Использование современных игровых технологий в ДОУ
презентация

Ирина Сергеевна Алексенко

игровые технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация, игровые технологии2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование современных игровых технологий в ДОУ» Учитель-логопед : Алексенко И.С.

Слайд 2

Актуальность : Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Как же используются игры в логопедической работе? Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания, во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.

Слайд 3

Цели и задачи: Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи . А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Слайд 4

На логопедических занятиях используются: Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Настольно – печатные , задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

Слайд 5

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции: обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач); диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка); терапевтическую ( выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении); коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка); развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным). Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Слайд 6

Применение игровых технологий на логопедических занятиях в ДОУ: делает ребѐнка более активным; повышает познавательный интерес; развивает память, мышление и внимание; способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме: развивает логическое и критическое мышление; формирует навык выстраивания причинно-следственных связей; воспитывает креативный подход к решению поставленных задач; поощряет проявление инициативы; способствует физическому развитию. Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать еѐ средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать еѐ способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала . Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей .

Слайд 7

Игровые приемы используемые при дыхательной гимнастике Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей . Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы: «Прокати машинку» , «Бабочка лети» , «Задуй свечку» , «Покатай карандаш» , «Фокус» , и т. п.

Слайд 8

Игровые приемы используемые при а ртикуляционной гимнастике Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. 1. На начальном этапе логопедической работы необходимо познакомить детей с органами артикуляции. 2.Пассивная гимнастика предполагает проведение упражнений руками логопеда- показ ребёнку артикуляции 3. Так же можно использовать самомассаж мышц языка и губ во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Слайд 9

Игровые приемы используемые при пальчиковой гимнастике Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, конструкторы, шнуровки, пазлы , пирамиды, волчок; игры на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый» , «Найди такой же на ощупь» , «Чудесный мешочек» и т. п

Слайд 10

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Заведи мотор» , «Песенка» , «Лабиринты» , «Фотограф» , «Мой, моя» , «Живое - неживое» , «Подбери словечко» , «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение» , «Веселый поезд» , «Волшебная дорожка» и многие другие.

Слайд 11

Игровые приемы используемые при развитии мелкой моторики Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». А для развития мелкой моторики, скоординированности движений, графо-моторной координации использую: прищепки, пластиковые кольца, игры из бросового материала, камешки Марблс - они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства. Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию. Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем, Разные - разные: Голубые, красные, Желтые, зеленые, Легкие, тяжелые. Инновационные методы и приемы, которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты

Слайд 12

Игровые приемы для развития речи с движением Речь с движением – это метод направленный на развитие и коррекцию моторных навыков, суть которого заключается в проговаривании текста, чаще всего стихотворного, с одновременным выполнением действий. «Лётчик» Быть шофёром хорошо, (дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль) А лётчиком - лучше. Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат. (бегут, расставив руки, как крылья) Наливаю в бак бензин, (остановились, наклонили воображаемый сосуд) Завожу пропеллер. (круговое движение правой рукой) «В небеса, мотор, вези, Чтобы птицы пели». (бегут, расставив руки ) Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний» , «Найди отличия» , «Что спрятано?» , «Лабиринты» , и многие другие.

Слайд 13

Игровые приемы для развития фонематического восприятия Развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай что звучит» , «Тишина» , «Близко – далеко» , «Слушай – выбирай» , «Какое слово отличается?» , «Найди звук» , «Угадай слово» , «Поймай заданный звук» , « Звукоедик » , «Домики» , «Звонкий – глухой» , «Твердый – мягкий» , «Поезд» , «Собери слово» , «Где звук?» и др.

Слайд 14

Игровые приемы для развития лексико-грамматической стороны речи Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь – это возможность понимания слов, активный – употребление их в речи. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение . Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как: «Один – много» , «Назови ласково» , «Сосчитай» , «Из чего сделано?» , «Чей, чья, чье?» , «Какой бывает?» , «Назови одним словом» , «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи: «Продолжи предложение» , «Пословицы и поговорки» , «Магазин» , «Угадай» , «Нелепицы» , «Придумай сказку» , «Исправь предложение» и другие.

Слайд 15

«Фразовый конструктор» для развития речи Одним из важных этапов развития связной речи является формирование фразовой речи, подразумевающей правильное употребление всех её частей, их последовательное построение в предложении, логическое и смысловое содержание. В целях реализации данной задачи в своей работе я использую такое методическое пособие, как «фразовый конструктор». Неоспоримое достоинство его в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные взрослым, но и с удовольствием вовлекаются в деятельность по составлению предложений самостоятельно или по предоставленному шаблону. Занятия с использованием фразового конструктора помогают формировать связность и чёткость высказываний, обогащать активный и пассивный словарь, учат правильному построению предложений из двух и более слов, развивают слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы. Таким образом, использование фразового конструктора и игрушек- ходилок в работе с детьми с нарушениями речи является доступным, эффективным и интересным способом для формирования фразовой речи. Отмечено, что поэтапная и систематическая работа приводит к положительному результату – при общении со сверстниками и взрослыми дошкольники стали сознательно использовать разные типы грамматически правильно построенных предложений, тем самым совершенствовать связную монологическую и диалогическую речь.

Слайд 16

«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.

Слайд 17

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач: 1. обучение построению предложений от двусоставных до более сложных; 2. установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; 3. актуализация накопленного пассивного и активного словаря; 4 . формирование связности и чёткости высказывания. У фразового конструктора есть несколько правил: 1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами: существительные и глаголы. 2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой .

Слайд 18

Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой

Слайд 19

Далее по моделям включаются уже прилагательные. Например, прилагательное цвета можно изобразить кляксу определённого цвета. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Если у нас множественное число, то предметов должно быть много . Словосочетание «Желтые листья»

Слайд 25

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов. Таким образом, использование выше перечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом . Спасибо за внимание))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство    всестороннего развития ребёнка    «В мире удивительных островов»     Занятия с детьми ст...

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

НОД c использованием современных игровых технологий "Путешествие в фиолетовый лес"

Работу подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 362 г.о.Самара Лоза Ирина Витальевна. Материал предназначен развития интеллектуальных и творческих способностей детей подготовительной группы через игровую д...

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского

В данном конспекте  "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...