально-творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, она позволяет решать многие педагогические     задачи,     касающиеся        формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания дошкольника. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и профессиональному наследию.

Закончить своё выступление хочется словами:

 И мы горды своим трудом,

Своим успехом педагогов,

Что дарим детям день за днём

Любовь к стремительным дорогам!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-театрализованная деятельность в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе.  Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества. В пособии...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Памятка для родителейПредлагаем Вам примерные вопросы, которые Вы можете задавать детям, при формировании у них первоначальных знаний о людях разных профессий.1. Название профессии. Кто это? (Ребёнок ...

Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить  сложность вещей......

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависимым от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирая профессию отвечали и соотносились с потребностями общества....

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста

Мастер - класс по теме: "Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста"...

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

laquo;Ознакомление детей с профессиями и трудом взрослых»...