Выступление на педагогических чтениях "Фомирование предпосылок читательской грамотности дошкольников"
материал (старшая группа)
Выступление на педагогических чтениях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОТ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИВЕДЕНИЙ ДО ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Шилова Евгения Михайловна,
воспитатель МАДОУ №15
Храмцова Светлана Николаевна,
воспитатель МАДОУ №15
Ключевые слова: предпосылки читательской грамотности, игра-драматизация, интерес к художественной литературе, речевое развитие.
На сегодняшний день период дошкольного возраста является наиболее активным для приобщения ребенка к читательской деятельности. Именно в этот возрастной период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него формируются навыки, привычки, характер. Также у него появляется интерес к книге, формируются основы разносторонней читательской деятельности.
В федеральной образовательной программе дошкольного образования на всех возрастных этапах включена одна из задач в области речевого развития: «интерес к художественной литературе», которая решается через побуждение и рассматривание книги; восприятие и понимание содержания и композиции текста, развитие способности воспринимать содержание и форму художественных произведений..и т.д.
Под читательской грамотностью понимается потребность в читательской деятельности для успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития личности.
Основными компонентами читательской грамотности являются:
− нахождение и извлечение информации;
− интегрирование и интерпретирование информации;
− осмысление и оценивание информации, то есть, способность ребенка понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также те сведения, которые он получает из текста, должны расширять его знания, способности и возможности.
Приобщение ребенка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами-дошкольниками сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.
Что же является предпосылками читательской грамотности? Прежде всего это:
- формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя;
- становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров;
- стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.
Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром мультфильмов и все реже берут в руки книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но, мы, взрослые должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребенком. Осознав важность вопроса в формировании предпосылок читательской грамотности, мы считаем игру-драматизацию одной из эффективных форм работы в данном направлении. Игра-драматизация, которая помогает детям запомнить текст, пересказать, осмыслить течение событий.
Цель: создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста через игру-драматизацию.
Задачи:
- активизировать познавательный интерес детей при прослушивание художественной литературы.
- Совершенствовать творческую самостоятельность и игровые навыки детей через игру драматизацию;
- Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение речевой выразительности.
- Развивать выразительность движений, мимики, жестов.
- Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Введение ребенка в мир художественной литературы начинается с ознакомлением с разными литературными жанрами – это сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки. По мере чтения художественной литературы у детей нарастает интерес к героям сказок и их жизни. Дети пытаются попробовать себя в роли героя, имитируя действия персонажа в самостоятельной игре. Игры-драматизации мы начинаем использовать со второй младшей группы.
На первом этапе на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и рассказывания сказки дети знакомятся с текстом. Настроится на нужную тему, помогает музыка. Сказка читается три, четыре раза, что помогает лучше понять содержание, дать правильную оценку героям.
После прослушивания сказки, мы с детьми переходим к обсуждению. Обсуждение сказки я сопровождаю наглядными материалами. Так, например, вспоминая, действующих персонажей использую иллюстрации к сказке, игрушечные фигурки животных, маски. Предлагаю детям надеть маски и изобразить мышку, зайчика, медведя, показать, как ходят, как говорят. Запомнить сюжет сказки поможет совместное раскрашивание картинок, четко отображающих последовательность событий в сказке.
После обсуждения сказки, я предлагаю проанализировать характерные качества героев сказки, задавая вопросы. При этом вопросы могут быть, как информационного, так и эмоционального характера. Например,«Кто приходил к домику козы в гости? «Каким голосом говорил волк?»,«Почему он так вел себя?», «Как отвечали козлята?». Также не следует забывать о том, что сказка должна учить добру, справедливости, показать ситуации, которые дети смогут проецировать на реальную жизнь. На занятиях по пересказу я принимаю разнообразные приемы: показ наглядных материалов, образец чтения, вопросы детям, подсказ слова или фразы.
