Развитие внимания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
статья

Якимова Светлана Владимировна

Развитие внимания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Внимание – это сложная высшая психическая функция, которая развивается в онтогенезе. Простыми словами, внимание -это способность человека сосредоточиться на чем-то, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

В младенческом возрасте  у ребенка преобладает эмоциональное внимание. Длительность фиксации на интересующем объекте измеряется несколькими секундами. Внимание еще пока непроизвольное. В дошкольном возрасте происходит становление произвольной регуляции действий, а значит и произвольного избирательного внимания.

Для контроля за своим вниманием ребенок может использовать внешнюю самостоятельную регуляцию, чтобы себя организовывать. Например,  используется речь. Взрослые пользуются письменной речью, оставляя  какие-то заметки на бумаге, чтобы не забыть что-то сделать. Дети же активно использую устную речь в своих играх, озвучивая действия персонажей, проговаривая все вслух. Это эгоцентрическая речь. Она является внешним средством, опорой для формирования функции внимания. В 3-4 года такая речь является важным этапом в развитии произвольного внимания. А вот когда ребенок замысливает, планирует , что нужно сделать и выполняет  – это интрапсихический этап. Не все дети могут достигнуть этого этапа. Но наша задача – максимально к нему приблизиться. Однако внешними помощниками, такими как устная и письменная речь и др, можно пользоваться всегда по мере необходимости.

Все чаще в дошкольной практике мы сталкиваемся с детьми, которые ,находясь один на один с педагогом, выполняют задания хорошо, а в коллективе справиться не могут. Это связано с тем, что в индивидуальном формате работы педагог держит и направляет внимание ребенка сам, выполняя за него эту функцию. А на групповых занятиях ребенок не справляется с этой задачей. Его внимание рассеивается, и он теряется, начиная отвлекаться на посторонние стимулы.

Безусловно, внимание тесно связано с регуляцией, программированием и контролем деятельности. Поэтому, если ребенку сложно удерживать свое произвольное внимание, он часто отвлекается и испытывает трудности в доведении начатого дела до конца. У таких детей наблюдаются сложности в обучении и в усвоении образовательных программ.

Наша задача, как педагогов, помочь детям развивать произвольное внимание. Хорошие результаты достигаются в процессе игровой деятельности. Рекомендуем следующие игры разной направленности:

  1. Словесные и настольные дидактические

- игры «Реакция выбора» ( во всевозможных вариациях), ( на определенном слове нужно хлопнуть в ладоши, подать знак или выполнить любое другое действие)

- игры «МЕМОРИ» ( когда ребенок концентрирует внимание , пытаясь запомнить 2 одинаковые картинки)

- игра «Доббль» ( когда нужно первым найти на своей карточке точно такую же картинку )

- игра «Ассоциативный ряд» ( когда дети по очереди называют слова, относящиеся к какой-то категории, не повторяясь)

- игра «Пожалуйста» ( дети должны выполнять то или иное действие только при условии, что ведущий произнесет слово «пожалуйста» )

- любые настольные игры с правилами

           2. Подвижные

- игра «Резиночка» ( когда все дети стоят в кругу с натянутой на ноги резинкой. Ведущий называет вслух разные слова и все игроки должны выпрыгнуть на определенном слове, оговоренном ранее)

- игра «Река-Берег» , «Воробьи – Вороны» ( на каждом слове должно быть определенное действие, оговоренное ранее. Важно быть внимательным и слушать слова, которые ведущий может называть вперемешку)

- игра «голова-ноги, плечи-локти» ( на каждом слове участники показывают соответствующую часть тела, затем можно правила усложнять, показывая все наоборот)

- игра «съедобное-несъедобное» ( либо ловить , либо отбрасывать мяч)

- игра «Что изменилось» ( можно проводить и с детьми, и с игрушками , и с любыми предметами)

- любые игры с правилами : прятки, жмурки, «Хали-Хало», «Тише едешь, дальше будешь», «Вышибалы» и другие ( выполняя правила, у ребенка развивается произвольное внимание, регуляция движений, снижаются импульсивные реакции)

Таким образом, вовлекая дошкольников каждый день в игровую деятельность, преимущественно в игры с правилами, мы можем способствовать улучшению произвольного внимания детей. Это , безусловно, благоприятно скажется на их дальнейшем развитии и успехах в учебной деятельности.

Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева «Преодоление трудностей обучения», Спб, 2008.

Т.В.Ахутина Е.Ю.Матвеева  «Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения», курс лекций (АНО ДПО «Институт нейропсихологии и нейрофизиологии развития ребенка»), 2024 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных ивзаимообусловленных представлений о пространстве, фор...

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....