"Музыка для детей с ОВЗ"
консультация

Боровинских Анастасия Федоровна
Подбор музыкальных произведений для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) требует особого внимания к их индивидуальным потребностям и возможностям (сенсорным, моторным, когнитивным, эмоциональным). Ключевые принципы: простота, повторяемость, ритмичность, позитивный настрой, возможность участия (движение, звукоподражание, игра на простых инструментах).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_dlya_detey_s_ovz.docx21.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Примеры произведений разных жанров и направлений, часто успешно используемых в работе с детьми с различными ОВЗ, с пояснением, почему они могут быть эффективны:

1. Детские песни (Русские и советские, знакомые, с простой структурой):

  • "Антошка" (В. Шаинский / Ю. Энтин): Очень простой ритм, игровой сюжет, возможность движения ("копать картошку"), звукоподражание ("тра-та-та"). Подходит для развития моторики, имитации, взаимодействия.
  • "Песенка Крокодила Гены" ("Пусть бегут неуклюже...") (В. Шаинский / А. Тимофеевский): Плавная, добрая мелодия, создает спокойную и радостную атмосферу. Хороша для пения хором, развития чувства ритма (хлопки).
  • "Чунга-Чанга" (В. Шаинский / Ю. Энтин): Яркий, экзотический образ, очень четкий и танцевальный ритм. Отлично стимулирует к движению, игре на шумовых инструментах (маракасы, бубны).
  • "Улыбка" ("От улыбки хмурый день светлей...") (В. Шаинский / М. Пляцковский): Спокойная, лирическая, несет мощный позитивный эмоциональный заряд. Помогает создать атмосферу доверия и спокойствия, развивает эмпатию.
  • "Облака" ("Мимо белого яблока луны...") (В. Шаинский / С. Козлов): Мелодия, напоминающая колыбельную, очень плавная и успокаивающая. Подходит для релаксации, снятия тревожности.
  • Песни-игры ("Каравай", "Мыши водят хоровод", "Заинька, попляши"): Простейшие тексты, четкие действия, повторяющаяся структура. Идеальны для развития социального взаимодействия, понимания простых инструкций, крупной моторики.

2. Народная музыка (Ритмы, мелодии, движения):

  • "Калинка-Малинка" (Русская народная): Яркий контраст медленных и быстрых частей. Позволяет варьировать активность (плавные движения руками на медленной части, топание, хлопки на быстрой). Энергичный ритм.
  • "Во поле береза стояла" (Русская народная): Плавная, лирическая мелодия. Хороша для плавных движений (кружение, покачивание), релаксации, пения.
  • "Светит месяц" (Русская народная): Четкий, умеренный ритм. Отлично подходит для отстукивания ритма, ходьбы, простых танцевальных движений.
  • "Барыня" (Русская народная): Энергичная, с нарастающим темпом. Стимулирует к активному движению, игре на инструментах.

3. Классическая музыка (Эмоции, образы, релаксация):

  • П. И. Чайковский:
  • "Детский альбом" (Отдельные пьесы): "Болезнь куклы", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков", "Баба-Яга". Яркие, понятные образы, относительно простые мелодии. Позволяют работать с эмоциями (грусть/радость), представлять образы, двигаться соответственно характеру.
  • Балет "Щелкунчик": Фрагменты "Марш", "Танец Феи Драже", "Вальс цветов", "Трепак". Очень красочная, узнаваемая музыка, стимулирующая воображение и движение.
  • С. С. Прокофьев: "Петя и волк" (Отдельные темы персонажей): Каждый персонаж представлен своим инструментом и мелодией. Отлично развивает слуховое восприятие, ассоциативное мышление, позволяет "озвучивать" персонажей.
  • К. Сен-Санс: "Карнавал животных" (Отдельные пьесы): "Королевский марш льва", "Куры и петухи", "Аквариум", "Лебедь". Очень изобразительная музыка, легко вызывает соответствующие ассоциации и движения (изображать животных, плавные движения как лебедь).
  • Э. Григ: "В пещере горного короля" (из сюиты "Пер Гюнт"): Нарастающий ритм и динамика. Позволяет работать с напряжением и разрядкой, очень эффектна для игры на шумовых инструментах по нарастающей.
  • И. С. Бах: Арии и менуэты (например, из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах"): Спокойные, структурированные, гармоничные мелодии. Отлично подходят для фона во время ручной деятельности, релаксации, концентрации внимания.
  • В. А. Моцарт: Многие исследования указывают на положительное влияние музыки Моцарта ("Эффект Моцарта"), особенно сонат и легких симфонических фрагментов, на концентрацию и эмоциональное состояние. Подбирать стоит более светлые и прозрачные по звучанию части.