В качестве средства, помогающему ребенку определить главные структурные компоненты сказки и опираясь на них при пересказе, использую пространственную модель сериационного ряда. Это хорошо прослеживается по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка». Дети определяют, кто пришел первый, второй...
На первых этапах работы дети учатся выделять основных персонажей сказки, воспроизводить их действия путем использования условных заместителей, пересказывать с помощь взрослого отдельные эпизоды сказки. Используя технологию моделирования, свое эмоциональное отношение к событиям сказки ребенок начинает проявлять с помощью символических средств(цвет, форма, предметы). Ребенку предлагаю выбрать самостоятельно цвет, для какого-либо персонажа сказки с помощью наводящих вопросов, ребенок выбирает и высказывает свое мнение, почему он так решил.
Обсудив сюжет, персонажей и проанализировав их характерные черты, мы переходим к игре–драматизации. Игра-драматизация помогает развитию детского творчества, умению связно и правильно выражать мысли, пользоваться речью, передавать образ героев сказки. Главная задача игр-драматизаций с детьми младшего возраста –интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение знаний детей об окружающем мире. Такие игры развивают творческие способности, воображение. В младшем возрасте во время игры драматизации большое внимание стоит уделять двигательной активности. При работе с детьми не следует перегружать сценарий длинными репликами персонажей. Выбор сказок для драматизации в младшем возрасте достаточно широк. Я отдаю предпочтения текстам с большим количеством персонажей. Это позволяет максимально обхватить всю группу и оптимально разделить сказки на небольшие реплики. При разыгрывании происходит распределение ролей. В процессе обсуждения сказки было видно, какая роль более подходит конкретному ребенку.
Подготовка декораций проходит совместно с детьми, дети под моим руководством раскрашивают маски, потом проходит сама игра-драматизация. Игра-драматизация позволяет развивать познавательную двигательную и творческую потребности детей с учетом их возрастных особенностей.
В старшей и подготовительной группе детского сада, так же, как и в младшем возрасте, происходит ознакомление с художественными произведениями, освоение средств литературно-речевой деятельности и развитие умственных способностей. Художественные произведения подбираются таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: произведениями культуры, явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний.
При рассматривании иллюстраций детьми старшего дошкольного возраста использую иллюстрации разных художников-иллюстраторов.
После прослушивания детьми произведения, проводится беседа на восприятии и понимания детьми текста произведения. Во время беседы задаю наводящие вопросы, позволяющие узнать:
- каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям;
- основной замысел произведения, его проблему;
- каковы мотивы поступков персонажей;
- выразительность героев
- воспроизведение содержания;
В старшей группе добавляются задания по пересказу прочитанного, рассказыванию эпизодов сказки, и сочинению собственных. При сочинении собственных сказок у детей развивается воображение, связная логическая речь, творческое мышление. Дети пересказывают прочитанную сказку с опорой на заместители.
В подготовительной к школе группе для закрепления сюжета произведения появляется пространственно-временная модель, которая представляет наглядный план сказки. Сначала дети используют готовую пространственную модель, затем переходят к самостоятельному построению пространственной модели сказки и ее использованию при пересказе.
Наконец, наступает этап драматизации. Помимо изготовления масок, атрибутов, дошкольники самостоятельно обустраивают игровое пространство для обыгрывания сказки: решают где располагается до героя, антигероя, расставляют елочки и т.д.Игра драматизации требует от детей интонационной и мимической выразительности при подражании героя сказки.
Таким образом, драматизация - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения, превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры дети никогда не играют молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение для формирования предпосылок читательской грамотности ребенка.
Литература
- Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства // Дошкольное воспитание. 2018. - № 8.С 15.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М,:ТЦ Сфера, 2023 .- 208с.
- Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006 г.
- Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.
- Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г
- Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".
Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...

Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Брусничка» Выступление на тему:«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через иг...
Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...

Использование технологии «Storysack» как эффективного инструмента развития предпосылок читательской грамотности дошкольников
Одна из важнейших задач современного образования формирование функционально грамотных людей. В образовательных стандартах одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотно...
