Индивидуальный образовательный маршрут
материал (младшая группа)

Лоторева Любовь Андреевна

ИоМ ребёнка дошкольника младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка I- младшей группы  «звёздочка»

(2-3 лет)

Иванов Иван Иванович

 года рождения

Воспитатели:

                             

20___-20____  учебный год

Пояснительная записка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков,  

недостаточно овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мало  использует вербальные и невербальные средства общения. У ребёнка не достаточно сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

Мало развиты социально-коммуникативные навыки, нарушено восприятие, недостаточный или отсутствует общение с воспитателем и сверстниками.

Имеет не совершенные навыки по физическому развитию,   отсутствуют элементарные речевые навыки (мама, папа, би-би-ка и т.д.) характерные для данного возраста, слабо развитая мелкая моторика.

Ребёнок эмоционально не устойчив, склонен к агрессивному поведению по отношению к сверстникам, не активен на занятиях, ведёт самостоятельную деятельность.

Задачи: 

  • обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми;
  • создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира, мелкой моторики;
  •  оказание помощи в овладении культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания;
  • совершенствование физических навыков;
  •  формирование эмоциональной устойчивости;
  •  оказание методической помощи родителям.

.

ОО Речевое развитие

 Не  сформирована речь, отсутствуют элементарные речевые навыки соответствующие возрасту, не может сопровождать речью игровые и бытовые действия, не проговаривает слова и небольшие фразы, не может отвечать на простейшие вопросы

Методы и приемы, используемые в работе

«ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

ОО Социально-коммуникативное развитие

Мало развиты социально-коммуникативные навыки, нарушено восприятие, недостаточный или отсутствует общение с воспитателем и сверстниками.

«Кошки-мышки»

Цель: формирование стремления действовать вместе со взрослым. Стимулирование речевой активности, учить находить кошку и мышку, одинаковых по цвету.

 «Огород».

Цель: развитие умения группировать предметы, развитие творческой активности, формирование стремления действовать со взрослым в игровой ситуации.

« Черепаха».

Цель: учить детей соотносить предмет по форме( круг, квадрат, треугольник, овал), совершенствовать мелкую моторику рук.

«Вежливые слова»

Цель: проявление уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

ОО Физическое развитие

Имеет не совершенные навыки по физическому развитию соответствующие данному возрасту.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать ловкость, быстроту движений.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель: развивать координацию движений.

Игра малой подвижности «Ровным кругом»

Цель: уметь строить круг.

ОО Познавательное развитие

«Найди предмет»

Цель: формировать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

«Веселые матрешки»

Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по разным качествам  величины.

«Ищи и находи»

Цель: формировать умение находить в комнате предметы разной формы по слову-названию.

ОО Художественно-эстетическое развитие

«Играем в сказку»

Цель: воспитание художественных способностей детей главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства.

Игра «Магазин цветов».

Цель: способствовать развитию восприятия фактуры и цвета материала и соотносить с характером, обликом присущим тому или иному сказочному герою; развивать ассоциативно-образное мышление

«Громко – тихо»

Цель: Развивать способность различать звуки по силе звучания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....