«Наш дом — Южный Урал»
план-конспект занятия (старшая группа)

Маргейм Надежда Анатольевна

Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае. Воспитывать чувства патриотизма и уважение к своей Родине. Воспитывать эмоциональное положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному краю, селу.

Оборудование: презентация «Заповедник»; письмо от Старика – Краеведа; глобус; шарик; аквариум с рыбками; карта России.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, нам на почту детского сада пришло письмо от Старика - Краеведа, я вам его сейчас зачитаю.

Краевед, ребята, это – человек который изучает родной край. (Переводится - Край ведать)

«Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Я – Старик –Краевед, всё ведаю всё знаю о своей Стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего края и придумал интересное путешествие. Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но прежде чем отправиться я хочу проверить, готовы ли в путь. Ответьте на мои вопросы.

1. Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета. (Глобус)

2. Глобус, имеет какую форму?

Воспитатель: Верно, шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей).

- А людей, которые живут в России, как можно назвать? (Россияне)

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.

2. Основная часть.

-Ребята! А в какой области мы живем?

Правильно! В Челябинской области, обратите внимание на карту. А еще мы говорим, что живем на Южном Урале.

- Среди просторов нашей родины есть чудесный край, в котором мы живём.

- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)

- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.

- Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).

- Ребята, что такое Родина?

Правильно! Это место, где человек родился и живет. Где мы узнаем, что такое дружба и у нас появляются первые друзья. Где нам всем живется хорошо, радостно и счастливо.

-Для вас, я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать, за что мы любим наш поселок.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

(Дети передают шарик – сердечко и говорят, за что они любят нашу родину)

- Я люблю свою родину, потому что здесь живут мои родные!

- Я люблю свою родину, потому что она красивая!

- Я люблю свою родину, потому что здесь мои друзья!

- Я люблю свою родину, потому что здесь я родился!

- Я люблю свою родину, потому что здесь живут мои бабушка и дедушка!

- Я люблю свою родину, потому что она замечательна!

- Я люблю свою родину, потому что она уютна!

- Я люблю свою родину, потому что мне здесь весело!

- Я люблю свою родину, потому что она многонациональна!

- Я люблю свою родину, потому что здесь мой дом!

- Я люблю свою родину, потому что здесь мои мама и папа!

- Я люблю свою родину, потому что она самая любимая!

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем богат наш Южный Урал?

-Да, у нас много рек, озер, разнообразный животный и растительный мир, богатые леса, есть металл, драгоценные камни, выращивают хлеб, делают трактора и машины, добывают нефть. На Южном Урале очень красивая природа – есть горы и пещеры, реки большие и малые, лечебные озера. Также есть Ильменский заповедник, очень уникальное место.

-Кто мне скажет, что такое заповедник?

Заповедник –это такое место, где человек не может выстроить дом, вырубить лес, построить фабрику или завод. Заповедник – это дом не для человека, а для животных и растений. Здесь они – полные хозяева. Их жизни ничего не грозит – ведь в заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, здесь не должно быть посторонних. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника.

Мы сейчас с вами немного по путешествуем по Ильменскому заповеднику, который расположен недалеко от города Миасса Челябинской области.

Физминутка.

Осторожно ветер

За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко (постучать кулачком)

Пробежал по крыше, (бег на месте)

Покачал тихонько

Ветками черемух (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то,

Вперемешку с пылью. (полетели)

Ильменский заповедник очень красив. Среди гор, покрытых тёмными хвойными и лиственными лесами, живут животные, птицы, ягоды, деревья, насекомые и различные камни.

Раз земля заповедная, значит - неприкосновенная. Что нельзя делать в заповеднике?

В заповеднике нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озёрах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры. Это все запрещено делать!

А вот любоваться красотой уральской природы можно. На территории заповедника находятся 30 озёр. Среди них есть озеро Большой Еланчик. Оно очень красивое. Вода в нём чиста и прозрачна.

На территории заповедника проживает более 57 видов животных, самые распространение из них – лоси и косули, волки, лисицы, пятнистые олени и кабаны, кроты и ежи.

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: развивать умение обобщать и выделять предметы отличные от других по определенным признакам, свойствам, качествам; умение сравнивать и делать простейшие выводы.

Ход игры: Рассмотреть предложенные картинки, найти лишний предмет по внешним признакам, используя ранее полученные знания.

А так же заповедник богат птицами, можно встретить 170 различных видов птиц, к ним относятся лебеди, серые гуси, глухари, рябчики.

Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»

Цель: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц); воспитывать любовь к природе, ко всему живому (к птица)

Ход игры: дети стоят в кругу, воспитатель перечисляет перелетных и зимующих птиц. Если услышали зимующих птиц, то крепко обнимите себя крепко. Если услышали перелетных птиц, то машите руками и полетели.

Перелетные птицы

Ласточка

Аист

Дрозд

Дикая утка

Грач

Кукушка

Соловей

Цапля

Стриж

Зимующие птицы:

Сова

Дятел

Синица

Снегирь

Голубь

Воробей

Сорока

Ворона

Глухарь

Также в заповедной зоне обитают рыбы: карась, окунь, щука, ерш, лещ, карп, сом, лосось.

Игра «Водные обитатели»

Цель: Закрепить названия рыб. Развить у детей кругозор, мышление, память.

Ход игры: Вылови речную рыбу и назови что за рыба.

Ильменский заповедник богат деревьями. Какие виды деревьев вы знаете?

Заключительная часть.

-Где мы с вами побывали? Что узнали?

-Какие животные встречаются в заповеднике?

-Какие рыбы?

-Что нельзя делать в заповеднике?

Смотрите ребята, а что это такое?

-Верно, это подарок. Откроем и посмотрим, что там?

-Так это карта, которую прислал нам старик – Краевед, какая она большая: здесь есть и леса, и моря, и реки, и горы. Великая наша Россия!

Раскинулась она от Крайнего Севера до южных морей. Это огромная страна!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilmenskii-zapovednie_0jpj4_1.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Ильменский заповедник

Слайд 2

Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем Целая планета

Слайд 9

Физминутка

Слайд 13

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 14

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 15

Игра «Четвертый лишний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...