Путешествие в старину.
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Писанова Екатерина Анатольевна

Цель: познакомить с культурой и традициями древней Руси, историей своей страны.

Задачи:

  1. расширять первичные представления о родине, ее истории;
  2. продолжать знакомить с традициями русского народа; 
  3. воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своей страны;
  4. обогащать речь детей;
  5. упражнять в подборе прилагательных, характеризующих качество предмета;
  6. уточнить представления о деятельности человека в осенний период;
  7. продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_starinu_2.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Конспект занятия «Путешествие в старину»

Подготовили:

Писанова Е. А.

г. Первомайск, 2025 г.

Цель: познакомить с культурой и традициями древней Руси, историей своей страны.

Задачи:

  1. расширять первичные представления о родине, ее истории;
  2. продолжать знакомить с традициями русского народа; 
  3. воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своей страны;
  4. обогащать речь детей;
  5. упражнять в подборе прилагательных, характеризующих качество предмета;
  6. уточнить представления о деятельности человека в осенний период;
  7. продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

Материалы: макет крестьянского двора, муляжи животных, изображение пахоты, картофель разного размера, тазы, овечья шерсть, куриные, гусиные и бумажные перья, тазы с водой, растительное масло, кисти, пипетки, ножницы, камни, салфетки.

Ход занятия:

В. Ребята, какое сейчас время года? В осенний период крестьяне очень много трудились. Вы хотите отправиться в старину и помочь крестьянам? Сможете?

Я приглашаю вас на крестьянский двор. Дети подходят к макету крестьянского двора.

В. Крестьянский двор включал в себя избу, огород, хозяйственные постройки и постройки для содержания скота, такие как конюшня, свинарня, овчарня, хлев. У зажиточных крестьян каждое строение имело своё назначение, у бедных одна постройка служила для разных нужд.

Игра «Кто, как голос подает?»

Посмотрите, как много животных живет у крестьян. Я предлагаю вам вспомнить кто, как голос подаёт. Например: корова –… мычит, лошадь – …ржёт, свинья – …хрюкает, овца – …блеет, коза - … млеет, курица - … кудахчет, петух - … кукарекает, гусь - … гогочет, индюк - … болбочет, утка - … крякает.

А теперь давайте проводим животных к их жилищам.

Игра «Кто, где живет?»

Дети называют жилище животного и ставят его к нему. Например: лошадь живет в конюшне…

В. Какой работой крестьяне занимались в осенний период? Правильно, собирали урожай, а затем пахали землю сохой и плугом, в которые впрягали лошадь (Воспитатель показывает изображение пахоты). Картофель при выкопке разделяли на четыре группы: крупный, средний, мелкий и поврежденный или больной. Вы хотите помочь крестьянам разделить картофель? Сможете?

Игра «Собери картофель»

Детям предлагается собрать и разделить на фракции картофель, разместить его по тазам.

Молодцы ребята, успешно справились со своей работой!

В. Осенью проводили стрижку овец, чтобы они успели отрастить новую шерсть до наступления холодов. Что делают из шерсти? У меня есть немного шерсти овцы. Значит, шерсть чья? Правильно, овечья. Я предлагаю вам встать в круг и поиграть с ней.

Игра «Какой, какая, какое?»

Воспитатель передает овечью шерсть по кругу и называет связанные из нее вещи. Дети правильно подбирают окончание прилагательного. Например: джемпер - вязанный, свитер, жилет, платье, жакет, пальто, кардиган, кофта, галстук, пояс, шарф, чулки, носки, колготки, подследники, игрушки, пледы, сумки.

Во время осенней линьки крестьяне собирали перья кур и гусей. Чьи это перья? Правильно, куриные и гусиные. Зачем крестьянам перья? Перья птиц использовали как инструмент для письма; из пухового пера делали перины, одеяла, подушки; перья водоплавающих птиц использовали для сбора мучной пыли. Нам оставили некоторые перья. Вы хотите на них посмотреть и сравнить их? Я приглашаю вас за столы.

Опыты с перьями.

Ребята, я предлагаю взять в руки одно короткое перо.  Чье оно? Правильно, куриное. Опишите, какое оно? (легкое, воздушное, маленькое, пушистое). Интересно, легкое оно или тяжелое? Возьмите в другую руку камень и сравните их по весу. Правильно все перья очень легкие. А знаете, почему они такие легкие и воздушные? Посмотрите внимательно на перо. Из каких частей оно состоит? Из бороздок и стержня. Как вы думаете, что находится внутри стержня? Правильно, внутри стержня пустота, в которой находится воздух. Давайте с вами проверим, отрежем ножницами край у пера и посмотрим, что находится внутри. Видим пустоту. Подушки из перьев, тоже легкие и воздушные.

Чье перо еще лежит перед вами? Гусиное. Чем оно отличается от куриного? Аккуратно опустите свои перья в воду. Что произошло с пером курицы? (утонуло) Почему? (пропускают воду, намокли, стали тяжёлые). Смотрите, что происходит с гусиным пером? (плавает не тонет, оно покрылось капельками). Интересно, что помогает гусиному перу плыть?  Вытащите свои перья на салфетки. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. 

Давайте проведем эксперимент.

У вас большое бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло), а теперь пипеткой капните воду. Что происходит? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря есть пословица «Как с гуся вода». В старину на Руси писали такими перьями. А рисовать ими можно? Давайте попробуем. С помощью чернил нарисуйте бороздки на бумажном маленьком пере.

Итог занятия

Где вы сегодня побывали? Кому помогли? Что делали? У вас получилось помочь крестьянам, потому что вы знаете об их быте, умеете делить картофель на группы, правильно подбирать слова, экспериментировать, делать выводы и рисовать перьями. Вы большие молодцы!

Крестьяне вас благодарят и передают за вашу помощь подковы на счастье. Этот оберег можно раскрасить и украсить любыми материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Путешествие в старину или история одной пуговицы.

В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Путешествие в старину

Занятие знакомит детей  с жизнью их предков....

Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"

Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....

Развлечение "Путешествие в старину глубокую".

Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"

Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...