Развитие внимания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
статья
Развитие внимания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Внимание – это сложная высшая психическая функция, которая развивается в онтогенезе. Простыми словами, внимание -это способность человека сосредоточиться на чем-то, не отвлекаясь на посторонние стимулы.
В младенческом возрасте у ребенка преобладает эмоциональное внимание. Длительность фиксации на интересующем объекте измеряется несколькими секундами. Внимание еще пока непроизвольное. В дошкольном возрасте происходит становление произвольной регуляции действий, а значит и произвольного избирательного внимания.
Для контроля за своим вниманием ребенок может использовать внешнюю самостоятельную регуляцию, чтобы себя организовывать. Например, используется речь. Взрослые пользуются письменной речью, оставляя какие-то заметки на бумаге, чтобы не забыть что-то сделать. Дети же активно использую устную речь в своих играх, озвучивая действия персонажей, проговаривая все вслух. Это эгоцентрическая речь. Она является внешним средством, опорой для формирования функции внимания. В 3-4 года такая речь является важным этапом в развитии произвольного внимания. А вот когда ребенок замысливает, планирует , что нужно сделать и выполняет – это интрапсихический этап. Не все дети могут достигнуть этого этапа. Но наша задача – максимально к нему приблизиться. Однако внешними помощниками, такими как устная и письменная речь и др, можно пользоваться всегда по мере необходимости.
Все чаще в дошкольной практике мы сталкиваемся с детьми, которые ,находясь один на один с педагогом, выполняют задания хорошо, а в коллективе справиться не могут. Это связано с тем, что в индивидуальном формате работы педагог держит и направляет внимание ребенка сам, выполняя за него эту функцию. А на групповых занятиях ребенок не справляется с этой задачей. Его внимание рассеивается, и он теряется, начиная отвлекаться на посторонние стимулы.
Безусловно, внимание тесно связано с регуляцией, программированием и контролем деятельности. Поэтому, если ребенку сложно удерживать свое произвольное внимание, он часто отвлекается и испытывает трудности в доведении начатого дела до конца. У таких детей наблюдаются сложности в обучении и в усвоении образовательных программ.
Наша задача, как педагогов, помочь детям развивать произвольное внимание. Хорошие результаты достигаются в процессе игровой деятельности. Рекомендуем следующие игры разной направленности:
- Словесные и настольные дидактические
- игры «Реакция выбора» ( во всевозможных вариациях), ( на определенном слове нужно хлопнуть в ладоши, подать знак или выполнить любое другое действие)
- игры «МЕМОРИ» ( когда ребенок концентрирует внимание , пытаясь запомнить 2 одинаковые картинки)
- игра «Доббль» ( когда нужно первым найти на своей карточке точно такую же картинку )
- игра «Ассоциативный ряд» ( когда дети по очереди называют слова, относящиеся к какой-то категории, не повторяясь)
- игра «Пожалуйста» ( дети должны выполнять то или иное действие только при условии, что ведущий произнесет слово «пожалуйста» )
- любые настольные игры с правилами
2. Подвижные
- игра «Резиночка» ( когда все дети стоят в кругу с натянутой на ноги резинкой. Ведущий называет вслух разные слова и все игроки должны выпрыгнуть на определенном слове, оговоренном ранее)
- игра «Река-Берег» , «Воробьи – Вороны» ( на каждом слове должно быть определенное действие, оговоренное ранее. Важно быть внимательным и слушать слова, которые ведущий может называть вперемешку)
- игра «голова-ноги, плечи-локти» ( на каждом слове участники показывают соответствующую часть тела, затем можно правила усложнять, показывая все наоборот)
- игра «съедобное-несъедобное» ( либо ловить , либо отбрасывать мяч)
- игра «Что изменилось» ( можно проводить и с детьми, и с игрушками , и с любыми предметами)
- любые игры с правилами : прятки, жмурки, «Хали-Хало», «Тише едешь, дальше будешь», «Вышибалы» и другие ( выполняя правила, у ребенка развивается произвольное внимание, регуляция движений, снижаются импульсивные реакции)
Таким образом, вовлекая дошкольников каждый день в игровую деятельность, преимущественно в игры с правилами, мы можем способствовать улучшению произвольного внимания детей. Это , безусловно, благоприятно скажется на их дальнейшем развитии и успехах в учебной деятельности.
Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева «Преодоление трудностей обучения», Спб, 2008.
Т.В.Ахутина Е.Ю.Матвеева «Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения», курс лекций (АНО ДПО «Институт нейропсихологии и нейрофизиологии развития ребенка»), 2024 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План развития воспитателя на 5 лет...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных ивзаимообусловленных представлений о пространстве, фор...

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....