4. Музыка для движения и ритмики:

  • Марши (разные по темпу): Четкий пульс, идеальны для ходьбы, отработки координации движений ног и рук.
  • Польки (И. Штраус-отец, П. И. Чайковский - "Полька" из "Детского альбома"): Легкий, прыгающий ритм. Стимулирует к подпрыгиванию, веселым движениям.
  • Вальсы (П. И. Чайковский, И. Штраус): Плавные кружащие движения. Развивают чувство плавности, баланса, партнерства (если в паре).

5. Колыбельные (Русские и мировые):

  • "Спи, моя радость, усни..." (Моцарт / Флис): Классическая, очень гармоничная.
  • Русские народные колыбельные ("Баю-баюшки-баю", "Котя, котенька-коток"): Знакомые интонации, простые тексты. Незаменимы для создания атмосферы безопасности, успокоения, подготовки ко сну или релаксации.

6. Современная детская музыка (Авторская и из мультфильмов):

  • Песни Григория Гладкова ("Пластилиновая ворона", "АБВГДейка"): Остроумные, ритмичные, с интересными образами. Стимулируют воображение и активность.
  • Песни из современных добрых мультсериалов ("Фиксики", "Ми-ми-мишки"): Как правило, имеют запоминающиеся припевы, позитивный настрой, знакомы детям. Хороший мотиватор для участия.

Важно помнить при выборе:

1. Индивидуальный подход: Главное правило! Учитывайте конкретные особенности ребенка (диагноз, сенсорные предпочтения/непереносимости, уровень развития, текущее состояние).

2. Активное участие: Музыка должна не просто звучать фоном, а вовлекать ребенка (хлопки, притопы, покачивания, игра на бубне, маракасах, колокольчиках, дудочке, звукоподражание, пение слогов или слов).

3. Мультисенсорность: Используйте не только слух, но и зрение (яркие картинки, игрушки, движения педагога), тактильные ощущения (вибрация барабана, инструменты разной фактуры), проприоцепцию (движения).

4. Громкость и темп: Избегайте слишком громкой, резкой музыки, если у ребенка есть аутистические черты или гиперчувствительность слуха. Темп должен быть комфортным для восприятия и реакции.

5. Длительность: Начинайте с коротких фрагментов (1-3 минуты), постепенно увеличивая время, если ребенок заинтересован.

6. Визуальная поддержка: Используйте карточки PECS, жесты (макатон), реальные предметы для обозначения действий или героев песен.

7. Жестовое пение: Для детей с нарушениями слуха или речи очень эффективно пение с использованием жестов (дети жестового пения, адаптированные жесты).

8. Повторение: Дети с ОВЗ часто лучше воспринимают и запоминают знакомый материал. Не бойтесь повторять любимые песни.

9. Эмоциональная связь: Выбирайте музыку, которая создает позитивную, поддерживающую атмосферу и помогает установить контакт с ребенком.

Куда смотреть за репертуаром и методиками:

  • Методика Карла Орфа: Основана на элементарном музицировании (речь, движение, пение, игра на простых инструментах). Идеально подходит для детей с ОВЗ. Много адаптированных материалов.
  • Методика Железновых ("Музыка с мамой"): Широко известные песенки-игры с движениями для самых маленьких, легко адаптируются.
  • Музыкальная терапия: Профессиональное направление, использующее музыку для достижения терапевтических целей. Специалисты-музтерапевты владеют огромным арсеналом техник и репертуара.
  • Ресурсы по АФК (Адаптивной физической культуре): Часто включают музыкально-ритмические блоки.

Начните с простого, наблюдайте за реакцией ребенка и будьте готовы гибко менять репертуар и подход! Удачи вам в этом важном и прекрасном деле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

Занятие по музыке дл детей средней группы:Беседа о Музыке

Познакомить детей с понятием "композитор".Рассказать детям,откуда берётся музыка.Научить детей слышать звуки природы,бытовые,городские звуки....

Методическое пособие "Детство под музыку или музыка и дети"

Данный сборник предназначен для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогв - психологов. Материал расчитан на детей раннего и дошкольного возраста, возможен для работы с де...

«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ» НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста.

НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ»...

КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...

"Дарит музыка улыбки" мероприятие к дню музыки для детей среднего дошкольного возраста

Познавательно-развлекательное мероприятие "Дарит музыка улыбки" для детей стреднего дошкольного возрастаЦель:  Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яр...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...