Мастер-класс Круги Эйлера
методическая разработка

Камалова Марина Риксовна

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «Росинка» городского округа город Октябрьский

Республика Башкортостан

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Использование кругов Эйлера для развития  логического мышления дошкольников»

Подготовила и провела

воспитатель

I квалификационной категории:

М.Р. Камалова

Согласовано ст. воспитатель

______Н.В. Цыцулина

Дата проведения: «__________»

г. Октябрьский, РБ

2021г.

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

Задача:

  1. Познакомить с кругами Эйлера.
  2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию логического мышления.

Ход мастер-класса:

(Слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер- класса  «Использование кругов Эйлера для развития  логического мышления дошкольников».

(Слайд №2) Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.

(Слайд №3) Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Существуют несколько моделей кругов: а) Непересекающиеся круги; б) Пересекающиеся круги; в) Один круг вложен в другой.

Круги Эйлера можно использовать как в организованной  образовательной деятельности с детьми  по развитию речи, по познавательному развитию, по  ФЭМП, так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает логическими действиями, учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.                            

Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им  объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися (Рис.(а)). Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые.

(Слайд №4) Задание №1:

«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг - транспорт».

Вопрос: Как вы думаете, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой?

(Слайд №5) - А что если немного сдвинуть круги? (Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них частично наложился на другой, образуя общее для двух кругов пространство). 

Вывод: Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов (Рис.(б)).

В математике применение этой технологии лучше начать со сравнения геометрических фигур.

        Составить задания для других вариантов ответа будет не сложно. Если вначале берется один признак предмета (форма или цвет), то позже можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В средней возрастной группе круги Эйлера возможно использовать в ходе работы с детьми, направленной на сравнение геометрических фигур и форм, формирование умения видеть геометрические  фигуры в формах окружающих предметов; формирование умения детей понимать отношения между числами в пределах 5.

(Слайд №6) Основное внимание в программах уделяется моделированию классификационных отношений между понятиями, которые определяются с помощью вложенных или непересекающихся кругов. Дети учатся строить довольно сложные модели с несколькими кругами, вложенными в один (два уровня обобщения – Рис.(а)), или даже с несколькими кругами, вложенными один в другой (три и более уровня обобщения – Рис.(б)).

Задание 2 (Рис.а): Желтый круг – транспорт, голубые круги – наземный, водный и воздушный транспорт;

Задание 3 (Рис.б): Желтый круг – животные, голубые круги – домашние и дикие животные, зеленые круги – травоядные и хищные животные.

(Слайд №7) Задание 4: 

У вас есть картинки с изображением животных (домашние и дикие). Разместите их в круги. Какой вариант вы выберите? Почему?

         (Слайд №8) Ответ: вариант В.

        (Когда  все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.)

ВЫВОД: Используя в работе с детьми  данную технологию, мы  способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими  компонентами, умений сравнивать и  классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки,  рассуждать,  которые необходимы ребенку  при подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование кругов Дьенеша с целью положительной мотивации детей к обучению в школе"

Передача  молодым специалистам личного профессионального опыта в педагогической деятельности в работе с кругами Дьенеша....

мастер класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"...

мастер-класс "Использование кругов Эйлера в речевом развитии детей"

Использование кругов Эйлера для речевого развития летей....

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...

Мастер -класс. Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

Повышение уровня педагогической компетентности по использованию кругов Луллия (технология ТРИЗ) в развитии дошкольников....