Публичный доклад
методическая разработка

Дьяконова Анна Михайловна

«Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников через различные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение

«Детский сад «Теремок» ст. Буранная

Тема моего доклада: «Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников через различные виды деятельности»

Актуальность дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей

Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном  этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Сегодня я хочу поделиться своей педагогической находкой.

Как нетрадиционные игры по развитию мелкой моторики могут успокоить, заинтересовать и увлечь даже самого непоседливого малыша.

Работу  необходимо начинать  в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.  

Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: 

«Истоки способностей и дарований детей находятся на  кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

 Цель: Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через  инновационные методы и различные виды деятельности.

 Задачи: 

  • Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах продуктивной деятельности;
  • разработать систему занятий в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Слайд 6.

Мелкая моторика взаимодействует: с речью, вниманием, мышлением наблюдательностью,  координацией движений и пространственным восприятием, зрительной и двигательной памятью,  воображением.

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но хочется подойти к решению этой проблемы творчески

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванной технологией.

Слайд 7. К инновационным методам относится:

Биоэнергопластика  -включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

«Дятел»

Тук-тук-тук,---- – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой

Тук-тук-тук,--- наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево

Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Т.е. происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Су - Джок терапия. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
Выполняется массаж специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Движения соответственно тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Кинезиология.  -наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Выполняя упражнения у ребёнка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении.
В процессе проговаривания потешек , ребенок меняет положение рук.

«Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Кинетический песок  -  это уникальная инновационная разработка в сфере развивающих игр для детей.

  • отлично лепится
  • легко принимает любую форму и долго сохраняет ее;
  • не распадается на отдельные песчинки;
  • не прилипает к рукам и другим предметам.

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр.

Камешки Марблс  - Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально.

Практическая часть.    9 слайд .

Оценка качества развития мелкой моторики рук.

    Прежде, чем  приступить к работе, мной была использована оценка качества развития мелкой моторики и определена степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет). Система оценки включает в себя следующие этапы:

1. Статические упражнения- проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжение мышц.

2. Динамические упражнения- используется метод работы с бумагой: вырезание ножницами, обрывание листа по контуру.

3. Тактильное ощущение- узнавание качества и формы предмета на ощупь ( игра «Чудесный мешочек»).

4. Координация движений- оценивается быстрота переключения с одного движения на другой ( упражнение «Ладонь- ребро- кулак»).

5. Обследование щепоти руки- оценивается ловкость ребенка при выполнении задания «Катание шарика».

6. Готовность к обучению письму- выявляется умение проводить анализ и синтез простого изображения; соблюдение ритма изображения; ориентирование в клетке (задание «Бордюры»).

 И конечно же,   взаимодействие с родителями.

Это - одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

В начале года  провела  

  1. Родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Знакомство с Су – Джок терапия» 

  1. Проведено анкетирование родителей на тему «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
  2.  Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка».
  3. Подготовила  наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».

Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ.

Оценка качества развития мною проводилась в начале, в середине  и в конце учебного года. Результат представлен в виде таблицы:

    На которой  видно, что в начале года  развивая мелкую моторику рук детей посредством  игр через разные виды деятельности, я добилась определенных результатов.

В процессе проведения повторной диагностики  прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем  22% воспитанников, средний уровень у 65 % детей,  низкий – у 13 %.

Таблица 1

Уровень развития мелкой моторики детей 2021-2022 учебный год

Уровни

Начало учебного года

Сентябрь

 Промежуточная  

Декабрь

Конец учебного года

Май

Высокий

  1 (5%)

  2 (9%)

  5(22%)

Средний

12 (52%)

13(56%)

15 (65%)

Низкий

10 (43%)

 8 (35%)

  3 (13%)

Количество детей

      23

    23

       23

Таблица 2

Уровень развития мелкой моторики детей 2022-2023 учебный год

Уровни

Начало учебного года

Сентябрь

Промежуточная Декабрь

Конец учебного года

Май

Высокий

  5(22%)

10 (43%)

Средний

15 (65%)

12 (52%)

Низкий

  3 (13%)

1 (5%)

Количество детей

       23

23

Анализ результатов  промежуточного обследования (декабрь  2022 года) показывает, что у десяти   детей (43%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.

Двенадцать воспитанников (52%) представили средний уровень развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.

У одного  (5 %) наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Он затрудняется в выполнении подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Его движения еще раскоординированы.

Таким образом, результаты промежуточной  диагностики показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей, количество дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось.

Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, дети  научились уверенно сгибать и разгибать пальцы, движения рук стали более скоординированы.

Если раньше дети испытывали трудности в самообслуживании (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и т.д.), то после проведённой работы по развитию мелкой моторики эти трудности в значительной степени ушли.

В изобразительной деятельности для многих детей стало доступно выполнение программных заданий. Дети уверенно держат  карандаш и проводят штрихи. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков  (дети свободно манипулируют мелкими предметами).

ВЫВОД

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов и инновационных методов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

В перспективе  поставила перед собой следующие задачи: 

-продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Публичный доклад МАДОУ №37 "Журавлик"г.Дрезна Московской обл.

Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям сред...

Публичный доклад заведующей МДОУ детский сад №1 п. Радченко за 2011 год.

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДо деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 п. Радченко  за 2011 год  Общая характеристика учрежденияТип:  дошко...

Публичный доклад "Анализ деятельности ДОУ за 2010-2011 уч.год"

Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения....

Публичный доклад

Публичный  доклад  об образовательной и финансово-хозяйственной   деятельности   АМДОУ  детского сада комбинированного  вида  «Кирпичики»за 2010 -2011 учеб...

Публичный доклад

Публичный доклад...