Создание условий для формирования учебной готовности у детей 6–7 лет в рамках подготовительной программы ДОУ
статья (подготовительная группа)

Гончарова Марина Васильевна

В статье рассматривается актуальная проблема подготовки детей подготовительного возраста (6–7 лет) к обучению в школе.

Раскрываются содержание и особенности подготовки, а также анализируются эффективные модели сотрудничества родителей и образовательных учреждений для успешного формирования у детей готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова М.В.

Воспитатель высшей категории,

МБДОУ №19 «Антошка»,

г. Белгород

Создание условий для формирования учебной готовности у детей 6–7 лет в рамках подготовительной программы ДОУ

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема подготовки детей подготовительного возраста (6–7 лет) к обучению в школе.

Раскрываются содержание и особенности подготовки, а также анализируются эффективные модели сотрудничества родителей и образовательных учреждений для успешного формирования у детей готовности к школе.

Ключевые слова: подготовительная подготовка, готовность к школе, дети 6–7 лет, равные стартовые возможности.

В современном педагогическом научном сообществе появляется новое понятие — «предшкольное образование». Пока оно еще не закреплено в официальных словарях, однако существуют смежные, уже признанные термины, такие как «подготовка к школе», «непрерывность образования», «преемственность между детским садом и школой», «школьная зрелость» и «пропедевтика школьного обучения». Важно отметить, что подготовка детей в ДОУ имеет значение не только для качества последующего школьного образования, но и для общего благосостояния подрастающего поколения. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного развития и воспитания ребенка, а также на сохранение и укрепление его здоровья.

Понятие «предшкольная подготовка» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.

В широком аспекте оно охватывает весь спектр обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в различных социальных условиях — дома, в детском саду, в центрах развития и иных учреждениях, где пребывает ребенок до поступления в школу.

Если рассматривать подготовку в узком понимании, это организованный процесс обучения детей дошкольного возраста в специализированных учреждениях (детских садах, подготовительных группах при школах). Его главная цель — обеспечить адаптацию ребенка к школе без стресса, сохраняя преемственность образовательной деятельности ДОУ.

Готовность ребенка к школе — это гармоничное сочетание четырех важных аспектов: физического, интеллектуального, психологического и личностного. Это значит, что помимо освоения базовых навыков чтения и счета, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать следующими умениями и качествами:

        Навыки взаимодействия: способность устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, умение эффективно коммуницировать, усваивать и применять моральные нормы общества, аргументировано отстаивать свою точку зрения, проявляя при этом адекватное поведение без излишней агрессии или застенчивости.

        Понимание ценности образования: осознание причины необходимости обучения в школе, понимание пользы знаний и наличие подлинного желания их получать.

        Самоорганизация: проявление инициативы в выполнении поставленных задач, умение планировать собственные действия и брать ответственность за их результаты.

        Когнитивные способности: устойчивое внимание, развитое воображение, активный интерес к познанию и сформированные представления об окружающем мире.

        Позитивная самооценка: уверенное отношение к себе и принятие собственной личности.

        Физическая готовность: развитая мелкая моторика, необходимая для письма и речи, хорошее физическое состояние и координация движений.

        Аналитические способности: умение проводить анализ информации, группировать объекты по признакам и выявлять закономерности.

Основной принцип подготовки к школе заключается в ориентации на личность ребенка. Это означает, что сам ребенок, его многообразные потребности и способы их удовлетворения представляют собой высшую ценность. Суть качественной подготовки в ДОУ — сохранить за ребенком право на детство, создать прочную базу для его будущей учебы (духовную, интеллектуальную, физическую) и удовлетворить его познавательные потребности, тем самым способствуя всестороннему развитию.

Ключевое значение в образовании имеет сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от активности самого ребенка. Успех определяется содержанием обучения и способами его освоения — индивидуально или коллективно, в условиях поддержки или давления, с опорой на отдельные психические функции или на личность в целом, посредством пассивного запоминания или активного вовлечения. Для продуктивной подготовки к школе дошкольникам нужно обеспечить развивающую среду, в которой ребенок может занять активную позицию и раскрыть себя как субъект деятельности, включая учебную.

Иначе говоря, детям следует предоставить возможность делиться результатами своих познавательных исследований и обсуждать их непосредственно в процессе обучения. Реализация этих принципов возможна в дошкольных учреждениях или через тесное сотрудничество педагогов с родителями будущих первоклассников. Таким образом, если наша цель действительно подготовить ребенка к школе, необходимо отказаться от представления, что подготовка состоит только в накоплении знаний и умений (чтения, письма, счета). Вместо этого дошкольников следует настраивать на жизнь в школе, создавая условия для их полноценного, осознанного и насыщенного каждого дня, активного исследования мира. Ребенок как личность должен уметь применять свои знания и навыки на практике.

Также крайне важно обеспечить законодательную преемственность между дошкольным и начальным образованием, выделив подготовительное образование в качестве обязательного промежуточного звена в системе непрерывного образования.

Список литературы

  1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  2. Волкова Е. Готов ли ребенок к школе?: Организация совместной работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. — 2001. − № 8. — С. 99–101.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  4. Поштарева Т.В. Роль педагога в образовательном пространстве. // Информационнометодические матер. августовской конф. пед. работников г. Ставрополя – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, 2009. – С. 167–170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эт...

Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей.

Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей....

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....

Создание условий для формирования учебной готовности к школе у выпускников детского сада.

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком старшего  дошкольного возраста является главной задачей для подготовки к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Наша...

Работа с родителями по созданию условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений  - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...

Создание условий для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

Уровни формирования сенсорных процессов при восприятии ребенком окружающего мира....