Публичный доклад
методическая разработка
«Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников через различные виды деятельности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«Детский сад «Теремок» ст. Буранная
Тема моего доклада: «Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников через различные виды деятельности»
Актуальность дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Сегодня я хочу поделиться своей педагогической находкой.
Как нетрадиционные игры по развитию мелкой моторики могут успокоить, заинтересовать и увлечь даже самого непоседливого малыша.
Работу необходимо начинать в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский:
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Цель: Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через инновационные методы и различные виды деятельности.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах продуктивной деятельности;
- разработать систему занятий в соответствии с возрастными особенностями детей;
- совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Слайд 6.
Мелкая моторика взаимодействует: с речью, вниманием, мышлением наблюдательностью, координацией движений и пространственным восприятием, зрительной и двигательной памятью, воображением.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но хочется подойти к решению этой проблемы творчески
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванной технологией.
Слайд 7. К инновационным методам относится:
Биоэнергопластика -включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
«Дятел»
Тук-тук-тук,---- – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой
Тук-тук-тук,--- наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево
Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Т.е. происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Су - Джок терапия. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
Выполняется массаж специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Движения соответственно тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Кинезиология. -наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Выполняя упражнения у ребёнка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении.
В процессе проговаривания потешек , ребенок меняет положение рук.
«Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
Кинетический песок - это уникальная инновационная разработка в сфере развивающих игр для детей.
- отлично лепится
- легко принимает любую форму и долго сохраняет ее;
- не распадается на отдельные песчинки;
- не прилипает к рукам и другим предметам.
Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр.
Камешки Марблс - Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально.
Практическая часть. 9 слайд .
Оценка качества развития мелкой моторики рук.
Прежде, чем приступить к работе, мной была использована оценка качества развития мелкой моторики и определена степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет). Система оценки включает в себя следующие этапы:
1. Статические упражнения- проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжение мышц.
2. Динамические упражнения- используется метод работы с бумагой: вырезание ножницами, обрывание листа по контуру.
3. Тактильное ощущение- узнавание качества и формы предмета на ощупь ( игра «Чудесный мешочек»).
4. Координация движений- оценивается быстрота переключения с одного движения на другой ( упражнение «Ладонь- ребро- кулак»).
5. Обследование щепоти руки- оценивается ловкость ребенка при выполнении задания «Катание шарика».
6. Готовность к обучению письму- выявляется умение проводить анализ и синтез простого изображения; соблюдение ритма изображения; ориентирование в клетке (задание «Бордюры»).
И конечно же, взаимодействие с родителями.
Это - одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
В начале года провела
- Родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Знакомство с Су – Джок терапия»
- Проведено анкетирование родителей на тему «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
- Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка».
- Подготовила наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».
Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ.
Оценка качества развития мною проводилась в начале, в середине и в конце учебного года. Результат представлен в виде таблицы:
На которой видно, что в начале года развивая мелкую моторику рук детей посредством игр через разные виды деятельности, я добилась определенных результатов.
В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
С высоким уровнем 22% воспитанников, средний уровень у 65 % детей, низкий – у 13 %.
Таблица 1
Уровень развития мелкой моторики детей 2021-2022 учебный год
Уровни | Начало учебного года Сентябрь | Промежуточная Декабрь | Конец учебного года Май |
Высокий | 1 (5%) | 2 (9%) | 5(22%) |
Средний | 12 (52%) | 13(56%) | 15 (65%) |
Низкий | 10 (43%) | 8 (35%) | 3 (13%) |
Количество детей | 23 | 23 | 23 |
Таблица 2
Уровень развития мелкой моторики детей 2022-2023 учебный год
Уровни | Начало учебного года Сентябрь | Промежуточная Декабрь | Конец учебного года Май |
Высокий | 5(22%) | 10 (43%) | |
Средний | 15 (65%) | 12 (52%) | |
Низкий | 3 (13%) | 1 (5%) | |
Количество детей | 23 | 23 |
Анализ результатов промежуточного обследования (декабрь 2022 года) показывает, что у десяти детей (43%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.
Двенадцать воспитанников (52%) представили средний уровень развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.
У одного (5 %) наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Он затрудняется в выполнении подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Его движения еще раскоординированы.
Таким образом, результаты промежуточной диагностики показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей, количество дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось.
Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, дети научились уверенно сгибать и разгибать пальцы, движения рук стали более скоординированы.
Если раньше дети испытывали трудности в самообслуживании (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и т.д.), то после проведённой работы по развитию мелкой моторики эти трудности в значительной степени ушли.
В изобразительной деятельности для многих детей стало доступно выполнение программных заданий. Дети уверенно держат карандаш и проводят штрихи. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков (дети свободно манипулируют мелкими предметами).
ВЫВОД
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов и инновационных методов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
В перспективе поставила перед собой следующие задачи:
-продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...

Публичный доклад МАДОУ №37 "Журавлик"г.Дрезна Московской обл.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям сред...

Публичный доклад заведующей МДОУ детский сад №1 п. Радченко за 2011 год.
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДо деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 п. Радченко за 2011 год Общая характеристика учрежденияТип: дошко...
Публичный доклад "Анализ деятельности ДОУ за 2010-2011 уч.год"
Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения....
Публичный доклад МБДОУ "Детский сад "Радость"
Публичный доклад...

Публичный доклад
Публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности АМДОУ детского сада комбинированного вида «Кирпичики»за 2010 -2011 учеб...
Публичный доклад
Публичный доклад...
